г. Москва |
|
13 мая 2022 г. |
А40-243846/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Ю. Левиной,
рассмотрев апелляционные жалобы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Федерального казначейства
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 07 февраля 2022 года по делу N А40-243846/21
в порядке упрощенного производства
по иску Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(ИНН 7707034952)
к Межрегиональной общественной организации "Водно-спасательный отряд"
(ИНН 2461030272)
третье лицо: Федеральное казначейство
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
МЧС России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с МОО "Водно-спасательный отряд" задолженности в сумме 277 360 руб.
Решением суда от 07.02.2022 года в удовлетворении исковых требований МЧС России отказано.
МЧС России и Федеральное казначейство не согласились с решением суда и подали апелляционную жалобу, в которых просят решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявители ссылается на выявление использования ответчиком предоставленной субсидии на реализацию мероприятий, не предусмотренных согласованной сметой в 2017 года, в подтверждение чего указывают на акт внеплановой выездной проверки в 2017 года и предписание Федерального казначейства.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, между МЧС России и МРОО "ВСО" заключено Соглашение от 10.10.2016 N 9-НКО-16 о предоставлении субсидии на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.
Предметом Соглашения является представление МРОО "ВСО" (Получатель) в 2016 году субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение и возмещение расходов, предусмотренных Программой действий по созданию и организации работы структурных подразделений МРОО "ВСО" в Красноярском крае по обеспечению безопасности населения на водных объектах на 2016-2017 годы, (далее - Программой), утвержденной и представленной Получателем в МЧС России для участия в конкурсе социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидии из федерального бюджета (пункт 1.1 Соглашения).
Размер предоставленной МРОО "ВСО" субсидии - 300 000 рублей (пункт 1.2. Соглашения).
В соответствии с пунктом 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (пункт 1 ст.219 Бюджетного кодекса Российской федерации).
Субсидия из средств федерального бюджета в сумме 300 000 рублей была перечислена МЧС России на лицевой счет, открытый МРОО "ВСО" в УФК по Красноярскому краю в соответствии с пунктами 1.3. - 1.6. Соглашения 28.12.2017, что подтверждается платежным поручением N 309826.
Пунктом 4.3. Соглашения установлено, что в случае нецелевого использования субсидии, а также нарушения Правил и Соглашения, денежные средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец ссылается на то, что 21.12.2018 в МЧС России поступило предписание Федерального казначейства от 18.12.2018 N 16-00-08/27425-дсп (далее - Предписание) по результатам проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в 2017 году.
Согласно Предписанию, МЧС России обязано принять меры к предъявлению социально ориентированным некоммерческим организациям требований о возврате в федеральный бюджет средств субсидий, из которых к МРОО "ВСО" в сумме 277 360 рублей.
Во исполнение Предписания МЧС России в адрес МРОО "ВСО" направлена претензия (требование) от 24.01.2019 N 28-1-135 с предложением возвратить в федеральный бюджет часть средств субсидии в размере 277 360 рублей, полученных организацией из федерального бюджета в соответствии с Соглашением.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Письмом от 04.02.2019 N 69 МРОО "ВСО" выражено несогласие с требованием о возврате денежных средств в федеральный бюджет, при этом указано, что:
- средства субсидии из федерального бюджета для оплаты государственной пошлины за регистрацию структурной организации в сумме 277 360 рублей МРОО "ВСО" не получала;
- возвратить в федеральный бюджет истребуемые у МРОО "ВСО" денежные средства, нет возможности, так как никогда их не получала.
В Отчете МРОО "ВСО" о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии за 2017 год указано что, установленные Соглашением, выполнены в объеме - Создание (включая государственную регистрацию) за счет предоставления субсидии 8 (Восемь) структурных подразделений МРОО "ВСО" в 2016-2017 гг. и организация их работы для выполнения в дальнейшем функций по обеспечению безопасности населения на водных объектах (в Приложении N 7 к Соглашению - 30 (Тридцать) структурных подразделений).
Согласно Отчету МРОО "ВСО" о расходах объем расходов в 2017 году, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия, общий объём расходов составил 300 000 рублей.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Из материалов дела следует, что о нарушении права истец узнал 20 марта 2018 года, когда получил отчетные документы по исполнению полученной субсидии, что подтверждается уведомлением почтовой организации "пони Экспресс".
В силу части 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Исковое заявление поступило в суд через канцелярию 12 ноября 2021 года за пределами срока исковой давности, что в соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Вопреки доводам апелляционных жалоб о возможном нарушении ответчиком целевого расходования полученных средств истец должен был и мог узнать не позднее 20 марта 2018 года, когда получил от ответчика отчетные документы.
Доводы апелляционных жалоб о нецелевом расходовании ответчиком полученной субсидии опровергаются доказательствами, представленными в материалы дела.
Кроме того, вопрос о надлежащем исполнении ответчиком заключенного с истцом соглашения проверялся Генеральной Прокуратурой РФ и Счетной Палатой РФ. Каких-либо нарушений со стороны МРОО ВСО не выявлено (отчет Счетной Палаты размещен в Бюллетене за ноябрь 2018 года страницы 30-76 http://асh.gov.ru/statements/byulletenschetnoj-palaty-11-nоуabr-2018-g-933).
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции и не являются основаниями для отмены либо изменения решения суда.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 февраля 2022 года по делу N А40-243846/21 ставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243846/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ "ВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО