г. Чита |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А78-4511/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Должиковой Л.В., по доверенности N ЖКС 8-225,
от ответчика - Клыпиной Е.Г., по доверенности N 391/2021С от 02.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Забайкальская топливно-энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 января 2022 года по делу N А78-4511/2021 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к акционерному обществу "Забайкальская топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1177536007395, ИНН 7536169210) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта N 252 ВК-Ш от 20.10.2020, приняв редакцию истца приложения N 1 "акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон" к государственному контракту N 252 ВК-Ш от 20.10.2020, о том, что границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей холодного водоснабжения является: стена здания военного комиссариата по г. Шилка по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Ленина, 64",
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Забайкальского края" (ОГРН 1027501186569, ИНН 7536011328), администрации городского поселения "Шилкинское" (ОГРН 1057527013477, ИНН 7527007205),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к акционерному обществу "Забайкальская топливно-энергетическая компания" об обязании ответчика заключить с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России государственный контракт N 252 ВК-Ш на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения с учетом протокола урегулирования разногласий, изложив приложение N 1 к контракту в редакции истца.
Определениями суда от 25.05.2021, 06.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Забайкальского края", администрация городского поселения "Шилкинское".
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении государственного контракта N 252 ВК-Ш от 20.10.2020, принять редакцию истца приложения N 1 "акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон" к государственному контракту N 252 ВК-Ш от 20.10.2020, о том, что границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей холодного водоснабжения является: стена здания военного комиссариата по г. Шилка по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Ленина, 64".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 января 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда, принять по делу судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не полностью установлены обстоятельства, имеющие значения для дела. В ходе судебных заседаний АО "ЗабТЭК" неоднократно поясняло суду, что спорный участок сети водоснабжения от камеры ТК-1.19-2 до здания Военного комиссариата по адресу: г. Шилка, ул. Ленина, 64 на баланс АО "ЗабТЭК" администрацией не передавался. Возлагать балансовую принадлежность спорного участка сети на ресурсоснабжающую организацию и признать спорный участок сети бесхозяйным не законно ввиду недоказанности отсутствия собственника данной сети. Ввиду отсутствия документально подтвержденной информации со стороны администрации о передаче сетей водоснабжения на баланс АО "ЗабТЭК", а также ввиду недоказанности отсутствия собственника спорного участка сети, признать данный участок бесхозяйным и возложить балансовую принадлежность на ресурсоснабжающую организацию не законно и противоречит нормам права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции откладывал судебное заседание и предлагал сторонам представить сведения о собственнике земельного участка, на котором расположены спорные коммуникации, и сведения о местонахождения ближайшего колодца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать.
Ответчиком в материалы дела представлены выписки из ЕГРП, из которых следует, что земельный участок, на котором расположено здание комиссариата, и само здание, принадлежат Российской Федерации. Также представитель истца пояснила, что протяженность сети от тепловой камеры ТК 1 19 20 до водопроводного колодца здания комиссариата составляет 6 метров.
Доказательств, свидетельствующих о том, что собственник земельного участка или военный комиссариат в своих интересах в пределах земельного участка прокладывали спорные коммуникации, в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания" определена гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район на основании постановления администрации городского поселения "Шилкинское" от 04.03.2019 N 70.
14.06.2013 между Управлением Судебного департамента в Забайкальском крае (ссудодатель) и Военным комиссариатом Забайкальского края (Ссудополучатель) заключен договор N 11-13б о передаче в безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества, по условиям которого ссудодатель по согласованию с Территориальным управлением передает ссудополучателю объект недвижимости "Здание Шилкинского районного суда", указанный в Приложении N 1 общей площадью 325,2 мI, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Ленина, 64, для использования под служебное помещение на условиях безвозмездного временного пользования, предусмотренных настоящим договором.
По акту приема-передачи от 14.06.2013 административное здание передано военному комиссариату Забайкальского края.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях исполнения государственного задания 14.08.2020 в адрес АО "ЗабТЭК" направлено истцом заявление о заключении контракта на холодное водоснабжение и водоотведение на объекты Минобороны России согласно прилагаемому перечню, в том числе на объект "Военный комиссариат", расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Ленина, 64.
20.10.2020 между истцом ответчиком заключен государственный контракт N 252 ВК-Ш на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжения и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать фактически потребленную холодную (питьевую) воду, установленного качества в объеме, определенном контрактом.
По условиям контракта ответчик осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение по адресу: г. Шилка, ул. Ленина, 64 (административное здание - военный комиссариат).
В ходе заключения контракта возникли разногласия относительно разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и потребителем.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности (Приложение N 1).
В акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 1 к контракту N 252 ВК-Ш) организация водопроводно-канализационного хозяйства указала, что эксплуатационная ответственность и обслуживание водопроводных и канализационных сетей от границы эксплуатационной ответственности, за внутренние сети и устройства возлагается на абонента.
Истец выразил несогласие с указанной в Приложении N 1 редакции акта о разграничении балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон.
Протоколом разногласий истцом предложено изменить редакцию акта о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, указать в приложении N 1 следующее: считать границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей холодного водоснабжения стену административного здания Отдела военного комиссариата по г. Шилка, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Ленина, 64.
В обоснование своей позиции истец сослался на п.2.ч.1. "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 в соответствии с которым границей балансовой принадлежности является - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения, на ином законном основании, а граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения (т.е. соглашением сторон).
В случае отсутствия такого соглашения, граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
Как указывает истец, наружные сети водоснабжения не состоят на балансе учреждения и военного комиссариата, не учтены в качестве основных средств, не передавались истцу и третьему лицу по акту приема-передачи, не входят в состав общей инфраструктуры принадлежащего объекта и, следовательно, нет оснований для установления зоны эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, согласно Приложению N 1 к Контракту в редакции ответчика.
Ввиду того, что разногласия сторон не урегулированы, истец обратился в суд с требованием определить несогласованные условия контракта в редакции истца.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения между сторонами регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В ходе заключения контракта между сторонами возникли разногласия относительно разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и потребителем.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности (Приложение N 1).
В акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 1 к контракту N 252 ВК-Ш) организация водопроводно-канализационного хозяйства указала, что эксплуатационная ответственность и обслуживание водопроводных и канализационных сетей от границы эксплуатационной ответственности, за внутренние сети и устройства возлагается на абонента.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре водоснабжения, водоотведения.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации ВКХ, если иное не предусмотрено договором (пункт 23 Правил N 644).
Согласно пункту 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Согласно пункту 31 (1) Правил N 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается:
а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;
б) в остальных случаях - по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 31 (2) Правил N 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по канализационным сетям устанавливается:
а) если абонент владеет объектами централизованной системы водоотведения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;
б) в остальных случаях - по первому смотровому колодцу.
Точка поставки коммунальных ресурсов, по общему правилу, должна находиться на внешней стене здания в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственника здания на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственника означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
Здание, расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Шилка, ул. Ленина, 64, Управлением Судебного департамента в Забайкальском крае передано военному комиссариату Забайкальского края в рамках договора о передаче в безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества N 11-13б от 14.06.2013.
Как следует из материалов дела, наружные сети водопровода и водоотведения в рамках указанного договора не переданы, на балансе истца либо третьего лица не закреплены, в связи с чем, истец считает границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности внешнюю границу стены здания объекта.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Ответчиком не представлено доказательств наличия у истца права собственности или иного законного права на водопроводные и канализационные сети, находящиеся за пределами внешней стены здания.
Доказательств того, что спорный участок сетей от границы здания до ближайшего колодца, находится в собственности Российской Федерации или является муниципальной собственностью в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Ответчик, как ресурсоснабжающая организация, является организацией эксплуатирующей выявленные бесхозяйные объекты до разрешения вопроса о праве собственности на них в соответствии с гражданским законодательством.
Отсутствие оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих факт передачи спорного участка водопроводных и канализационных сетей в собственность ответчика, не является основанием для возложения обязанности по содержанию названных участков сетей на истца, не являющегося его правообладателем.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований истца.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При принятии к производству апелляционной жалобы АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания" была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с АО "Забайкальская топливно-энергетическая компания" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17.01.2022 по делу N А78-4511/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Забайкальская топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1177536007395, ИНН 7536169210) в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4511/2021
Истец: ФГБУ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ