г. Челябинск |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А76-50855/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 по делу N А76-50855/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Миасского городского округа - Васильева Екатерина Сергеевна (доверенность от 14.01.2022, срок действия до 13.01.2023, паспорт, диплом);
Главного управления лесами Челябинской области - Пинаева Светлана Николаевна (доверенность от 10.01.2022 N 17, срок действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, диплом).
Администрация Миасского городского округа (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области (далее - ответчик, ГУ лесами), в котором просит:
1. Исправить реестровую ошибку, содержащуюся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о границах многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 в контуре N 10 и контуре N 33, исключив при этом контур N 33;
2. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 контура N 10:
Обозначение характерных точек |
Координаты, м в системе МСК-74 |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м |
|
X, м |
Y, м |
||
1733 |
610568,23 |
2245051,44 |
5,0 |
1739 |
610532,43 |
2245043,54 |
5,0 |
1740 |
610393,74 |
2245072,45 |
5,0 |
1741 |
610434,04 |
2245039,48 |
5,0 |
1742 |
610353,24 |
2245099,84 |
5,0 |
1743 |
610321,35 |
2245114,49 |
5,0 |
1744 |
610263,90 |
2245134,00 |
5,0 |
1745 |
610270,38 |
2245156,45 |
5,0 |
1746 |
610328,03 |
2245136,31 |
5,0 |
3. Внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости о следующих координатах характерных точек границ контура N 10 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 между точками, имеющими координаты Х=610791.68, У=2245141.23 и Х=310573.90, У=2245063.32:
Обозначение характерных точек |
Координаты, м в системе МСК-74 |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м |
|
X, м |
Y, м |
||
н1 |
610642,8 |
2245081,41 |
1.3 |
4. Определить площадь контура N 10 земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 с учетом исправления реестровой ошибки, в размере равном 191 123,99 кв.м, погрешность +/- 7 651 кв.м.
5. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о контуре N 33 площадью 414,62 кв.м земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 в следующих координатах характерных точек границ:
Обозначение характерных точек |
Координаты, м в системе МСК-74 |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м |
|
X, м |
Y, м |
||
1 |
610242,71 |
2245181,51 |
5,0 |
2 |
610250,77 |
2245200,76 |
5,0 |
3 |
610224,79 |
2245205,74 |
5,0 |
4 |
610229,77 |
2245182,88 |
5,0 |
6. Определить площадь земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573, с учетом исправления реестровой ошибки, в размере равном 190 021 115 кв.м, погрешность +/- 241 234 кв.м. (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения исковых требований, т. 2 л.д. 66-67).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - Кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице Поволжского филиала (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), общество с ограниченной ответственностью "Регион-Гео" (далее - ООО "Регион-Гео"), общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" (далее - ООО "Стройпроект"), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 исковые требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилось ГУ лесами (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что спорными являются части земельных участков, которые накладываются на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации. Изменению подлежат границы именно лесного участка с изменением его площади, что влечет за собой аннулирования права Российской Федерации, при том что площади лесного участка из состава земель лесного фонда в случае исправления реестровой ошибки изменятся не должны; в случае изменения площади появляется уже спор о праве и ответчиком по данному делу должен быть законный представитель собственника смежного земельного участка.
По мнению апеллянта, ГУ лесами является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку полномочиями на защиту прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией на земли лесного фонда, ГУ лесами не наделено.
Апеллянт также не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что, учитывая, что права на земельные участки зарегистрированы ранее, и их постановка на кадастровый учет произведена ранее регистрации прав и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:00:000000:573, ответчиком не представлено документального подтверждения отнесения земельного участка в спорной части к землям лесного фонда на момент постановки его на кадастровый учет.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 апелляционная жалоба ГУ лесами на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 по делу N А76-50855/2020 принята к производству, назначена к рассмотрению на 24.02.2022.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ГУ лесами отложено на 21.03.2022.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 в составе суда, рассматривающего дело, на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Томилиной В.А. судьей Аникиным И.А.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы ГУ лесами отложено на 25.04.2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, между Администрацией (заказчик) и ООО "Стройпроект" (исполнитель) заключен муниципальный контракт "Выполнение работ по изготовлению карты (плана) границы населенного пункта п. Северные Печи и внесение сведений о такой границе в государственный кадастр недвижимости" N 487 от 18.12.2015 (далее также - муниципальный контракт, т. 1 л.д. 44-48), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по изготовлению карты (плана) границы населенного пункта п. Северные Печи и внесение сведений о такой границе в государственный кадастр недвижимости, а заказчик обязуется принять выполненные исполнителем работы и оплатить их.
В ходе исполнения обязательств по муниципальному контракту было установлено пересечение проектируемых границ населенного пункта поселка Северные Печи с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 74:00:0000000:573 в юго-восточной части поселка.
Письмом от 27.01.2016 N 427/1.1 Администрация просила ГУ лесами принять меры по устранению кадастровой либо технической ошибки, допущенной при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 (т. 1 л.д. 52).
Письмом от 13.05.2016 N 2585/1.1 Администрация обратилась в ФГУП "Рослесинфорг" с аналогичным письмом по устранению кадастровой ошибки, допущенной при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 (т. 1 л.д. 54).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.11.2020 N КУВИ-002/2020-42701048 земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:573, площадью 190 030 458,25 кв.м, категории земель - земли лесного фонда, поставлен на кадастровый учет 17.12.2015, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, граница земельного участка состоит из 47 контуров. Земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:573 образован из земельного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:61 (т. 1 л.д. 59-64).
Как указал истец в поданном исковом заявлении, часть земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами: 74:34:0308003:15, 74:34:0308003:16, 74:34:0308003:17, 74:34:0308003:18, 74:34:0308003:19, 74:34:0308003:52, 74:34:0308003:51, 74:34:0308003:92, 74:34:0308003:99, 74:34:0308003:40, 74:34:0308003:43, 74:34:0308003:45, 74:34:0308003:46, 74:34:0308003:74, 74:34:0308003:49, 74:34:0308003:50, занятых индивидуальными жилыми домами и принадлежащих физическим лицам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36190317 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:15, площадью 600 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 27.11.1996 (т. 1 л.д. 73-74).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36189805 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:16, площадью 766,64 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 13.02.2003 (т. 1 л.д. 75-78).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36190332 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:17, площадью 950,44 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 25.08.1999 (т. 1 л.д. 79-82).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36201126 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:18, площадью 907,5 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 10.09.2001 (т. 1 л.д. 83-86).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36196297 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:19, площадью 1 200 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 07.02.2002 (т. 1 л.д. 87-90).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36201050 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:52, площадью 780,7 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 13.02.2003 (т. 1 л.д. 91-94).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36200729 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:51, площадью 1 044,9 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 13.02.2003 (т. 1 л.д. 95-98).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36187115 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:92, площадью 1 133,5 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 24.12.2005 (т. 1 л.д. 99-100).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36210481 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:99, площадью 800 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 24.12.2005 (т. 1 л.д. 101-104).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36203028 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:40, площадью 949,7 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 13.02.2003 (т. 1 л.д. 105-108).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36213480 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:45, площадью 953,03 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 13.02.2003 (т. 1 л.д. 109-112).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36211728 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:46, площадью 1 500 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 11.01.2001 (т. 1 л.д. 113-117).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36205047 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:74, площадью 1 500 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 25.05.2006 (т. 1 л.д. 118-120).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36195720 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:49, площадью 1 140 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 12.11.1997 (т. 1 л.д. 121-124).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ-002/2020-36214441 от 05.11.2020 земельный участок с кадастровым номером 74:34:0308003:50, площадью 666,9 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет 13.02.2003 (т. 1 л.д. 125-128).
В заключении кадастрового инженера ООО "Стройпроект" N 01/03 от 02.03.2020 указано на наложение (пересечение) границы земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 74:00:000000:573 на земельные участки из земель населенных пунктов, занятых индивидуальными жилыми домами с кадастровыми номерами: 74:34:0308003:15, 74:34:0308003:16, 74:34:0308003:17, 74:34:0308003:18, 74:34:0308003:19, 74:34:0308003:52, 74:34:0308003:51, 74:34:0308003:92, 74:34:0308003:99, 74:34:0308003:40, 74:34:0308003:43, 74:34:0308003:45, 74:34:0308003:46, 74:34:0308003:74, 74:34:0308003:49, 74:34:0308003:50 (т. 1 л.д. 55).
В материалы дела представлена схема пересечения участка лесного фонда и земель населенных пунктов поселка Северные Печи Миасского городского округа (т. 1 л.д. 56-57).
Полагая, что при проведении кадастровых работ по межеванию земельных участков государственного лесного фонда Миасского лесничества, в частности земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 была допущена реестровая ошибка, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции счел доказанным факт наличия реестровой ошибки при определении границ земельного (лесного) участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573. Суд исходил из того, что, учитывая, что права на земельные участки, принадлежащие физическим лицам зарегистрированы ранее и их постановка на кадастровый учет произведена ранее регистрации прав и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:00:000000:573, ответчиком не представлено документального подтверждения отнесения земельного участка в спорной части к землям лесного фонда на момент постановки его на кадастровый учет.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с положениями части 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Реестровая ошибка может быть обусловлена:
1) ошибкой, содержащейся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшей вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, то есть возникшей непосредственно при выполнении таких кадастровых работ (например, вследствие неверно определенных координат характерных точек границ);
2) ошибкой, содержащейся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.
По смыслу указанных норм под реестровой ошибкой может пониматься такое несоответствие между документами, представляемыми на государственную регистрацию, и записями в Едином государственном реестре недвижимости, которое после исправления не влечет изменения прав.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в вопросе нахождения границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной части земельного участка. При этом решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленного иска об устранении реестровой ошибки Администрация, ссылаясь на заключение кадастрового инженера ООО "Стройпроект" N 01/03 от 02.03.2020, указала на пересечение границ участка лесного фонда и земель населенных пунктов поселка Северные Печи Миасского городского округа; указала также, что лесной участок с кадастровым номером 74:00:000000:573 был поставлен на кадастровый учет позднее.
Суд первой инстанции нашел доводы истца убедительными, а исковые требования подлежащими удовлетворению. Однако судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.11.2020 N КУВИ-002/2020-42701048 земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:573, площадью 190 030 458,25 кв.м, категории земель - земли лесного фонда, действительно был поставлен на кадастровый учет 17.12.2015, но был образован из земельного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:61 (т. 1 л.д. 59-64).
По запросу апелляционного суда ответчиком была предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 31.03.2022 N КУВИ-001/2022-45968701, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 74:34:0000000:61 общей площадью 191 880 000 кв.м, также относящийся к землям лесного фонда, был поставлен на кадастровый учет 31.12.2003, то есть до момента принятия решения Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 26.10.2012 N 4 "Об утверждении Генерального плана пос. Северные Печи", на основании которого Администрацией были начаты работы по изготовлению карты (плана) границы населенного пункта п. Северные Печи и внесению сведений о такой границе в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Как предусмотрено пунктом 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Границы населенного пункта пос. Северные печи установлены Генеральным планом пос. Северные печи, утвержденным решение Собрания депутатов Миасского городского округа N 4 от 26.10.2012 (т. 2 л.д. 55).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" в период утверждения Генерального плана пос. Северные пени являлось Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо было обеспечить процедуру согласования проекта Генерального плана пос. Северные печи с Рослесхозом.
Из материалов дела усматривается, что Администрация обращалась в Рослесхоз за подобным согласованием.
Согласно письму от 17.02.2015 исх. N ПК-11-32/1371, Рослесхоз не согласовал проект Генерального плана пос. Северные Печи, поскольку Администрацией не были указаны цели планируемого использования земельных участков земель лесного фонда, испрашиваемых к переводу (т. 2 л.д. 66).
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае реестровой ошибки в части определения границ земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573, образованного из земельного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:61, поскольку в силу утверждения проекта Генерального плана пос. Северные Печи позднее формирования земельного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:61 единственной целью предъявления Администрацией рассматриваемого иска является обход процедур согласования Генерального плана пос. Северные Печи и перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Доказательства того, что при постановке на кадастровый учет указанных земельных участков была допущена реестровая ошибка в том смысле, который раскрыт в части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, Администрацией представлены не были.
То обстоятельство, что часть земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573 накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами: 74:34:0308003:15, 74:34:0308003:16, 74:34:0308003:17, 74:34:0308003:18, 74:34:0308003:19, 74:34:0308003:52, 74:34:0308003:51, 74:34:0308003:92, 74:34:0308003:99, 74:34:0308003:40, 74:34:0308003:43, 74:34:0308003:45, 74:34:0308003:46, 74:34:0308003:74, 74:34:0308003:49, 74:34:0308003:50, занятых индивидуальными жилыми домами и принадлежащих физическим лицам, вопреки суждениям истца и выводам суда первой инстанции, также не указывает на наличие реестровой ошибки и необходимость ее устранения в том виде, который был предложен Администрацией, поскольку часть из указанных земельных участков была поставлена на кадастровый учет после 31.12.2003 (после постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:61).
Администрацией суду не были представлены доказательства наличия полномочий представлять интересы собственников вышеназванных земельных участков для целей разрешения вопроса об устранении реестровой ошибки, тогда как спор о границах земельных участков может быть разрешен только между правообладателями смежных земельных участков.
Из представленных Администрацией по запросу апелляционного суда дополнительных письменных пояснений также усматривается, что в составе спорных земель, подлежащих исключению из площади (границ) земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573, находятся не только вышеперечисленные земельные участки, но и имеется массив земельных участков, расположенных по ул. Заречная, ул. Пришвина, предоставленных гражданам для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, огородничества, благоустройства, имеется инженерно-транспортная инфраструктура по ул. Заречная, ул. Пришвина.
Доказательства того, что местонахождение указанных объектов никогда не входило в состав лесного фонда, относилось к землям населенных пунктов, Администрацией суду также представлено не было.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали достаточные правовые и фактические основания для удовлетворения исковых требований Администрации в силу недоказанности юридически значимых обстоятельств наличия реестровой ошибки.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как основанное на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также вынесенное при неправильном применении норм материального права. В удовлетворении заявленных Администрацией исковых требований апелляционный суд отказывает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления Администрации и дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей иска и апелляционной жалобы лицами, освобожденными от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2021 по делу N А76-50855/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований Администрации Миасского городского округа отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-50855/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МИАССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: Главное управление лесами Челябинской области, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Третье лицо: "Стройпроект", "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии "по Челябинской области, ООО "РЕГИОН-ГЕО", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице Поволжского филиала, Федеральное агентство лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ)