город Томск |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А03-10520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края (N 07АП-1842/2022) на решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10520/2021 (судья Трибуналова О.В.,), по заявлению Министерства здравоохранения Алтайского края, г. Барнаул, к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании недействительным предписания N17-84-24/5041 от 22.06.2021, о признании незаконным решения, изложенного в письме от 06.07.2021 исх. N 17- 84-39/5338,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия (представитель Еремеев В. Н. не обеспечил подключение к заседанию в режиме веб-конференции),
От заинтересованного лица: в режиме веб-конференции Зарва И. И. по дов. от 30.12.2021, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Алтайского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания N 17-84-24/5041 от 22.06.2021, о признании незаконным решения, изложенного в письме от 06.07.2021 исх. N 17- 84-39/5338.
Решением от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в объекте закупки указывать наименование прибора соответствующего оборудования или вид медицинского изделия с кодом 318660 Министерство не имело законного права, так как данное действие могло ограничить число участников закупки; коды 318650 и 318660 являются идентичными, что подтверждается их сравнением и предоставленным в материалы заключением эксперта N 0270100391 от 13.09.2021 Петеримова С.А.
Заинтересованное лицо в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы.
Судебное заседание было отложено на 06.04.2022, на 05.05.2022.
К данным судебным заседаниям от Министерства поступили дополнения к апелляционной жалобе, от Управления - возражения на дополнения к апелляционной жалобе.
В судебном заседании 05.05.2022 представитель Министерства не обеспечил подключение к судебному заседанию, проводимом в режиме веб-конференции; представитель Управления поддержал доводы отзыва.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, поступивших отзыва и возражений, заслушав представителей Управления, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Управлением в соответствии с приказом от 29.12.2020 N 473 "О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве здравоохранения Алтайского края" (в редакции приказа Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 27.01.2021 N 25) в период с 11.01.2021 по 08.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2805-р и N 280.6-р (2021-ВВ.000.0003-1700.003) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки Управлением установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению)" лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 (далее - Правила N 1764) Минздравом Алтайского края приобретено медицинское изделие Устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое (Процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков) на сумму 8 000 000,00 руб. не в соответствии с перечнем медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COV1D-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся приложением к Правилам N1764.
19.03.2021 Управлением в адрес Министерства направлено представление N 17-84-24/2569 (далее по тексту - представление), пунктом 1 которого предписано в срок до 10.06.2021 принять меры к возмещению в краевой бюджет средств иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, направленного на оснащение (переоснащение) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р в сумме 8 000 000,00 руб.
22.06.2021 Управление в целях устранения нарушений бюджетного законодательства выдало Министерству предписание N 17-84-24/5041. Данным предписанием в качестве мер по устранению допущенного нарушения Учреждению указано на необходимость в срок до 01.10.2021 возместить причиненный ущерб в размере 8 000 000 руб.
06.07.2021 Управлением письмом сообщено, что требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения пункта 2 представления от 19.03.2021 N 17-84- 24/2569 исполнено в установленный срок. Требования пункта 1 представления не исполнены, в связи с чем сообщено, что в отношении указанного пункта продолжает осуществляться контроль исполнения.
Министерство посчитав, что предписание N 17-84-24/5041 от 22.06.2021 и решение, изложенное в письме от 06.07.2021 исх. N 17-84-39/5338, нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2БК РФ).
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономных учреждениям на финансовое обеспечения выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 утверждены Правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 2 Правил N 1764 оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к Правилам с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей.
Приложение к Правилам N 1764 содержит Перечень медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, состоящий из 11 позиций медицинских изделий.
Как верно отметил суд первой инстанции, из положений приведенных норм следует, что межбюджетные трансферты, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, могут расходоваться исключительно на приобретение медицинских изделий, приведенных в исчерпывающем Перечне, составляющем Приложение к Правилам. Указанное требование является императивным, при его применении усмотрение получателя бюджетных средств допускается только в выборе конкретного изделия из позиций номенклатуры классификации медицинских изделий, приведенных в Перечне, и их производителя с рекомендацией отдавать предпочтение российским производителям.
Приложением к Правилам N 1764 определен перечень медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанным приложением предусмотрено, в частности, приобретение устройства для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД, автоматическое, с кодом в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий - 318660.
Согласно пункту 17 Правил N 1764 контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации целевого использования бюджетных средств, источником софинансирования которых являются межбюджетные трансферты, а также порядка и условий их предоставления осуществляется уполномоченными органами государственного финансового контроля.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки Управлением установлено, что для обеспечения оснащения (переоснащения) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот Минздравом Алтайского края заключен государственный контракт от 27.11.2020 N 709 с ООО "Хирон" на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (далее - государственный контракт от 27.11.2020 N 709).
Согласно пункту 2.2 государственного контракта от 27.11.2020 N 709 цена контракта составляет 15 649 400 руб.
По акту приема-передачи оборудования по государственному контракту от 27.11.2020 N 709 в КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" поставлено, в частности, устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое (Процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков Kingfisher) в кол-ве 1 шт. в сумме 8 000 000 руб.
В соответствии с государственным реестром медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенному на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch), медицинское оборудование Устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое (Процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher) с РУ N ФСЗ 2009/05562 от 13.02.2019 относится к коду в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий 318650.
Как верно отметил суд первой инстанции, Правилами N 1764 не предусмотрена возможность приобретения медицинского изделия с кодом 318650, в связи с чем необоснованно было приобретено оборудование по вышеуказанному государственному контракту не в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем.
Довод Министерства о том, что при проведении госзакупки не вправе было указывать код 318660 в аукционной документации относительно предмета закупки, чтобы не ограничить число участников закупки, подлежит отклонению, в связи с неверным толкованием норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в частности пункта 1 статьи 33. К тому же, заявителем не представлено доказательств того, что в аукционной документации Министерство указало код объекта закупки, а соответствующее Управление ФАС РФ признало такое действие ограничением конкуренции.
Кроме того, как указало Управление и не оспорено Министерством, под кодом номенклатурной классификации 318660 зарегистрировано 17 медицинских изделий, следовательно, у Министерства имелась возможность приобрести необходимое оборудование под кодом 318660; обратного заявителем не доказано.
Поступившие на запрос Министерства о приобретении Процессора магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков (как указано в запросе на предоставление ценовой информации при описании объекта закупки) ценовые предложения от поставщиков, соответствующих коду 318650, не свидетельствуют об отсутствии на рынке Устройства для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД (код 318660).
В силу пункта 1 Правил, они являются нормативным актом, устанавливающим цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, выделенных в целях финансового обеспечения указанных в Правилах мероприятий. Одним из условий предоставления данных бюджетных ассигнований является необходимость их расходования исключительно на приобретение медицинских изделий, предусмотренных в Перечне (пункт 2 Правил, Перечень).
Руководствуясь указанными нормами, суд первой инстанции верно указал, что Министерство, являющееся получателем бюджетных средств, выделенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764, обязан их расходовать с соблюдением Правил, утвержденных данным постановлением.
Поскольку Правилами N 1764 предусмотрен закрытый перечень приобретаемого оборудования, приобретение медицинского изделия с кодом 318650 не предусмотрено, его приобретение является необоснованным и повлекло неправомерное расходование бюджетных средств.
На основании изложенного, не принимается довод апеллянта, со ссылкой на заключение Алтайской ТПП от 13.09.2021, о том, что медицинские изделия под кодами 318650 и 318660 являются идентичными.
Отклоняя ссылку Министерства на то, что приобретенное за счет средств межбюджетного трансферта оборудование, не включенное в Перечень, утвержденный Правилами N 1764, в конечном итоге использовались им в медицинской деятельности по борьбе с COVID-19, суд первой инстанции отметил, что данный факт не свидетельствует об отсутствии нарушения пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Правил N 1764.
К тому же, Министерством не доказано, что приобретенное за счет бюджетных средств на вышеуказанные цели оборудование могло быть использовано лабораторией только для этих целей, а также не для иных действий в работе лаборатории.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству.
Поскольку требования пункта 1 представления от 19.03.2021 не исполнены Министерством в усыновленный срок, Управление правомерно указало в письме от 06.07.2021 исх. N 17-84- 39/5338, что в отношении указанного пункта продолжается осуществляться контроль исполнения.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10520/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10520/2021
Истец: Министерство здравоохранения Алтайского края
Ответчик: УФК по АК, УФК по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4261/2022
15.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1842/2022
21.03.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10520/2021
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4261/2022
11.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1842/2022
21.01.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10520/2021