город Ростов-на-Дону |
|
12 мая 2022 г. |
дело N А32-55315/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ВБ-Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 по делу N А32-55315/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВБ-Кубань"
к заинтересованному лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВБ-Кубань" (далее - заявитель, общество, ООО "ВБ-Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 18.11.2021 N 2-Ю-373 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВБ-Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителей общества, жалоба на оспариваемое постановлением подана в установленный законом срок. Назначение обществу административного штрафа в размере 500 000 рублей необоснованно. В рассматриваемом случае подлежат применению положения статей 2.9, 3.2, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество осуществляет строительство объектов с использованием заемных средств, чем обусловлено его тяжелое финансовое положение. Деятельность общества, привлекаемого к административной ответственности, является социально направленной, так как предоставляет большое количество рабочих мест в Краснодарском крае.
Суд апелляционной инстанции установил, что к апелляционной жалобе приложена копия маршрутной квитанции от 12.11.2021.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно разъяснениям пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом случае заявитель апелляционной жалобы не обосновал причины, объективно препятствовавшие ему представить указанные документы в суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем, они являются новыми доказательствами и в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться дополнительными доказательствами при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции с учетом положений части 2 статьи 268 АПК РФ отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на основании приказа административного органа от 20.07.2021 N 09-613 департаментом в отношении общества была проведена плановая выездная проверка в отношении объекта капитального строительства: Складской комплекс по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ГУП ОПХ "Рассвет" СК НИИ Животноводства, участок 6 с видом разрешенного использования: для создания промышленного парка", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, п. Индустриальный, почтовое отделение N 56.
При проведении плановой проверки объекта, административным органом установлено, что здание эксплуатируется ООО "ВБ-Кубань" без полученного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
26.08.2021 административным органом составлен акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения.
11.10.2021 по результатам проверки административным органом в отношении ООО "ВБ-Кубань" составлен протокол об административном правонарушении N 09-2933-Ю-114-АЦ по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.11.2021 административным органом вынесено постановление N 2-Ю-373в, которым общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления и соблюдения строительного законодательства.
Объективная сторона может быть выражена как действиями, так и бездействием, связанными с эксплуатацией объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства, без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Следовательно, только застройщик наделен полномочиями на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Соблюдение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации гарантирует безопасность реконструированного объекта, возможность его эксплуатации без вреда здоровью и жизни граждан.
Эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вменяя обществу нарушение части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган в силу статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ должен доказать эксплуатацию объекта капитального строительства, осуществляемую именно этим лицом без соответствующего разрешения.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается факт эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения. В частности, данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела фототаблицей, из которой видно, что складские помещения эксплуатируются обществом в целях хранения и сортировки товаров (т. 1, л.д. 50-53).
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество является лицом, эксплуатирующим объект капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, следовательно, обществом нарушены требования статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителей общества, не принимается судом апелляционной инстанции, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и не свидетельствующий о процессуальных нарушениях административного органа при вынесении оспариваемого постановления. Определение от 19.10.2021 о рассмотрении дела об административном правонарушении на 18.11.2021 выдано под роспись представителю общества (т. 1, л.д. 25).
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не принимается апелляционным судом ввиду следующего.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 вышеуказанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При этом необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза общественным отношениям по данному составу административного правонарушения заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении привлекаемого лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Согласно пункту 16 "Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017, административные правонарушения, составы которых предусмотрены статьей 9.5 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии достаточных оснований для применения положений пунктов 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уменьшения суммы штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией вмененной статьи.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 3.2 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.3 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что представленные заявителем в материалы дела доказательства, не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Также суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит заме не на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административных правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В отсутствие доказательств о том, что в данном случае отсутствует угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, суд первой инстанции обоснованно заключил о невозможности применения в данное случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом назначен штраф в минимальном размере для юридических лиц в виде штрафа в размере пятьсот тысяч рублей.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что постановление об административном правонарушении от 18.11.2021 N 2-Ю-373 является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, рассмотрев по существу заявление общества о признании незаконным и отмене постановления, фактически пришел к выводу о пропуске заявителем срока на подачу заявления об оспаривании постановления административного органа на один день и удовлетворил ходатайство общества о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то обстоятельство, что жалоба на оспариваемое постановление подана в установленный законом срок.
Из материалов административного дела следует, что оспариваемое постановление получено представителем общества 19.11.2021 (т. 1, л.д. 24).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления посредством информационной системы "Мой арбитр" - 30.11.2021 (т. 1, л.д. 4).
В силу части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Таким образом, срок для обжалования постановления, с учетом правил исчисления сроков, установленных статьей 113 АПК РФ, в рассматриваемом случае на дату подачи заявления об оспаривании постановления не истек.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что ошибочное указание суда первой инстанции о пропуске обществом срока на подачу заявления об оспаривании постановления административного органа не привело к принятию неправильного судебного акта и не может служить основанием для его отмены.
Иные доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 по делу N А32-55315/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55315/2021
Истец: ООО ВБ Кубань, ООО "ВБ-Кубань"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края