г. Москва |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А40-263181/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей: Головкиной О.Г., Стешана Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского Края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2022 года по делу N А40- 263181/21,
по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского Края
к ответчику: ООО "Сити Мобил"
о запрете деятельности по предоставлению услуг службы заказа такси.
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Ивановский А.С. по доверенности от 26 октября 2021.
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского Края обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением ( с учетом ходатайства об уточнении исковых требований, которое судом удовлетворено в порядке ст.49 АПК РФ) в котором просит признать деятельность общества с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" (ИНН: 7728697453, КПП: 772801001, ОГРН: 1097746203785) по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем; запретить обществу с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" на территории Краснодарского края:
-оказывать информационные услуги о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
-передавать информацию о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
-предоставлять доступ лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси к информационной системе сервиса "Ситимобил" для получения информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, ООО "Сити Мобил" систематически допущены случаи передачи заказов лицам, управляющих транспортными средствами, на которых отсутствует соответствующее разрешение.
Следовательно, ООО "Сити Мобил" не гарантируют безопасность перевозки и исполнимость данного заказа, что нарушает право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 1065, ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ, Решением от 17 февраля 2022 г. суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы истца, что деятельность ответчика по передаче информации подлежит признанию незаконной и запрету.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Как следует из материалов дела, Министерство в соответствии с положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края, является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности, дорожного движения на них, организации дорожного движения.
ООО "Сити Мобил", являющийся лицом, предоставляющим информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края (согласно данным из официального сайта: https://city-mobil.ru сети "Интернет") фактически предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением исполнителя услуги: перед заказом услуги ООО "Сити Мобил" предоставляет возможность потребителю ознакомится с информацией о цене услуги; с помощью сервиса "Ситимобил" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
В соответствии с действующим законодательством заказ легкового такси с использованием средств связи - это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.
Лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров или багажа легковым такси при следующих условиях:
1) Наличия регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя соответствующего разрешения на транспортное средство, на котором предполагается осуществлять вышеуказанную деятельность;
3) соответствия транспортного средства, на котором предполагается осуществлять вышеуказанную деятельность, пункту 1 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ о внесении изменений и статье 8 Закона N 1217-КЗ об организации транспортного обслуживания;
4) соответствия водителя, управляющего транспортным средством, на котором предполагается осуществлять вышеуказанную деятельность, требованиям пункта 2 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ о внесении изменений и статье 7 Закона N 1217-КЗ об организации транспортного обслуживания.
ООО "Сити Мобил" на возмездной основе осуществляется деятельность по предоставлению информационных услуг перевозчикам - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и их работникам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов самостоятельно на свой страх и риск.
ООО "Сити Мобил" принимает заказы и передает их лицам, в том числе не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси посредством использования номеров телефонов, официального сайта https://city-mobil.ru и мобильного приложения заказа такси "Ситимобил: Заказ такси".
Фактически ООО "Сити Мобил" осуществляет функции службы заказа такси (диспетчерской службы), то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перевозчикам доступ к указанной базе данных. Информируя население о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, ООО "Сити Мобил" фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся заказчиков.
При этом ООО "Сити Мобил" систематически допускает передачу поступивших заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси.
Так, сотрудниками ОИАЗ УМВД России по г. Краснодару 9 декабря 2021 года в городе Краснодаре выявлен следующий факт, что посредством службы заказа такси "Ситимобил" через мобильное приложение, совершен заказ легкового такси. Транспортное средство "Daewoo Nexia", государственный регистрационный знак: Х193СН 93, которое прибыло по соответствующему заказу на момент предоставления услуги не имело соответствующего разрешения. А также ряда аналогичных случаев, указанных в приложении N 5.
Информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси посредством службы заказа такси "Ситимобил" на территории Краснодарского края, а, в данном конкретном случае в городе Краснодар осуществляет ООО "Сити Мобил".
В Министерство поступило обращение гражданина о подачи службой заказа такси "Ситимобил" транспортного средства, которые в соответствии с действующим законодательством не имеет права на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа, чем существенного затронуло его права и законные интересы.
Так, 30 июня 2021 года в Министерство обратился гражданин о том, что 29 июня 2021 года в 8 часов 22 минуты, посредством службы заказа такси "Ситимобил", через мобильное приложение совершен заказ легкового такси. На место вызова прибыло транспортное средство "Kia", государственный регистрационный знак: В499НС 30. Гражданином данное транспортное средство было проверено в реестре выдачи разрешений и было установлено, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на данное транспортное средство не выдавалось. Оплата была произведена гражданином после окончания поездки.
В ходе рассмотрения указанного обращения Министерством в адрес Ответчика было направлено соответствующе письмо с копий указанного обращения о принятии соответствующих мер. В ответ Ответчик указал, что в результате проведенной проверки транспортному средству "Kia", государственный регистрационный знак: В499НС 30 было выдано разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси N 79255.
В ответ на запрос администрации Краснодарского края ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю предоставило информацию о количестве фактах передачи службами заказа такси (агрегаторы, диспетчерские службы) лицам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа без специального разрешения (лицензии) легковым такси. Согласно указанной информации количество фактов такой передачи насчитывается в количестве 3 шт.
Реестр выданных разрешений размещен на официальном сайте Министерства: https://taxi.mt.krasnodar.ru/taxi/, что позволяет ООО "Сити Мобил" при предоставлении непосредственно перевозчику информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси беспрепятственно, определить наличие соответствующего у него разрешения на транспортные средства и в случае отсутствия такового не предоставлять такую услугу.
Таким образом, деятельность ООО "Сити Мобил", направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси, предоставляет опасность для неопределенного круга лиц, деятельность указанной организации по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без получения разрешения на осуществления данного вида деятельность нарушает права и законные интересы граждан.
По мнению Министерства, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по приему заказов на перевозку легковыми такси с последующей передачей принятых заказов для исполнения фрахтовщикам, не имеющим разрешительных документов, оказывают услуги, качество которых не соответствует требованиям безопасности, тем самым сильно снижают надежность оказываемых услуг, ставя под угрозу здоровье, а иногда и жизнь потребителей.
Таким образом, Министерство в соответствии с частью 3 статьи 17, 18, частью 1 статьи 41, частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", реализуя свои полномочия в области государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, обеспечения безопасности дорожного движения (пункты 1.1, 2.1, 2.6, 3.8, 3.76, 4.9 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 года N 1271), обратилось в суд в интересах граждан (потенциальных потребителей), которые являются экономически слабой стороной, заключая договор через агрегатора и оплачивая ему денежные средства предполагают, что им будет оказана услуга с соблюдением обязательных требований, предъявляемым законодательством Российской Федерации к оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, при наличии всех разрешительных документов и услуга будет безопасной.
Прием от населения заказов на перевозку пассажиров легковым такси без возникновения в полном объеме прав и обязанностей фрахтовщика легкового такси не соответствует требованиям действующего законодательства и не снимает с Ответчика ответственности за его нарушение, при этом деятельность Ответчика по организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси лицами, не имеющими специального разрешения на перевозку пассажиров легковым такси, создаёт реальную опасность причинения вреда в будущем, как перевозимым пассажирам, так и другим участникам дорожного движения.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 1011-О и от 27.06.2017 N 1288-О, пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации направлен на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ среди принципов обеспечения безопасности дорожного движения называет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси с нарушением требований закона создает опасность причинения вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Ситимобил является информационно-технологической компанией - 1Т-компанией. Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности Ситимобил является деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код ОКВЭД 63.11.1).
Информационный сервис "Ситимобил" (далее - "Сервис") представляет из себя программно-аппаратный комплекс, позволяющий его пользователям размещать посредством мобильного приложения заявки о потенциальном спросе на услуги по перевозке, а перевозчикам, имеющим доступ к Сервису (далее - "Перевозчики"), обрабатывать данные заявки и принимать их к исполнению.
Ситимобил не является таксомоторной компанией или фрахтовщиком, не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и не получает доход от реализации таких услуг. На балансе Общества отсутствуют транспортные средства, предназначенные для оказания данных услуг. Общество не состоит в трудовых и гражданско-правовых отношениях с водителями такси, предполагающих поручение водителям оказывать соответствующие услуги.
Ситимобил не является диспетчерской службой, осуществляющей распределение заказов между Перевозчиками. Общество не назначает водителей на выполнение конкретных заказов. Перевозчики самостоятельно принимают решение о принятии к исполнению того или иного заказа или наделяют своих водителей таким правом.
Деятельность Общества сводится к оперированию информационной площадки (маркетплейса), на которой размещается информация о текущем спросе и предложении на рынке услуг такси и иных транспортных услуг. Участники этого рынка (перевозчики и пассажиры) самостоятельно заключают между собой сделки. Общество лишь обеспечивает информационную поддержку сторон в процессе их взаимодействия.
В рамках своей хозяйственной деятельности Ситимобил за вознаграждение предоставляет Перевозчикам информацию о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставляет техническую возможность через мобильное приложение (1) пассажирам сообщить о своем желании совершить поездку, (2) а Перевозчикам - о своем желании удовлетворить потребность пассажира.
Ситимобил не является владельцем агрегатора в понимании, закрепленном в Законе о защите прав потребителей, поскольку не позволяет одновременно (а) ознакомиться с предложением Перевозчика (б) заключить непосредственно в мобильно приложении договор фрахтования, (в) произвести предварительную оплату услуги Перевозчика.
В настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит понятия агрегатора услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, следовательно, правовой статус Ситимобил устанавливается исключительно на основании договорных отношений, возникающих между Ситимобил и Перевозчками, а также между Ситимобил и пользователями одноименного мобильного приложения.
Отношения Ситимобил с Перевозчиками регулируются договором оказания услуг по предоставлению доступа к Сервису (далее - "Договор", приложение N 2 к настоящему отзыву). Договор заключается в электронной форме путем принятия Перевозчиком типовой оферты при регистрации в Сервисе.
По указанному Договору Ситимобил за вознаграждение предоставляет Перевозчикам доступ к заявкам на услуги по перевозке, оставленными пользователями мобильного приложения, желающими такие услуги заказать (п. 3.1., п. 3.3. Договора).
Кроме того, в рамках Договора Ситимобил исполняет поручение Перевозчиков по приему у пользователей мобильного приложения безналичной оплаты услуг Перевозчиков с дальнейшим перечислением этих денежных средств Перевозчикам (п. 6.1., 6.2. Договора). документом, регулирующим отношения Ситимобил с пассажирами (т.е. потребителями услуг, оказываемых Перевозчиками) является лицензионное соглашение на использование мобильного приложения "Ситимобил" (далее -"Лицензионное соглашение", приложение N 1 к настоящему отзыву). Данное соглашение заключается в электронной форме путем принятия пользователем оферты Ситимобил при установке мобильного приложения и регистрации в Сервисе.
Без принятия пользователем условий Лицензионного соглашения использование мобильного приложения "Ситимобил" невозможно.
По условиям Лицензионного соглашения Ситимобил предоставляет пользователю на условии неисключительный лицензии на безвозмездной основе на территории всего мира и в течение срока действия Лицензионного соглашения право использования мобильного приложения и Сервиса, способами, указанными в Лицензионном соглашении (п. 3.1. Лицензионного соглашения).
Посредством использования приложения пользователь получает доступ к Сервису. Сервис дает пользователю бесплатную возможность разместить информацию (разместить заявку) о потенциальном спросе пользователя на услуги по перевозке, а также возможность ознакомиться с информацией о предложениях партнеров, оказывающих услуги по перевозке, и осуществить поиск таких предложений по заданным пользователем параметрам (п. 4.1. Лицензионного соглашения).
Как следует из текста Лицензионного соглашения, оно четко и однозначно разграничивает Ситимобил и его партнеров (Перевозчиков), услуги которых заказывают пользователи (пассажиры), путем включения следующих условий, с которыми пользователь в обязательном порядке соглашается, выражая свое согласие (акцепт) с Лицензионным соглашением:
* услуги по перевозке, заявки на которые были размещены пользователем посредством использования приложения оказываются партнерами. Непосредственными исполнителями услуги по перевозке являются водители (п. 5.1. Лицензионного соглашения);
* Ситимобил не является перевозчиком / фрахтовщиком, не заключает от своего имени или от имени партнеров договор с пользователем на услуги по перевозке, а также не поручает партнерам или водителям оказывать услуги по перевозке по заявкам пользователей (п. 5.2. Лицензионного соглашения);
* размещение пользователем заявки не является принятием Ситимобил к выполнению заказа пользователя на оказание услуг по перевозке. Принятие к выполнению заказа пользователя на оказание услуг по перевозке в соответствии с условиями заявки осуществляется партнерами и/или водителями и считается состоявшимся в момент, когда до сведения пользователя посредством интерфейса приложения доводится информация о принятии партнером / водителем (п. 5.3. Лицензионного соглашения);
* Ситимобил не гарантирует пользователю, что размещенная пользователем заявка будет принята к выполнению каким-либо партнером / водителем. Ситимобил не гарантирует, что принятая партнером / водителем заявка будет выполнена партнером / водителем и не несет ответственность за неоказание услуг по перевозке по заявкам, принятым партнером / водителем (п. 5.4. Лицензионного соглашения).
Таким образом, отношения Ситимобил с пользователями регулируются Лицензионным соглашением, а также ст.ст. 1235, 1236 и 1237 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме фрахтователем (пассажиром) с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
В соответствии с п. 79. Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
Ситимобил представителем партнеров-перевозчиков не является, заключение договоров перевозки с пассажирами.по поручению и/или от имени Перевозчиков не осуществляет и не имеет на это каких-либо правовых оснований.
Ситимобил оказывает Перевозчикам (фрахтовщикам) услуги по предоставлению информации о текущем рыночном спросе и является агентом Перевозчиков только в части приема платежей пассажиров при осуществлении им безналичной оплаты услуг Перевозчиков.
В непосредственных же отношениях по перевозке Перевозчики выступают от собственного имени и за свой счет, неся ответственность за оказание ими услуг по перевозке надлежащего качества.
Несмотря на то, что пассажиры используют мобильное приложение "Ситимобил" для размещения информации о желании заказать услугу по перевозке, заключение договора фрахтования происходит в устной форме при непосредственной встрече потребителя и водителя Перевозчика.
Заявляя иск, Министерство исходит из обязанности Ситимобил проверять у Перевозчиков наличие действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
На Ситимобил законом обязанность по контролю разрешений не возлагается, более того, закон не предоставляет Обществу и полномочий по контролю таких разрешений. Это подтверждает и то, что закон логичным образом не устанавливает какой-либо ответственности для Ответчика за неисполнение обязанности по проверке разрешений, не предусмотренной законом.
Из гражданско-правовых правоотношений по перевозке пассажиров, регулируемых Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, названная обязанность не возникает.
Данная позиция подтверждается в том числе и судебно-арбитражной практикой (Определение ВС РФ N 305-ЭС21-13700 от 25.08.2021 г., судебными актами по делам: А40-82802/2021, N А40- 83125/2021).
Таким образом, органами судебной власти в Российской Федерации сформирован правовой подход, указывающий на отсутствие оснований для удовлетворения исков государственных органов к владельцам информационных сервисов заказа транспортных услуг о запрете передачи заказов перевозчикам, не имеющим разрешений.
Ситимобил связан с Перевозчиками исключительно гражданскими правоотношениями, которые базируются на принципе добросовестности.
Согласно ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В силу данной нормы, принимая к исполнению заявки пассажира, Перевозчик окажет ему услугу, качество которой будет соответствовать установленным законом требованиям.
Возлагая на Ситимобил обязанность осуществлять проверку у Перевозчиков разрешительной документации, Министерство, по сути, перекладывает свои контрольно-надзорные функции на Ответчика, что противоречит действующему законодательству РФ.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ контроль за соблюдением Конституции, федеральных законов, то есть контрольно-надзорные функции находятся в ведении Российской Федерации. Конституция имеет прямое действие, следовательно Российская Федерация имеет исключительное право, обязанность и функцию на осуществление контрольно-надзорных функций и полномочий. Делегирование контрольно-надзорных функций государства Конституция РФ предусмотрено только в случаях, прямо предусмотренных законом. Вменение Ответчику как коммерческой организации, созданной для извлечения прибыли, контрольно-надзорной функции государства приводит к противоречию следующим нормам действующего законодательства:
* ч.1 ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности";
* ст. 71 Конституции РФ, статьям 1 и 2 ГК РФ о равенстве всех участников гражданского процесса, включая Общество и Перевозчиков;
* статье 49 ГК РФ, согласно которой коммерческие организации вправе заниматься извлечением прибыли посредством осуществления любой деятельности, не запрещенной законодательством, а деятельность Общества не запрещена и не ограничена законодателем;
* основам ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
* ч.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законодательством;
* ч. 1 ст. 3.1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора;
* правовым основам привлечения к ответственности, как гражданско-правовой, так и административно-правовой, действующих по принципу наступления ответственности за нарушение законодательства для тех субъектов, которые данные нарушения совершили, а не тех, которые состояли в гражданско-правовых отношениях с нарушителями.
Таким образом, контроль за деятельностью Перевозчиков, в частности за соблюдением ими обязанности получать разрешения, возложен на Министерство. При этом у Истца имеется широкий набор юридических инструментов для осуществления этого контроля, а именно: проведение контрольно-надзорных мероприятий по выявлению Перевозчиков-правонарушителей, привлечение их к административной ответственности, истребование у граждан и организаций информации и документов, предъявление в суд исков о запрете деятельности Перевозчиков.
Министерство не представило суду существующий законодательно закрепленный порядок оперативной проверки наличия действующего разрешения у Перевозчиков, находящихся с Обществом в договорных отношениях, а также необходимой периодичности проведения такой проверки.
Несмотря на то, что законодательно обязанность по обеспечению безопасности услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси возложена на Перевозчиков, а контроль - на компетентные органы государственной власти, Ситимобил оказывает в этой деятельности максимальное содействие. Общество незамедлительно реагирует на сообщения о выявленных Перевозчиках без действующих разрешений, ограничивая им доступ в Сервис до получения разрешения. Ответчик регулярно информирует Перевозчиков о необходимости получения и своевременного продления разрешений. Кроме того, на официальном сайте Ситимобил в публичном доступе имеется исчерпывающий и актуальный список партнеров - Перевозчиков (https://city-mobil.ru/partner-Iist), что позволяет Министерству в рамках своей компетенции осуществлять за ними контроль.
Кроме того, судом принимаются во внимание и признаются обоснованными доводы Ответчика о том, что угроза причинения вреда не является прямым следствием отсутствия у Перевозчика разрешения.
Процедура получение перевозчиками разрешений на территории Краснодарского края установлена Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 N 960 "О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия".
Данный нормативный акт устанавливает следующий перечень документов, который необходимо предъявить перевозчикам для получения разрешения:
* заявление;
* документ, удостоверяющий личность и полномочия заявителя;
* свидетельство о регистрации автомобиля;
* договор аренды (лизинга), если заявитель не является собственником автомобиля.
Аналогичные требования установлены ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Процедура выдачи разрешения не предполагает:
* проверку водителей такси, в частности:
* наличие действующего водительского удостоверения;
* допустимое состояние здоровья;
* наличие водительского стажа более Зх лет;
* отсутствие судимости, лишающей права заниматься перевозками;
* наличие действующего полиса ОСАГО;
* проверку автомобилей такси, в частности:
* надлежащее техническое состояние;
-регулярность прохождения технического обслуживания;
* наличие в автомобиле средств индивидуальной защиты, пожаротушения и первой медицинской помощи;
* проверку условий осуществления деятельности таксомоторных предприятий, в частности:
* достаточность и квалифицированность персонала;
-наличие технических средств для проведения предрейсовых осмотров автомобилей;
-обеспечение проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что само по себе наличие у перевозчика разрешения не является гарантией безопасности услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Процедура выдачи Разрешений не включает в себя исследование и оценку факторов, непосредственно влияющих на безопасность перевозок.
Министерство приводит четыре случая, когда было зафиксировано получение перевозчиками, не имевшими разрешения на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси, заказа в информационном сервисе Ситимобил.
Межу тем, Общество направило в адрес указанных перевозчиков уведомления о приостановлении их доступа к сервису до момента подтверждения ими получения соответствующего разрешения.
В ответ от трёх перевозчиков, а именно владеющих автомобилями с г/н В499НС30, М636ХМ123 и 0606Т0123, поступила информация о наличии у данных автомобилей действующих разрешений. Данные обстоятельства подтверждаются и сведения с публичного интернет-ресурса http://taxi.mt.krasnodar.rii/taxi/, которым предлагает руководствоваться Министерство (Приложение N 1).
Перевозчик, владеющий автомобилем с г/н Х193СН93, не ответил на уведомление Ситимобил, в связи с чем получение заказов такси с использованием данного автомобиля было приостановлено, что подтверждается сведениями из информационной системы Общества.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 года по делу N А40- 263181/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
О.Г.Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-263181/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "СИТИ-МОБИЛ"
Третье лицо: ООО "АМАЛЬТЕЯ"