город Воронеж |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А36-8482/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Карамышевское": Зяблова К.С., представителя по доверенности от 03.09.2019;
от Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 по делу N А36-8482/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карамышевское" (ОГРН 1024800523769, ИНН 4802007872) к Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области (ОГРН 1034800010244, ИНН 4802001831) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 24.09.2021 исх.N323, по отказу в предоставлении в собственность без проведения торгов следующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства: земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1687, площадью 13 556 326 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1688, площадью 8 491 076 кв.м земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1683, площадью 9 045 912 кв.м. земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1689, площадью 5 162 531 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1684, площадью 3 036 446 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1685, площадью 4 375 242 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1686, площадью 799 391 кв.м, обязании устранить допущенные нарушения путем: принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Карамышевское" указанных земельных участков, направления в адрес ООО "Карамышевское" проекта договора купли-продажи вышеуказанных земельных участков в соответствии со ст.39.17 Земельного кодекса РФ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карамышевское" (далее - ООО "Карамышевское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области (далее - Администрация) о признании незаконными действий Администрации, выраженных в письме от 24.09.2021 исх.N 323, по отказу обществу в предоставлении в собственность без проведения торгов следующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства:
1) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1687, площадью 13 556 326 кв.м;
2) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1688, площадью 8 491 076 кв.м;
3) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1683, площадью 9 045 912 кв.м;
4) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1689, площадью 5 162 531 кв.м;
5) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1684, площадью 3 036 446 кв.м;
6) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1685, площадью 4 375 242 кв.м;
7) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1686, площадью 799 391 кв.м,
обязании администрации Грязинского муниципального района Липецкой области устранить допущенные нарушения путем: принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Карамышевское" следующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ):
1) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1687, площадью 13 556 326 кв.м;
2) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1688, площадью 8 491 076 кв.м;
3) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1683, площадью 9 045 912 кв.м.;
4) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1689, площадью 5 162 531 кв.м;
5) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1684, площадью 3 036 446 кв.м;
6) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1685, площадью 4 375 242 кв.м;
7) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1686, площадью 799 391 кв.м,
и направления в адрес ООО "Карамышевское" проекта договора купли-продажи вышеуказанных земельных участков в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 заявленные ООО "Карамышевское" требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области явку полномочных представителей не обеспечила.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Карамышевское" возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя стороны, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.
Судебная коллегия апелляционного суда руководствуется при этом следующим.
Из материалов дела усматривается, что между ООО "Карамышевское" (арендатор) и Администрацией (арендодатель) был заключен договор аренды от 07.06.2011 N 363, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет следующие земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства:
1) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1687, площадью 13 556 326 кв.м;
2) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1688, площадью 8 491 076 кв.м;
3) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1683, площадью 9 045 912 кв.м.;
4) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1689, площадью 5 162 531 кв.м;
5) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1684, площадью 3 036 446 кв.м;
6) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1685, площадью 4 375 242 кв.м;
7) земельный участок с кадастровым номером 48:02:1030101:1686, площадью 799 391 кв.м,
Указанные земельные участки переданы обществу по акту приема-передачи от 14.06.2011.
Договор аренды от 07.06.2011 N 363 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области 17.06.2011, номер регистрации 48-4802/008/2011-224.
ООО "Карамышевское" 30.08.2021 обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность арендуемых по договору аренды от 07.06.2011 N 363 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3. ЗК РФ.
Письмом от 24.09.2021 исх. N 323 Администрация отказала заявителю в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании статьи 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области", указав, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории области осуществляется на возмездной основе с 1 января 2029 года, кроме случаев предоставления земельных участков для размещения производственных объектов сельскохозяйственного назначения, приватизация которых осуществляется с 1 сентября 2005 года.
ООО "Карамышевское", считая, что оспариваемые действия Администрации, выраженные в письме от 24.09.2021 исх.N 323, являются незаконными, поскольку противоречат нормам ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что оспариваемые действия Администрации об отказе обществу в предоставлении в собственность без проведения торгов арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, выраженные в письме от 24.09.2021 исх.N 323, нарушают права и законные интересы ООО "Карамышевское" в сфере предпринимательской деятельности, определенные и гарнированные пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
При этом арбитражный суд области ссылался на то, что установленное в статье 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-03 "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" временное ограничение начала действия положения пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ противоречит как данной норме федерального закона, так и положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, имеющим большую юридическую силу относительно закона субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, арбитражным судом области не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом настоящего спора выступает отказ Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, выраженный в письме в письме от 24.09.2021 исх.N 323.
Оспариваемый отказ мотивирован наличием установленного статьей 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" запрета на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории области, до 01.01.2029.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии, в том числе, с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу указанного Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 названного Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время пунктом 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Липецкой области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области".
Согласно статье 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории области осуществляется на возмездной основе с 1 января 2029 года, кроме случаев предоставления земельных участков для размещения производственных объектов сельскохозяйственного назначения, приватизация которых осуществляется с 1 сентября 2005 года.
Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие. Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 также указал, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ предоставлено субъекту Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения общества с заявлением о выкупе спорных земельных участков (30.08.2021) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Липецкой области, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного статьей 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области".
С учетом изложенного оспариваемый отказ Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области не может быть признан не соответствующим закону, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Факты о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемых земельных участков, с учетом установленных нормоположений областного законодательства, правового значения не имеют.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 следует отменить.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.12.2021 по делу N А36-8482/2021 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Карамышевское" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8482/2021
Истец: ООО "Карамышевское"
Ответчик: Администрация Грязинского муниципального района Липецкой области
Третье лицо: Зяблов Константин Сергеевич