город Томск |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А27-14534/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Молокшонова Д.В. |
|
|
Подцепиловой М.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кобляковой А.Е. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фамур" (N 07АП-2966/2022) на решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14534/2021 (судья Филатова А.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", город Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к обществу с ограниченной ответственностью "Фамур", город Новокузнецк, Кемеровская область (ОГРН: 1024201307305, ИНН: 4212019586) о взыскании 75 689 руб. 48 коп.,
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: не явился (извещен);
от ответчика: Кирюшина С.П. по доверенности 2 от 10.01.2022 (сроком на 1 год), диплом, паспорт (организовано участие в судебном онлайн-заседании).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фамур" о взыскании 75 689 руб. 48 коп. задолженности за период с 18.01.2020 по 31.05.2021.
Решением от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Указал, что вывод суда о том, что ответчиком подана только одна заявка на вывоз мусора, не соответствует действительности; коммерческий учет объема ТКО по количеству и объему контейнеров не противоречит закону; установленная договором периодичность вывоза ТКО не нарушает СанПиН, ответчик не производит складирование ТКО в любую открытую контейнерную площадку, вывоз мусора происходит еженедельно по средам по адресу ведения деятельности ответчика, по второму адресу ответчик деятельности не ведет, ТКО не образует.
Истец в отзыве просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы и требования апелляционной жалобы в полном объеме.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.10.2017 Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "ЭкоТек" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области", согласно которому статус регионального оператора присвоен ООО "ЭкоТек".
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 соглашения, региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение), в соответствие с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 и от 27.04.2017 N 58 утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч.5 ст.24.7 Закона).
Основным видом деятельности ответчика согласно сведениям из ЕГРЮЛ является оптовая торговля прочими машинами и оборудованием.
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 152-2018/ТКО в редакции дополнительного соглашения от 06.12.2018 N 1, в соответствии с которым с 06.12.2018 потребителем услуги регионального оператора по обращению с ТКО с объекта - промышленное здание по адресу Новороссийская, 38 (объем принимаемых ТКО - 14,34 (приложение N 1к договору) является ответчик.
Дополнительным соглашением от 17.01.2020 N 1 стороны внесли изменения в приложение N 1 к договору, согласовав дополнительный объект - промышленное предприятие по адресу г. Новокузнецк, ул. Эстакадная, 15/12, установив норматив м3/1 м2 общей площади, способ учета - факт, тип контейнера - бункер 7,8 м3, объем принимаемых ТКО равен объему бункера, периодичность вывоза - по заявке.
Исполнение обязательств по указанному договору в части оказания услуг истцом и оплаты оказанных услуг по обращению с ТКО ответчиком по адресу г. Новокузнецк, ул. Новороссийская, 38 подтверждено представленными в дело счетами и платежными поручениями, и не оспаривается сторонами.
Истец, исходя из того, что ответчиком не подавались заявки на вывоз ТКО по адресу ул. Эстакадная, 15/12, при этом ответчик фактически образует твердые коммунальные отходы в процессе ведения хозяйственной деятельности и эксплуатации объекта недвижимости, следовательно, бесконтрольно складирует их в любую открытую контейнерную площадку, ссылаясь на недействительность, мнимость сделки в части согласования периодичности вывоза ТКО, произвел расчет стоимости оказанных услуг согласно нормативам накопления ТКО, с учетом норматива и тарифа (Постановление РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"), исходя из площади объекта.
Стоимость услуг за период времени с 18.01.2020 по 31.05.2021 согласно расчету истца составила 75 689 руб. 48 коп.
Претензией от 17.06.2021 N 47528 истец потребовал уплаты долга за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Письмом от 08.07.2021 N 336 ответчик, отказывая в удовлетворении претензии истца, сослался на прекращение эксплуатации объектов капитального строительства по адресу: ул. Эстакадная, 15/12 с 15.10.2020, о чем ранее сообщалось истцу письмом от 26.03.2021 N 138.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Пленум N 25), применительно к статьям 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 Гражданского кодекса Российской Федерации), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 74 Пленума N 25 ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ООО "ЭкоТек" в обоснование своих требований ссылается на положения пункта 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 согласно которому срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.
Однако на момент заключения договора указанный документ не действовал.
Согласно пункту 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Вместе с тем, такая периодичность установлена для домовладений, жилых домов.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что оспариваемой сделкой нарушены публичные интересы (жалобы граждан, постановления и предписания надзорных органов и. т.п.).
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Обязанность истца, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с ответчиком вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Содержание конкретного договора не ограничивается условиями типовой формы. Стороны вправе дополнить договор иными условиями, в том числе при недостижении соглашения - путем обращения с соответствующим иском.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг пообращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (7) Правил N 1156 к заявке потребителя прилагаются, в том числе документы, содержащие сведения: о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 8(11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) раздела I (1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 названных Правил указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объема контейнеров.
Исходя из буквального содержания пункта 16 договора следует, что стороны согласились производить учет объема или массы ТКО в соответствии с Правилами N 505, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, при этом пунктом 17 договора установлено, что порядок учета объема и (или) массы ТКО по настоящему договору может быть изменен по соглашению сторон.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В данном случае договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предложен региональным оператором и при подписании договора потребителем согласован метод расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в месте накопления по месту нахождения ответчика, что не противоречит вышеприведенным положениям Правил N 505, Правил N 354.
Вместе с тем, коммерческий учет, исходя из количества и объема контейнеров, при отсутствии раздельного накопления ТКО не противоречит закону.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 17.03.2021 N 07-25-53/6886 разъяснило, что в соответствии с пунктом 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
В пунктах 86, 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила. Притворной сделкой считается также та, которая совершена на иных условиях.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела не усматривается расхождения волеизъявления с действительной волей сторон.
Реальность их намерений по обращению с ТКО подтверждены и с очевидностью следуют из представленных доказательств.
Тот факт, что стороны на самом деле не имели намерения на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей, обычно порождаемых такой сделкой, из материалов дела не усматривается.
Намерения сторон породить в результате совершения спорной сделки иные последствия также не подтверждены материалами дела.
Таким образом, оснований для признания сделки недействительной не имеется.
Как следует из материалов дела, ответчик с августа 2019 года не ведет свою хозяйственную деятельность по адресу ул. Эстакадная, 15/12, прекращена эксплуатация здания, слит теплоноситель, осушена система холодного водоснабжения, демонтированы электрокабель, светильники, камеры уличного видеонаблюдения, здание обесточено, очищено от мебели, ветоши, спецодежды и др., здание с земельным участком выставлено на продажу, проезд к зданию закрыт, что подтверждено доказательствами, представленными ответчиком с отзывом, дополнительными отзывами на исковое заявление. В связи с изложенным ТКО по указанному адресу не образуются.
Доказательств обратного (например, актов проверки в спорный период) истцом не представлено.
В отношении помещения по ул. Новороссийской, 38 заключенный сторонами договор исполняется на согласованных условиях, еженедельно, каждую среду истцом на основании заявок ответчика вывозятся ТКО, услуги истца оплачиваются ответчиком.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 270, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14534/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фамур" 3 000 рублей расходов от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" из федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины по иску, уплаченной платежным поручением N 49192 от 15.07.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14534/2021
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: ООО "Фамур"