г. Вологда |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 мая 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу и акционерного общества "Ненецкая агропромышленная компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 09 марта 2022 года по делу N А05П-664/2021,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1041100424221, ИНН 1101486195; адрес: 167000, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 23; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Ненецкая агропромышленная компания" (ОГРН 1182901010907, ИНН 2983012349; адрес: 166004, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица имени В.И. Ленина, дом 42, этаж 1-2; далее - общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5 140 787 руб. 18 коп., в том числе, 1 249 103 руб. 27 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, 3 161 869 руб. 56 коп. за размещение отходов производства за 2019, 2020 годы; пени за несвоевременное внесение платы в размере 729 814 руб. 35 коп. за период с 02.03.2020 по 17.02.2022, из них: 148 556 руб. 35 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, 581 258 руб. за размещение отходов производства (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением суда от 09.03.2022 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены частично. С общества в доход бюджетов соответствующего уровня взыскано 5 139 778 руб. 84 коп., в том числе 4 410 143 руб. 36 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, 2020 год и 729 635 руб. 48 коп. пеней.
Ответчик с решением суда не согласился в части удовлетворения требований управления и обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами, в ней изложенными, не согласилось, просит решение суда в обжалуемой ответчиком части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец с решением суда не согласился в части размера взысканной судом неустойки и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что расчет пеней судом произведен неверно, полагает подлежащей взысканию сумму пеней в размере 1 584 635 руб. 17 коп.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу управления с доводами, в ней изложенными, не согласилось, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рамках проведения плановой выездной проверки в отношении общества выявлены нарушения положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), а также Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - правила N 255), при заполнении деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 и 2020 годах, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора по Ненецкому автономному округу информация о выявленных нарушениях передана в отдел государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности для осуществления контроля за исчислением платы.
В рамках осуществления контроля за исчислением платы управлением в адрес общества направлено требование от 14.07.2021 N 09-24-1/3675 о представлении обоснованных пояснений (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внесении соответствующих исправлений в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2019-2020 годы в соответствии с пунктом 40 правил N 255.
Общество письмом от 09.08.2021 N 426 представило ответ на требование управления.
Управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 13.09.2021.
В ходе контроля установлено и в акте проведения контроля отражены следующие нарушения.
В декларации о плате за НВОС за 2019 год по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" расчет платы произведен без применения коэффициента к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ для объектов II категории в период отсутствия разрешительного документа (с 06.09.2019 по 31.12.2019), равный 25, действующего в 2019 году.
В декларации о плате за НВОС за 2020 год по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" расчет платы произведен без применения коэффициента к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ для объектов II категории в период отсутствия разрешительного документа (с 01.01.2020 по 31.12.2020), равный 100, действующего в 2020 году.
Обществом получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27.06.2018 N 12, сроком действия с 27.06.2018 по 05.09.2019. Декларация о воздействии на окружающую среду по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" в управление представлена 17.08.2021 (исх. N 426 от 09.08.2021).
С учетом изложенного, управление пришло к выводу, что деятельность данного объекта в период 06.09.2019 - 31.12.2020 осуществлялась в отсутствие действующей разрешительной документации, а, следовательно, фактическая масса выбросов в указанный период является сверхлимитной, и при исчислении платы необходимо применять коэффициент за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равный 25 и 100, применяемый в 2019 и 2020 годах, соответственно.
На основании изложенного, управлением произведен перерасчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 и 2020 годы по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной", сумма платы за выбросы загрязняющих веществ по указанному объекту составила 1 272 367 руб. 51 коп., из них: 97 303 руб. 29 коп. за 2019 год и 1 175 064 руб. 22 коп. за 2020 год.
Кроме того, заявитель указывает, что в декларации о плате за НВОС за 2019 год по объекту N 11-0283-001039-Т "Административное здание" в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" отсутствуют расчеты платы за размещение отходов "Отходы (осадки) из выгребных ям" (код по ФККО 73210001304), "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" (код по ФККО 73321001724), которые согласно разъяснениям, изложенным в письме Минприроды РФ от 15.01.2019 N12 -50/00189-ОГ, не относятся к ТКО.
На основании изложенного, управлением произведен перерасчет суммы платы за размещение отходов в 2019 году по объекту N 11-0283-001039-Т "Административное здание", сумма платы за размещение отходов производства и потребления по указанному объекту за 2019 год составила 2 193 328 руб. 14 коп., в том числе 1 505 676 руб. 22 коп. за размещение отходов "Отходы (осадки) из выгребных ям" (код по ФККО 73210001304) и 687 651 руб. 92 коп. за размещение отходов "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" (код по ФККО 73321001724).
Помимо изложенного, заявитель указывает, что в уточненной декларации о плате за НВОС за 2020 год, представленной 09.08.2021, в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" отсутствует расчет платы за размещение отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" (код по ФККО 73321001724), который согласно разъяснениям, изложенным в письме Минприроды РФ от 15.01.2019 N12-50/00189-ОГ, не относятся к ТКО, при этом указана передача 5,78 тонн указанного отхода оператору/региональному оператору по обращению с ТКО.
Вместе с тем, управлением установлено, что обществом в приложениях к декларации о плате за НВОС за 2020 год представлена "Таблица учета в области обращения с отходами в АО "Ненецкая агропромышленная компания" за 2020 год", в которой указана передача 115,676 тонн отходов "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" МУП "Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию" (далее - МУП "КБ и БО").
В приложениях к декларации о плате за НВОС за 2020 год представлен договор на оказание услуг по обращению с отходами 4-5 класса опасности, не попадающие под категорию ТКО, от 24.02.2021 N 36/2021 с МУП "КБ и БО", что является намерением о передаче отходов на размещение специализированной организации. При этом срок действия договора - со дня его подписания (24.02.2021) до 31.12.2021.
Обществом получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 13.06.2018 N 6, сроком действия с 13.06.2018 по 13.06.2021, в котором также указана передача отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" МУП "КБ и БО", указан норматив для отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" на 2019-2020 годы - 6,315 тонн.
По объекту N 11-0283-001040-Т "Тепличный комбинат" Обществом 22.03.2021 представлен отчет ПЭК N 4806073, в котором указано образование 57,838 тонн отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный". При этом в уточненной 4 А05П-664/2021 декларации о плате за НВОС за 2020 год отсутствует расчет суммы платы за размещение отходов по данному объекту.
На основании изложенного, управлением произведен перерасчет суммы платы за размещение отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" за 2020 год по объектам: N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной", сумма платы за размещение отходов производства и потребления по указанному объекту за 2020 год составила 927 114 руб. 60 коп.; N 11-0283-001040-Т "Тепличный комбинат", сумма платы за размещение отходов производства и потребления по указанному объекту за 2020 год составила 41 426 руб. 81 коп.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, заявитель начислил ответчику пени, размер которых с учетом уточнения заявленных требований составил 729 814 руб. 35 коп. за период с 02.03.2020 по 17.02.2022, из них: 148 556 руб. 35 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, 581 258 руб. за размещение отходов производства.
Согласно пунктам 46, 47 правил N 255 управлением в адрес общества направлен акт контроля за исчислением платы от 13.09.2021, выставлено требование о погашении образовавшейся задолженности от 15.09.2021 N 09-24-1/6073.
В связи с тем, что указанное требование не исполнено, управление обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные исковые требования, с общества в доход бюджетов соответствующего уровня взыскано 4 410 143 руб. 36 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, 2020 год и 729 635 руб. 48 коп. пеней.
Апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Как следует из статьи 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату).
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 16.3 названного Закона плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу приведенных положений законодательства об охране окружающей среды Общество, являясь природопользователем, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год.
Как установлено пунктом 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021), не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество 05.03.2020 представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2019 год. Управлением установлено, что в декларации о плате за НВОС за 2019 год по объекту N 11-0183-001122-1 "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" общество произвело расчет платы без применения коэффициента к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ для объектов II категории в период отсутствия разрешительного документа (с 06.09.2019 по 31.12.2019), равный 25, действующего в 2019 году, что послужило основанием для перерасчета заявителем платы, размер которой по расчету управления составил 97 303 руб. 29 коп, что послужило основанием для доначисления обществу 85 950 руб. 78 коп. платы (с учетом суммы платы, рассчитанной обществом -11 352 руб. 51 коп.) за НВОС за 2019 год за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Кроме того, общество 03.03.2021 представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2020 год, а 09.08.2021 - уточненную декларацию о плате за НВОС за 2020 год. Управлением установлено, что в уточненной декларации о плате за НВОС за 2020 год по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" Общество произвело расчет платы без применения коэффициента к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ для объектов II категории в период отсутствия разрешительного документа, равный 100, действующего в 2020 году, что послужило основанием для перерасчета заявителем платы, размер которой по расчету управления составил 1 175 064 руб. 22 коп., что послужило основанием для доначисления обществу 1 163 152 руб. 49 коп. платы (с учетом платы, рассчитанной обществом -11 911 руб. 73 коп.) за НВОС за 2020 год за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Обществом получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27.06.2018 N 12 сроком действия с 27.06.2018 по 05.09.2019.
В соответствии с положениями частей 1, 1.2. статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих НВОС и относящихся в соответствии с Законом N7-ФЗ к объектам II категории, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ.
Декларация о воздействии на окружающую среду по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" обществом в управление представлена 17.08.2021 (от 09.08.2021 N 426).
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, ответчик указал на положения пункта 12(1) Правил N 255 и полагает, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производились обществом в пределах установленных нормативов, поскольку разрешение на выбросы получено до 01.01.2019. По мнению ответчика, поскольку в обществе не менялись технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов и стационарных источников, основания для предоставления декларации о воздействии для объекта "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" на момент прекращения действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствовали. Общество указало, что им произведены расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которыми оно руководствовалось при расчете и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год от объекта "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной", что отражено в программе производственного экологического контроля.
Судом первой инстанции правомерно отклонены указанные доводы.
Так, согласно пункту 12(1) Правил N 255 юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории и получившие до 01 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов и установленных лимитов используют формулы указанные в пунктах 17, 18, 18(1) настоящих правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих правил. В указанных формулах отсутствует сверхлимитный коэффициент.
Вместе с тем, как верно указано судом, данные положения регламентируют порядок исчисления платы до дня истечения срока действия разрешений, полученных до 01.01.2019, либо до дня представления деклараций о воздействии на окружающую среду, когда плата исчисляется в пределах нормативов.
При этом из абзаца 3 пункта 12(1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил. В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
Как установлено пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
На основании пункта 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительных документов подлежит исчислению в 2019 году с применением коэффициента 25 и в 2020 году с применением коэффициента 100.
Судом правомерно принято во внимание и подателем жалобы ответчиком не опровергнуто то, что в 2019 и 2020 годах общество осуществляло негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на объекте II категории ("Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной"). При этом срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 27.06.2018 N 12 истек 06.09.2019. Соответственно до представления ответчиком соответствующей декларации 17.08.2021 разрешительный документ у ответчика отсутствовал. Изложенное свидетельствует о том, что в период с 06.09.2019 по 31.12.2020 негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на объекте II категории ("Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной") осуществлялось обществом в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком указано на отсутствие у него обязанности по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду со ссылкой на положения статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ. Аналогичные доводы заявлены в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка указанным доводам с учетом положений статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ, с которой апелляционная инстанция согласна. Судом также правомерно отклонены ссылки ответчика на запрос общества и ответ управления от 19.03.2020 N 0918/1105, поскольку из ответов управления не следует указание на отсутствие у общества обязанности представления декларации о воздействии на окружающую среду в срок до истечения действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Следовательно, управление правомерно произвело доначисление платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2019 год и 2020 годы в сумме 1 249 103 руб. 27 коп. с учетом повышающего коэффициента 25 и соответственно 100. Расчет судом проверено, признан верным, арифметическая правильность ответчиком не оспорена.
Также как установлено судом и подтверждается материалами дела, в декларации о плате за НВОС за 2019 год по объекту N 11-0283-001039-Т "Административное здание" в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" отсутствуют расчеты платы за размещение отходов "Отходы (осадки) из выгребных ям" (код по ФККО 73210001304). "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" (код по ФККО 73321001724).
Суд первой инстанции с учетом положений пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, письма Минприроды РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ, а также фактических обстоятельств дела пришел к правомерному выводу о том, что управлением правомерно произведен перерасчет суммы платы за размещение отходов в 2019 году по объекту N 11-0283-001039-Т "Административное здание". Как следует из расчета управления, за 2019 год обществу доначислена плата за размещение отходов в размере 2 193 328 руб. 14 коп. исходя из указанных ответчиком в декларации объемов, в том числе: по виду отходов "Отходы (осадки) из выгребных ям" (код по ФККО 73210001304) - 1 505 676 руб. 22 коп., по виду отходов "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" (код по ФККО 73321001724) - 687 651 руб. 92 коп.
Арифметическая правильность произведенного управлением расчета обществом не оспорена. Указанный расчет проверен судом и признан обоснованным и арифметически верным. Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Каких-либо доводов о несогласии с выводами суда в указанной части в жалобе ответчика не приведено.
Вместе с тем, судом учтены доводы ответчика с представлением подтверждающих документов о частичном внесении платежей за размещение отходов в спорном периоде, что не оспорено истцом, с учетом которых задолженность ответчика по плате за размещение отходов за 2019 год составила 2 192 498 руб. 67 коп.
Также судом установлено, что в уточненной декларации о плате за НВОС за 2020 год, представленной 09.08.2021, в разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" отсутствует расчет платы за размещение отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" (код по ФККО 73321001724).
В данной декларации о плате за НВОС указана передача 5,78 тонн вида отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" оператору/региональному оператору по обращению с ТКО.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минприроды РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ, указанные виды отходов не относятся к ТКО, следовательно, плату за НВОС должны исчислять и уплачивать юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.
Обществом в приложениях к декларации о плате за НВОС за 2020 год представлена "Таблица учета в области обращения с отходами в АО "Ненецкая агропромышленная компания" за 2020 год", в которой указана передача 115,676 тонн отходов "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" МУП "КБ и БО".
В приложениях к декларации о плате за НВОС за 2020 год представлен договор на оказание услуг по обращению с отходами 4-5 класса опасности, не попадающие под категорию ТКО, от 24.02.2021 N 36/2021 с МУП "КБ и БО", что является намерением о передаче отходов на размещение специализированной организации. При этом срок действия договора - со дня его подписания (24.02.2021 до 31.12.2021).
По объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" обществом представлен отчет ПЭК N 4795480 от 15.03.2021, в котором указано образование 57,838 тонн отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный". При этом в уточненной декларации о плате за НВОС за 2020 год отсутствует расчет суммы платы за размещение отходов по данному объекту.
Обществом получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 13.06.2018 N 6, сроком действия с 13.06.2018 по 13.06.2021, в котором также указана передача отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" МУП "КБ и БО", указан норматив для отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" на 2019-2020 годы - 6,315 тонн.
По объекту N 11-0283-001040-Т "Тепличный комбинат" обществом 22.03.2021 представлен отчет ПЭК N 4806073, в котором указано образование 57,838 тонн отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный". При этом в уточненной декларации о плате за НВОС за 2020 год отсутствует расчет суммы платы за размещение отходов по данному объекту.
На основании изложенного, управлением произведен перерасчет суммы платы за размещение отхода "Мусор и смет производственных помещений малоопасный" за 2020 год по объектам: N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" исходя из объема 57,838 тонн, в связи с чем произведено доначисление платы в размере 927 114 руб. 60 коп.; N 11-0283-001040-Т "Тепличный комбинат" исходя из объема 57,838 тонн, в связи с чем произведено доначисление платы в размере 41 426 руб. 81 коп. Всего за 2020 год доначислено 968 541 руб. 42 коп. платы за размещение отходов.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о том, что правлением обоснованно расчет платы за размещение уотходов в 2020 году произведен исходя из объема 115,676 тонн, в том числе: 57,838 тонн по объекту N 11-0183-001122-Т "Животноводческий комплекс вместе со зданием котельной" от 15.03.2021, и 57,838 тонн по объекту N 11-0283-001040-Т "Тепличный комбинат", поскольку данные объемы указаны обществом в представленных в управление отчетах ПЭК, на основании которых ответчик должен был определять базу для исчисления платы за размещение отходов в декларации о плате за НВОС за 2020 год. Данные объемы согласуются с иными представленными в материалы документами, отражающими объем образованных отходов, а также со сведениями общества об объеме отходов, переданных в 2020 году МУП "КБ и БО". Арифметическая правильность произведенного управлением расчета обществом не оспорена, судом расчет проверен, признан верным. Следовательно, требование о взыскании доначисленной платы за размещение отходов за 2020 год в сумме 968 541 руб. 42 коп. правомерно удовлетворено судом.
Каких-либо доводов о несогласии с указанными выводами суда ответчиком в жалобе не приведено.
В связи с изложенными обстоятельствами следует согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной выше части.
Также истцом предъявлены ко взысканию с ответчика пени за несвоевременное внесение платы в размере 729 814 руб. 35 коп. за период с 02.03.2020 по 17.02.2022, из них: 148 556 руб. 35 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, 581 258 руб. за размещение отходов производства.
Согласно пункту 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020), пункту 33 Правил N 255 несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пункте 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пунктах 32 и 34 Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано судом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная со 2 марта года, следующего за отчетным годом. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки платежа. Оснований для освобождения от начисления пеней Закон N 7-ФЗ не предусматривает.
В данном случае, как верно указано судом, управлением представлен расчет пеней на сумму 729 814 руб. 35 коп., начисленных за период с 02.03.2020 по 17.02.2022 с применением ключевой ставки на 17.02.2022 в размере 9,5%.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок и сроки внесения платы за НВОС установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ, пунктом 7 (пунктом 4 до 01.01.2020) которой прямо предусмотрен порядок начисления пеней, из буквального толкования которого следует, что размер пеней подлежит исчислению по ставке, действующей на день уплаты пеней.
Аналогичное положение закреплено в пункте 33 Правил N 255, согласно которому несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 19.10.2016, в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности, должна применяться ставка, действующая на дату вынесения решения (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности).
Верховным судом отмечено, что данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Соответствующий подход закреплен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2021 N 302-ЭС20-22372 по делу N А10-3419/2019.
Как верно указано судом, на дату вынесения оспариваемого решения размер ключевой ставки составляет 20%. Вместе с тем, как указано выше, управлением заявлено требование о взыскании пеней с применением ставки 9,5 %, что является правом управления. Соответствующего уточнения требований о взыскании пеней с применением ставки 20 % управлением в суде первой инстанции не заявлялось. При этом, как верно указано судом, начисление управлением пеней по меньшей ставке (9,5%) прав ответчика не нарушает.
Судом также при проверке правильности расчета пеней приняты произведенные ответчиком за спорный период платежи, что сторонами не оспаривается.
Также судом обоснованно указано на то, что управлением расчет пеней на задолженность за 2019 год произведен с 02.03.2020, тогда как обязанность по внесению платы за НВОС должна быть исполнена до 1 марта года, следующего за отчетным. Между тем, поскольку 1 марта 2020 года являлось выходным днем, данная плата в 2020 году должна быть внесена за 2019 год до 02.03.2020, а пени соответственно подлежат начислению с 03.03.2020.
Между тем, изложенное не привело к увеличению количества дней просрочки, за которые управлением начислены пени. Так, заявителем указано, что начисление пени за период с 06.04.2020 по 11.05.2020 не производится, поскольку указами Президента РФ от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294 введены нерабочие дни в указанный период. Следовательно, всего данный период, за который управление не производит начисление пеней, составляет 36 дней, а не 37 дней, как указано заявителем. С учетом изложенного, пени на задолженность за 2019 год за период с 03.03.2020 по 17.02.2020 без учета периода с 06.04.2020 по 11.05.2020 подлежат начислению за 681 день, как и указано в расчете управления.
Размер пеней на задолженность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за указанный период составил 18 535 руб. 29 коп. Данный расчет проверен судом, признан обоснованным и арифметически верным. Оснований не согласиться с расчетом у апелляционной инстанции не имеется.
Также судом произведен расчет пеней за период с 03.03.2020 по 17.02.2020 на задолженность за размещение отходов производства и потребления за 2019 год в размере 2 192 498 руб. 67 коп. исходя из 1/300 ключевой ставки в размере 9,5% за 681 день просрочки, как это указано в расчете управления. Размер пеней по расчету суда составил 472 812 руб. 34 коп.
Кроме того, как следует из расчета управления, размер пеней на задолженность по плате за НВОС на окружающую среду за 2020 год за период с 02.03.2021 по 17.02.2020 за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 130 021 руб. 06 коп., за размещение отходов производства и потребления - 108 266 руб. 79 коп. Данный расчет также проверен судом, признан верным.
Соответственно общий размер подлежащих взысканию пеней обоснованно определен судом в размере 729 635 руб. 48 коп.
Оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд первой инстанции не усмотрел, что сторонами не оспаривается.
Довод ответчика о нарушении управлением срока контроля, установленного пунктом 37 Правил N 255, подлежит отклонению, поскольку само по себе проведение контроля за пределами установленного срока не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения спорной платы и не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке. Исходя из положений пункта 1 статьи 196, пункта 2 статьи 200 ГК РФ срок на взыскание спорной платы не пропущен. При этом результат проверки ответчиком в установленном порядке не обжалован.
Следует отметить, что суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку доводам ответчика о нарушении процедуры проведения проверки и срока осуществления контроля, с которой апелляционная инстанция согласна.
Содержащиеся в жалобах доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 09 марта 2022 года по делу N А05П-664/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу и акционерного общества "Ненецкая агропромышленная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05П-664/2021
Истец: межрегиональное управление Федеральной слудбы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу
Ответчик: АО "Ненецкая агропромышленная компания"
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Коми