г. Санкт-Петербург |
|
10 мая 2022 г. |
Дело N А56-98425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Бокряжева Н.А. - доверенность от 10.01.2022
от заинтересованного лица: предст. Лазарев М.С. - доверенность от 30.12.2021, предст. Новиков А.В. - доверенность от 30.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3129/2022) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 по делу N А56-98425/2021 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 06.09.2021 N 06/21/368-Р
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" (далее - заявитель, Общество, ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 06.09.2021 N 06/21/368-Р.
Решением суда от 30.12.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с внесенным решением, ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 30.12.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Инспекцией при вынесении оспариваемого предписания не принято во внимание отсутствие экономического обоснования выбранных собственниками на общем собрании тарифов, в то время как управляющей организацией предлагалось установить тарифы, которые имеют экономическое обоснование с учетом распоряжений Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, а также обеспечивающие возможность оказывать услуги по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома надлежащего качества.
В судебном заседании 12.04.2022 представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 12.04.2022 был объявлен перерыв до 16 час. 10 мин. 19.04.2022, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белградская, д. 6, корп. 2, лит. А (далее - МКД) на основании договора управления от 13.10.2006 и лицензии от 03.04.2015 N 78-000015.
На основании распоряжения от 10.08.2021 N 06/21/368-Р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления указанным МКД, в части начисления платы за содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом, в связи с обращениями собственника помещения в МКД от 28.07.2021 NОБ-660-13/21, от 28.07.2021 NОБ 660-14/21-0- 1, от 28.07.2021 NОБ-660-16/21-0-1.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки от 06.09.2021 N 06/21/368-р, в котором отражены следующие обстоятельства
Собственниками помещений МКД на общем собрании собственников, оформленным протоколом от 28.12.2015 решения о размерах платы за содержание жилого помещения не принимались.
В 2016 году общее собрание собственников помещений в МКД не проводилось.
В 2017 году собственниками помещений МКД на общем собрании собственников, оформленном протоколом N 1/17 от 19.05.2017, по пятому вопросу принято решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения:
- об изменении размера на содержание общего имущества в многоквартирном доме на 9,59 рублей;
- об исключении из перечня работ по содержанию общего имущества МКД услуги по помывке фасадов 0,24 руб. за кв. м;
- об исключении из перечня работ по содержанию общего имущества -МКД услуги по очистке кровли от наледи и снега 0,59 рублей за кв. м.
Согласно счетам-квитанциям, выставленным Обществом собственнику квартиры N 70, размер платы за содержание общего имущества МКД за июнь 2017 составил 4,89 руб., за июль - декабрь 2017 составил 3,40 руб. При этом плата по статье "содержание общего имущества многоквартирного дома", распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N260-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга" с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 11,08 руб. за кв.м общей площади жилого помещения, а с 01.07.2017 в размере 11,90 руб.
В 2018 году собственниками помещений МКД на общем собрании по пятому вопросу рассмотрен вопрос об изменении тарифа на содержание общего имущества, управление и текущий ремонт на 2018 год в МКД по варианту, предложенному Советом МКД и по предельному городскому тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. По итогам принято решение об изменении размера платы на содержание, управление и текущий ремонт на 2018 год общего имущества по предложению Совета МКД в следующем размере:
- управление многоквартирным домом 1,18 руб.;
- содержание дома 2,22 руб.;
- аварийное обслуживание МКД 0,6 руб.;
- подготовка дома к сезонной эксплуатации 0,8 руб.;
- помывка фасада (не производится) 0,0 руб.;
- очистка кровли от наледи, уборка и вывоз снега (не производится) 0,0 руб.;
- очистка мусоропровода 1,0 руб.;
- приборы учёта 0,3 руб.;
- вывоз утилизация ТБО (твердые бытовые отходы) 2,37 руб.;
- текущий ремонт 0,0 руб.;
- начисление ОДН в соответствии со статьей 156 ЖК РФ (по приборам учета, а не по нормативу) по приборам учета.
Согласно счетам-квитанциям, выставленным Обществом в 2018 году собственнику квартиры N 70 МКД, размер платы за услугу:
- "управление многоквартирным домом" за январь - июнь 2018 составил 2,57 руб., а за июль - декабрь 2018 составил 3,00 руб.
- "содержание общего имущества в многоквартирном доме" за январь - декабрь 2018 составил 3,40 руб.
- "очистка мусоропровода" за январь - июнь 2018 составил 1,42 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения, а за июль - декабрь 2018 составил 1,59 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
- "эксплуатация приборов учета" за январь - декабрь 2018 составил 0,66 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
- "вывоз твердых бытовых отходов" за январь - декабрь 2018 составила 4,40 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме" за январь - декабрь 2018 составила 6,21 руб. за 1 кв. м общей площади помещения.
Таким образом, Общество в 2018 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД оформленного протоколом N 1/18 от 21.05.2018, и при начисления платы за услуги руководствовалось положениями распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга" и распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.12.2017 N 200-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга".
В 2019 году собственниками помещений МКД на общем собрании по пятому вопросу рассмотрен вопрос об изменении тарифа на содержание общего имущества, управление и текущий ремонт на 2019 год в МКД по варианту, предложенному Советом МКД и по предельному городскому тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. По итогам принято решение об изменении размера платы на содержание, управление и текущий ремонт на 2019 год общего имущества по предложению Совета МКД в следующем размере:
- управление многоквартирным домом 1,18 руб.;
- содержание дома 2,22 руб.;
- аварийное обслуживание МКД 0,6 руб.;
- подготовка дома к сезонной эксплуатации 0,8 руб.;
- помывка фасада (не производится) 0,0 руб.;
- очистка кровли от наледи, уборка и вывоз снега (не производится) 0,0 руб.;
- очистка мусоропровода 1,0 руб.;
- приборы учёта 0,3 руб.;
- сервисное обслуживание УУТЭ в месяц с учётом НДС 20% подрядной организации ООО "А-Сервис" 2 832,00 руб.;
- вывоз утилизация ТБО (твердые бытовые отходы) 2,37 руб.;
- текущий ремонт 0,0 руб.;
- уборка лестничных клеток 2,21 руб.;
- очистка земельного участка 1,83 руб.;
- начисление ОДН в соответствии со ст. 156 ЖК РФ (по приборам учета, а не по нормативу). С установкой промежуточных ПУ на ОДН в счет ранее уплаченных сумм на содержание дома по приборам учёта.
Согласно счетам-квитанциям, выставленным Обществом в 2019 году собственнику квартиры N 70 МКД, размер платы за услугу:
- "управление многоквартирным домом" за январь - июнь 2019 составил 3,05 руб., а за июль - декабрь 2019 составил 3,39 руб.
- "содержание общего имущества в многоквартирном доме" за январь - декабрь 2019 составил 3,40 руб.
- "очистка мусоропровода" за январь - декабрь 2019 составил 1,62 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "эксплуатация общедомовых приборов учета" за январь - декабрь 2019 составил 0,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "вывоз твердых бытовых отходов" за январь - декабрь 2019 составил 4,40 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме" за январь - декабрь 2019 составил 6,31 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "уборка лестничных клеток" за январь - декабрь 2019 составил 1,79 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "уборка и сан. очистка земельного участка" за январь - июнь 2019 составил 1,91 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а июль - декабрь 2019 составил 1,96 руб.
В 2019 году плата по услугам "аварийное обслуживание МКД", "подготовка дома к сезонной эксплуатации", "помывка фасадов", "очистка кровли от наледи" в счетам-квитанции, выставленным Обществом собственнику квартиры N 70 МКД, не включалась.
Таким образом, Общество в 2019 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом N 1/19 от 16.05.2019, и при начисления платы за услуги руководствовалось положениями распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2018 N 215-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга".
В 2020 году общее собрание собственников помещений МКД не проводилось. В связи с чем, размер платы за содержание жилого помещения, которое Общество должно было применять при расчетах при начислении платы в 2020 году, установлен собственниками МКД на 2019 год.
Согласно счетам-квитанциям, выставленным Обществом в 2020 году собственнику квартиры N 70 МКД, размер платы за услугу:
- "управление многоквартирным домом" за январь - июнь 2020 составил 3,39 руб., а за июль - декабрь 2020 составил 3,39 руб.
- "содержание общего имущества в многоквартирном доме" за январь - декабрь 2020 составил 3,73 руб.
- "очистка мусоропровода" за январь - июнь 2020 составил 1,62 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, за июль - декабрь 2020 составила 1,67 руб.
- "эксплуатация общедомовых приборов учета" за январь - декабрь 2020 составил 0,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "вывоз твердых бытовых отходов" за январь - декабрь 2020 составил 4,40 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме" за январь - июнь 2020 составил 6,31 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, за июль - декабрь 2020 составила 6,33 руб.
- "уборка лестничных клеток" за январь - декабрь 2020 составил 1,79 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "уборка и сан. очистка земельного участка" за январь - июнь 2020 составил 1,96 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а июль - декабрь 2019 составил 2,02 руб.
Таким образом, Общество в 2020 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом N 1/19 от 16.05.2019, и при начисления платы за услуги руководствовалось распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2019 N 255-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2020 год".
В 2021 году собственниками помещений МКД на общем собрании по третьему вопросу рассмотрен вопрос об утверждении размера платы собственниками помещений многоквартирного дома на содержание жилого помещения на 2021 год по варианту, предложенному Советом МКД и по варианту, предложенному ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района". По итогам принято решение об утверждении размера платы на содержание жилого помещения на 2021 год по предложению Совета МКД 9,59 руб. за кв.м. Размер платы составил:
1. Содержание дома.
1.1. Обеспечение надёжности и безопасности.
1.2. Технические осмотры 0,3 руб./кв.м.
1.3. Работы и услуги по договорам со специализированными организациями (трубочистные работы, замер сопротивления изоляции проводов, обслуживание диспетчерских систем, проверка манометров и др. работы 0,0 руб./кв.м.
1.4. Работы по эксплуатации систем автоматизированного регулирования теплопотребления 0,0 руб./кв.м.
1.5. Услуги аварийного обслуживания (включая затраты на материалы) 1,20 руб./кв.м.
1.6. Работы по подготовке домов к сезонной эксплуатации 1,52 руб./кв.м.
1.7. Услуги по дератизации и дезинсекции 0,08 руб./кв.м.
1.8. Услуги по промывке фасадов 0,0 руб./кв.м.
1.9. Очистка кровли от наледи и снега 0,0 руб./кв.м.
1.10. Уборка лестничных клеток 1,79 руб./кв.м.
1.11. Очистка мусоропровода 1,62 руб./кв.м.
1.12. Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общедомового имущества 1,5 руб./кв.м.
1.13. Эксплуатация коллективных (общих домовых) приборов
- по договору учета в том числе: теплоэнергомонтаж,
Электрической энергии (общих домовых) приборов учета
- по договору тепловой энергии горячего водоснабжения
- по договору теплоэнергомонтаж холодного водоснабжения
- по договору с Водоканалом не более 1,28 руб./кв.м.
2. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами 4,4 руб./кв.м., составляющие: сбор и транспортирование. В данный тариф входит содержание и уборка контейнеров площадки 0,0 руб./кв.м., захоронение (захоронение, обежвреживание) ТКО (контейнером не пользуемся).
3. Размер платы за телеантенну 65 руб.
4. Размер платы за домофон 28 руб.
5. Расходы воды на общедомовые нужды:
- холодное водоснабжение 0,0 куб.
- горячее водоснабжение 4 куб.
- водоотведение 4 куб
6. Расход электроэнергии на общедомовые нужды по счётчику.
7. Размер платы на содержание и текущий ремонт лифтов 2,38 руб./кв.м по приложению к договору СМУ.
8. Содержание и ремонт систем газоснабжения 0,80 руб./кв.м.
Согласно счетам-квитанциям выставленным Обществом в 2021 году собственнику квартиры N 70 МКД, размер платы за услугу:
- "уборка лестничных клеток" за январь 2021 составила 1,79 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а за февраль - июль 2021 в счет-квитанциях, выставленным Обществом собственнику квартиры N 70 МКД, данная услуга не включалась.
- "очистка мусоропровода" за январь - июнь 2021 составил 1,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а за июль 2021 составил 1,74 руб.
- "уборка и сан. очистка земельного участка" за январь - июнь 2021 составил 2,02 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, а за июль 2021 составил 2,10 руб.
- "эксплуатация общедомовых приборов учета" за январь - июль 2021 составил 0,67 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
- "холодное водоснабжение содержание общего имущества" за период с января по июнь 2021 составил 32,53 руб., а в июле 2021 составил 33,12 руб.
- "горячее водоснабжение содержание общего имущества" за январь - июнь 2021 составил 109,10 руб., а за июль 2021 составил 112,81 руб.
- "отведение сточных вод содержание общего имущества" за январь - июнь 2021 составил 32,53 руб., а за июль 2021 составил 33,12 руб.
- "электроэнергия содержание общего имущества" за январь - июль 2021 составил 5,42/3,12 руб.
- "содержание и ремонт лифтов" за январь - июнь 2021 составил 4,04 руб, а в июле 2021 года составил 4,20 руб.
- "содержание и текущий ремонт внутридомовой системы газоснабжения" за январь - июнь 2021 составил 0,89 руб., а за июль 2021 составил 0,98 руб.
- "телетрансляция" за январь - июнь 2021 составил 65 руб., а за июль 2021 составил 90 руб.
- "тех. обслуживание домофонов" за январь - июль 2021 составил 22 руб.
В 2021 году плата по услугам "обеспечение надежности и безопасности", "технические осмотры", "работы и услуги по договорам со специализированными организациями (трубочистные работы, замер сопротивления изоляции проводов, обслуживание диспетчерских систем, поверка манометров и др. работы", "работы по эксплуатации систем автоматизированного регулирования теплопотребления", "услуги аварийного обслуживания МКД", "подготовка дома к сезонной эксплуатации", "услуги по дератизации и дезинсекции", "услуги по помывке фасадов", "очистка кровли от наледи" в счетам-квитанциям, выставленным Обществом собственнику квартиры N 70 МКД, не включались.
Собственниками помещений МКД на общем собрании по четвертому вопросу рассмотрен вопрос об утверждении размера платы собственниками помещений многоквартирного дома по статье "текущий ремонт" на 2021 год. По варианту, предложенному Советом МКД и варианту, предложенному управляющей организацией ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района". По итогам собственниками принято решение об утверждении размера платы по статье "текущий ремонт" на 2021 по предложению Совета МКД 0,0 рублей за квадратный метр, до освоения ранее собранных денег.
Согласно счетам-квитанциям, выставленным Обществом собственнику квартиры N 70 МКД, размер платы за услугу "текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме" за январь - июль 2021 составил 6,33 рублей за 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Собственниками помещений МКД на общем собрании по четвертому вопросу рассмотрен вопрос об утверждении размера платы собственниками помещений многоквартирного дома по статье "управление многоквартирным домом" на 2021 год. По варианту, предложенному Советом МКД и варианту, предложенному управляющей организацией ООО "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района". По итогам собственниками принято решение об утверждении размера платы по статье "управление многоквартирным домом" на 2021 по предложению Совета МКД 1,18 руб. за кв.м.
Согласно счетам-квитанциям, выставленным Обществом собственнику квартиры N 70 МКД, размер платы за услугу "управление многоквартирным домом" за январь - июнь 2021 составил 3,73 руб., а за июль 2021 составил 3,88 руб.
Таким образом, Общество в 2021 году не исполнило решение общего собрания собственников МКД оформленного протоколом N 1/21 от 16.06.2021, и при начисления платы за услуги руководствовалось положениями Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга 16.12.2020 N 250-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2021".
Исходя из вышеизложенного, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, в части неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 06.09.2021 N 06/21/368-Р, в соответствии с которым Обществу предписано устранить нарушения, выполнить изменение размера платы за жилищно-коммунальные услуги по лицевому счету квартиры 70 за период с января 2017 года по июль 2021 года в соответствии с решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленных протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21
Не согласившись с предписанием Инспекции от 06.09.2021 N 06/21/368-Р, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Основываясь на вышеуказанных нормативных положениях, установив, что размер платы за содержание жилого помещения за период с января 2017 года по июль 2021 года в МКД установлен Обществом не в соответствии с решениями общего собрания, оформленными протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований оспариваемого предписания. При этом суд указал на то, что Общество, как специализированная коммерческая организация, а также участник гражданско-правовых отношений и сторона договора, приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также соответствующие предпринимательские риски. По мнению суда первой инстанции, именно заявитель в силу возложенных на него обязанностей должен принять необходимые меры для нормальной эксплуатации жилого дома, содержания общего имущества и предоставления жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства. Соответственно, Общество обязано самостоятельно принимать меры для осуществления указанных обязательств, а также определять способы и средства для надлежащего и качественного оказания услуг.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее:
Действительно, из системного анализа приведенных нормативных положений части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрен примерный перечень мероприятий, входящих в содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - минимальный перечень).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Правилами N 170 установлен, в том числе перечень работ по содержанию жилых домов (Приложение N 4), а также перечень работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение N 7).
Таким образом, исходя из приведенных положений части 1 статьи 156 ЖК РФ, части 1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491 плата за содержание жилого помещения (включающая в себе, в том числе, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме) должна быть установлена не произвольно, а в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, то есть в соответствии с требованиями Правил N 170 и Минимального перечня.
Из материалов дела следует, что решениями общих собраний собственников помещений в МКД, оформленными протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, был утвержден размер платы за содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом.
При этом, как усматривается из указанных протоколов общих собраний, размер платы был установлен по предложению Совета МКД произвольно в размере ниже чем установленный распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга (в соответствующие периоды). При этом, в полном объеме исключены тарифы на услуги по очистке кровли от наледи и снега, на помывку фасадов, а также плата за текущий ремонт установлена в размере 0 руб. за кв.м (с формулировкой до освоения ранее собранных денег); остальные тарифы снижены..
Инспекцией в ходе проверки не установлен и не исследован вопрос обоснованности того размера платы, который установлен протоколами общих собраний от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, с учетом того, что определенный собственниками размер платы за содержание жилого помещения не может быть установлен произвольно (исходя из субъективного мнения собственников), а должен являться достаточным для надлежащего выполнения управляющей организацией требований к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с положениями Правил N 170 и Минимального перечня, учитывая, что за несоблюдение данных требований именно управляющая организация подлежит привлечению, в том числе к административной ответственности.
В соответствии с Приложением N 4 к Правилам N 170 очистка кровли от снега и наледи относится к обязательным работам по содержанию общего имущества МКД. При этом, как следует из протоколов от 19.05.2017 N1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21 из состава платы за содержание общего имущества в полном объеме исключены тарифы на услуги по очистке кровли от наледи и снега с указанием "технически нельзя".
Инспекцией в ходе проверки не установлено фактическое наличие или отсутствие возможности по проведению управляющей организацией обязательных работ по очистке кровли МКД от снега и наледи, а соответственно, не установлена обоснованность исключения собственниками помещений платы за указанный вид работ из состава платы за содержание жилого помещения.
Приложением N 7 к Правилам N 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, которые с учетом Минимального перечня, подлежат обязательному выполнению управляющей организацией в рамках осуществления возложенных на нее договором управления обязанностей.
Условиями договора управления от 13.10.2006 (пункт 4.2.2) на управляющую организацию также была возложена обязанность по осуществлению текущего ремонта общего имущества МКД.
Вместе с тем, Инспекцией не установлено в ходе проверки обоснованность установления собственниками помещений МКД тарифа на текущий ремонт в размере 0 руб. за кв.м, (с формулировкой до освоения ранее собранных денег); не установлено наличие ранее собранных управляющей организацией денежных средств на текущий ремонт и их фактическое освоение в период с 2017 по 2021 годы (объем проведенных фактически ремонтных работ в спорном МКД в рамках текущего ремонта).
При этом, как следует из протоколов общих собраний от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21 Общество предлагало установить размер платы за содержание жилого помещения в размере, установленном распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Из оспариваемого предписания также следует, что в ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество осуществляло начисление платы за содержание жилого помещения не произвольно исходя из собственных тарифов, а в соответствии с экономически обоснованными тарифами, установленными распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга", от 15.12.2017 N 200-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга", от 14.12.2018 N 215-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга", от 20.12.2019 N 255-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2020 год", от 16.12.2020 N 250-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2021". Размер платы устанавливается Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга с учетом положений Правил N 491, Минимального перечня.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, полагает, что Инспекция не установила и не подтвердила наличие правовых и фактических оснований для вынесения предписания, которым Обществу предписано выполнить изменение размера платы за жилищно-коммунальные услуги по одной из квартир МКД за период с января 2017 года по июль 2021 года в соответствии с решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленных протоколами от 19.05.2017 N 1/17, от 21.05.2018 N 1/18, от 16.05.2019 N 1/19, от 16.06.2021 N 1/21, которыми установлен произвольный и заниженный размер платы за содержание жилого помещения, не отвечающий требованиям части 1 статьи 156 ЖК РФ (доказательства обратного Инспекцией в суд не представлены).
Инспекцией не установлено и не доказано, что выставленный Обществом в счетах-квитанциях размер платы за содержание жилого помещения является экономически необоснованным, превышает тарифы, установленные распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р "Об установлении платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга" и не соответствует объему услуг (работ) фактически оказанных управляющей организацией в МКД в спорный период в соответствии с требованиями Правил N 170 и Минимального перечня.
При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, управляющая организация при осуществлении предпринимательской деятельности не обязана принимать на себя бремя несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в объеме обеспечивающем благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В силу положений части 1 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что требование Инспекции, изложенное в оспариваемом предписании от 06.09.2021 N 06/21/368-Р о проведении перерасчета за 2017 год и вплоть до сентября 2018 года выходит за установленный гражданским законодательством трехлетний срок исковой давности, с учетом которого собственник помещения имеет возможность предъявить имущественные требования к управляющей организации.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, оспариваемое предписание от 06.09.2021 N 06/21/368-Р вынесено Инспекцией в отсутствие достаточных фактических и правовых оснований.
В нарушение требований части 4 статьи 200 АПК РФ Инспекцией не подтверждена законность вынесения оспариваемого предписания и наличие правовых оснований для возложения на Общества обязанности по выполнению перерасчета размера платы собственнику помещения МКД за период с января 2017 года по июль 2021 года.
При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, предписание Инспекции от 06.09.2021 N 06/21/368-Р подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 30.12.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 4500 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 4500 руб. подлежит возврату Обществу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2021 года по делу N А56-98425/2021 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 06.09.2021 N 06/21/368-Р.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" 4500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" из федерального бюджета 4500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной платежными поручениями от 15.10.2021 N 2224, от 21.02.2022 N 326.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98425/2021
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 1 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА