г. Томск |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А27-24205/2021 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (N 07АП-2483/2022) на решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24205/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе, г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Плюс-4 Стройсвязь", село Костенково, Новокузнецкий район, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1074238000726, ИНН 4238020787) о взыскании штрафа в размере 8 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Плюс-4 Стройсвязь" (далее - ООО "Плюс-4 Стройсвязь") с заявлением о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах в размере 8 500 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 21.02.2022 (резолютивная часть 08.02.2022) заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "Плюс-4 Стройсвязь" в пользу Пенсионного фонда взыскано 1 000 рублей штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВМ за январь, февраль 2018 года. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С ООО "Плюс-4 Стройсвязь" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение спора судом в размере 236 (двести тридцать шесть) рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от общества не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) ООО "Плюс-4 Стройсвязь" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ территориальным органом Пенсионного фонда проведена сверка представленной страхователем ООО "Плюс-4 Стройсвязь" формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год и представленных в 2018 году форм СЗВ-М, в результате которой выявлено отсутствие в форме СЗВ-М за отчетный период январь, февраль 2018 года сведений в отношении 1 застрахованного лица, по которому в форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 года содержатся данные о стаже.
21.01.2019 страхователю по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий со сверкой СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М.
Страхователь 21.01.2019 получил уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, что подтверждается извещением о доставке.
Страхователем выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, по мнению Пенсионного фонда, страхователем нарушен установленный частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, указанный в уведомлении об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда в отношении 1 застрахованного лица.
03.04.2019 должностным лицом Пенсионного фонда составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18190005953, N 052S18190005954, направлены в адрес страхователя заказным письмом.
На рассмотрение актов страхователь не явился, письменных возражений не представил.
13.05.2019 Пенсионным фондом вынесены решения N 052S19190006876, N 052S19190006877 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона.
Указанными решениями страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций. Решения о привлечении к ответственности направлены должнику заказным письмом 14.05.2019.
Требования от 06.06.2019 N 052S01190010497, N 052S01190010499 должнику направлены заказным письмом 07.06.2019, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
Страхователем по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2020 года - 17.02.2020, за февраль 2020 года - 10.03.2020, за апрель 2020 года - 08.05.2020, за май 2020 года - 02.06.2020, за июнь 2020 года - 13.07.2020, за июль 2020 года - 17.08.2020, за август 2020 года - 17.09.2020, за сентябрь 2020 года - 15.10.2020, за октябрь 2020 года - 03.11.2020, за ноябрь 2020 года - 11.12.2020, за декабрь 2020 года - 11.01.2021, за январь 2021 года - 09.02.2021, за февраль 2021 года - 15.03.2021, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год - 01.03.2021.
13.04.2021 страхователем по телекоммуникационным каналам связи представлены формы СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль, апрель - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года, СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год на 1 застрахованное лицо.
Таким образом, по мнению Пенсионного фонда, страхователем нарушен установленный Законом N 27-ФЗ срок для представления сведений за отчетный период январь, февраль, апрель - декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года в отношении 1 застрахованного лица.
18.05.2021 должностным лицом Пенсионного фонда составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18210007628, N 052S18210007632, N 052S18210007633, N 052S18210007634, N 052S18210007635, N 052S18210007636, N 052S18210007637, N 052S18210007638, N 052S18210007639, N 052S18210007640. N 052S18210007642, N 052S18210007643, N 052S18210007644, N 052S18210007645.
Рассмотрение актов назначено на 21.06.2021.
21.05.2021 акты направлены в адрес страхователя заказным письмом. На рассмотрение актов страхователь не явился, письменных возражений не представил.
21.06.2021 Пенсионным фондом вынесены решения N 052S19210009411, N 052S19210009415, N 052S19210009417, N 052S19210009420, N 052S19210009421, N 052S19210009422, N 052S19210009423, N 052S19210009424, N 052S19210009425, N 052S19210009426, N 052S19210009427, N 052S19210009428, N 052S19210009429. N 052S19210009430 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 ЗаконаN 27-ФЗ.
Указанными решениями страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций.
Решения о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 22.06.2021.
Требования от 15.07.2021 N 052S01210010628, N 052S01210010629, N 052S01210010630, N 052S01210010634, N 052S01210010637. N 052S01210010638, N 052S01210010639, N 052S01210010640, N 052S01210010641, N 052S01210010643, N 052S01210010644, N 052S01210010645, N 052S01210010646, N 052S01210010647 должнику были направлены заказным письмом 15.07.2021, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
04.05.2021 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2021 года.
21.05.2021 страхователем по телекоммуникационным каналам связи представлена формы СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2021 года на 1 застрахованное лицо.
Таким образом, по мнению Пенсионного фонда, страхователем нарушен установленный Законом N 27-ФЗ срок для представления сведений за отчетный период апрель 2021 года.
26.05.2021 должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18210007999.
Рассмотрение акта назначено на 29.06.2021.
26.05.2021 акт направлен в адрес страхователя заказным письмом. На рассмотрение акта страхователь не явился, письменных возражений не представил.
29.06.2021 Пенсионным фондом вынесено решение N 052S19210009778 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 названного Закона.
Указанным решением страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций.
Решение о привлечении к ответственности было направлено должнику заказным письмом 30.06.2021.
Требование от 26.07.2021 N 052S01210011043 должнику направлено заказным письмом 27.07.2021, однако денежные средства до настоящего времени должником в добровольном порядке не перечислены.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Срок предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М за январь, февраль 2019 года установлен не позднее 15.02.2019 и 15.03.2019 соответственно.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
21.01.2019 специалистом Управления в связи с выявлением несоответствий в представленных страхователем сведениях по форме СЗВСТАЖ за 2018 года в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи направлено Уведомление об устранении несоответствий. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя - 21.01.2019 (абзац 3 пункта 38 Инструкции N 211н).
Страхователем выявленные несоответствия в пятидневный срок не устранены.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у Пенсионного фонда оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Учитывая, что факт правонарушения подтвержден документально, обществом не оспорен, суд считает заявленные требования в части взыскания штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за отчетные периоды январь, февраль 2018 года в размере 1 000 рублей подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования о взыскании с ООО "Плюс-4 Стройсвязь" штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, апрель - декабрь 2020 года, январь, февраль, апрель 2021 года, СЗВ-СТАЖ за 2020 год по требованиям от 15.07.2021 N 052S01210010628, N 052S01210010629, N 052S01210010630, N 052S01210010634, N 052S01210010637. N 052S01210010638, N 052S01210010639, N 052S01210010640, N 052S01210010641, N 052S01210010643, N 052S01210010644, N 052S01210010645, N 052S01210010646, N 052S01210010647, от 26.07.2021 N 052S01210011043 в размере 7 500 рублей, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В абзаце 3 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (утверждена Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, действует с 27.07.2020) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Страхователь первоначально представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь, февраль, апрель - декабрь 2020 года, январь, февраль, апрель 2021 года, СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2020 год в установленный законом срок.
Допущенные в отчете по форме СЗВ-М за указанные выше периоды ошибки в данном случае исправлены страхователем 13.04.2021 путем подачи дополняющих форм, то есть страхователь самостоятельно выявил свои ошибки до момента обнаружения соответствующих ошибок Пенсионным фондом.
Доказательства того, что скорректированные страхователем сведения по форме СЗВМ тип "дополняющая" за январь, февраль, апрель - декабрь 2020 года, январь, февраль, 10 апрель 2021 года, СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2020 год являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Страхователь воспользовался своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Принимая во внимание то, что форма СЗВ-М тип "исходная" за январь, февраль, апрель - декабрь 2020 года, январь, февраль, апрель 2021 года, СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2020 год направлены страхователем с соблюдением сроков, установленных пунктами 2, 2.2 Закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно страхователем устранены, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период, откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая") за эти отчетные периоды до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с ООО "Плюс-4 Стройсвязь" финансовых санкций в общей сумме 7500 рублей по данным эпизодам не имеется.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведении, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, поскольку представил форму СЗВ-М тип "дополняющая" по истечении отчетного периода для представления сведений на застрахованных лиц, в отношении которых сведения ранее не представлялись, подлежат отклонению, поскольку, как ранее изложено, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях застрахованных лиц выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24205/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24205/2021
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "Плюс-4 Стройсвязь"