г. Москва |
|
17 мая 2022 г. |
Дело N А40-213330/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2022
по делу N А40-213330/21
по заявлению Московского регионального союза потребительской кооперации (ОГРН: 1035005500298, ИНН: 5000000948)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Бирулин Р.В. по дов. от 25.04.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Кастальская Г.С. по дов. от 19.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Московский региональный союз потребительской кооперации (далее также МСПК, заявитель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Росреестра по г.Москве (далее - ответчик, Управление), оформленное уведомлением от 05.08.2021 N КУВД-001/2021-16352550/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением от 10.02.2022 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права.
Заявитель и третье лицо считают решение суда законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Управление Росреестра в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Проверив в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Московский региональный союз потребительской кооперации является арендатором части земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5, расположенного по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, 35, что подтверждается выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости от 01.09.2021 N 99/2021/414316436, и договором аренды земли N М-02-012982 от 22.02.1999.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:5 предоставлен МСПК в аренду по договору аренды земли N М-02-012982 от 22.02.1999 для эксплуатации складских и административно-бытовых помещений (п. 1.1. договора аренды).
На участке расположены два трехэтажных здания административно-бытового и производственно-складского назначения (п. 1.4. договора аренды). Данные здания являются 2-й очередью Кировской плодоовощной базы.
Согласно материалам дела ЕГРН содержит сведения о виде разрешенного использования земли - "Для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров".
В особых отметках содержится запись "Сведения о видах разрешенного использовании имеют статус "Актуальные незасвидетельствованные".
Постановлением Правительства Москвы N 154-ПП от 02.03.2020 внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:5 имеет вид разрешенного использования 6.2 Тяжелая промышленность, 6.2.1 Автомобилестроительная промышленность, 6.3 Легкая промышленность, 6.3.1 Фармацевтическая промышленность, 6.4 Пищевая промышленность, 6.5 Нефтехимическая промышленность, 6.6 Строительная промышленность, 6.7 Энергетика, 6.8 Связь, 6.11 Целлюлозно-бумажная промышленность. 23.04.2021 МСПК обратился в Управление с заявлением NMFC-0558/2021-710569-1 о внесении сведений в ЕГРН о земельном участке в части изменения вида разрешенного использования (через изменение основных характеристик).
В обоснование заявления о внесении в ЕГРН сведений о земельном участке в части изменения вида разрешенного использования заявителем в Управление были представлены следующие документы: заявление; договор аренды земли N М-02-012982 от 22.02.1999, скриншот ИАИС ОГД от 31.03.2021, Постановление Правительства Москвы N 154-ПП от 02.03.2020 "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", доверенность представителя.
Заявитель пояснил, что в ЕГРН содержится недостоверная информация о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5, противоречащая Постановлению Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Однако, Управлением вынесено решение от 05.08.2021 N КУВД-001/2021-16352550/2 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Правила землепользования и застройки утверждены постановлением Правительства от 28.03.2017 N 120-ПП (далее - ПЗЗ).
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В качестве оснований отказа Управление Росреестра по Москве сослалось на то, что сведения, указанные в документах, представленных совместно с заявлением на государственный кадастровый учет, не соответствуют сведениям о видах разрешенного использования, содержащихся в Постановлении Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Как верно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:5 относится к территориальной зоне N 77:02-7.1886, вид зоны - "Иная".
Согласно пункту 15 статьи 35 ГрК РФ органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Данная норма предоставляет право Правительству Москвы самостоятельно устанавливать виды разрешенного использования земли внутри иных территориальных зон, что и было сделано Постановлением Правительства Москвы N 154-ПП от 02.03.2020 "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Следовательно, заявитель обратился в Управление с заявлением об отражении в ЕГРН достоверных сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу, что заявителем при обращении в Управление соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права заявителя в данном случае нарушаются в связи с тем, что арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли. Основной характеристикой, влияющей на кадастровую стоимость, является вид разрешенного использования.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных МСПК требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2022 по делу N А40-213330/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213330/2021
Истец: МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ