город Ростов-на-Дону |
|
19 мая 2022 г. |
дело N А32-27197/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Федерального казённого учреждения здравоохранения "Санаторий "Сосновый" Министерства внутренних дел Российской Федерации" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Гончаренко А.П. по доверенности от 13.01.2022 N 7, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Сосновый" Министерства внутренних дел Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2022 по делу N А32-27197/2021
по заявлению Федерального казённого учреждения здравоохранения "Санаторий "Сосновый" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН 2355004898, ОГРН 1022304918745)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ОЛМИ", закрытое акционерное общество "Сбербанк-АСТ", индивидуальный предприниматель Исмаилова Марина Викторовна
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казённое учреждение здравоохранения "Санаторий "Сосновый" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) о решения от 19.03.2021 N 390/2021-КС и предписания от 19.03.2021 N 92 по делу N 023/06/64-1194/2021.
Арбитражный суд Краснодарского края привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Исмаилову Марину Викторовну.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2022 в удовлетворении заявления Учреждения было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что антимонопольный орган не доказал невозможность участника закупки рассчитать стоимость 1000 кв.м. обоев.
Судом не доказано, что поставщик не может поставить указанное в документации количество обоев. Аукционная документация отвечает требованиям Закона о контрактной системе и нарушает прав участников.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Учреждения об участии в деле с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, просил решение суда отменить.
Управление, общество с ограниченной ответственностью "ОЛМИ", закрытое акционерное общество "Сбербанк-АСТ", индивидуальный предприниматель Исмаилова М.В., извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления, ООО "ОЛМИ", ЗАО " Сбербанк-АСТ" и индивидуального предпринимателя Исмаиловой М.В., надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Учреждением проводился электронный аукцион "Закупка обоев" N 0318100059221000040.
В Управление поступила жалоба ООО "ОЛМИ" на действия Учреждения (заказчика) при проведении электронного аукциона: "Закупка обоев" (извещение N 0318100059221000040) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы комиссией Управления принято решение N 390/2021-КС по делу N 023/06/64-1194/2021, согласно которому жалобу ООО "ОЛМИ" была признана обоснованной, Учреждение нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, частей 5 и 6 статьи 65 Федерального закона N44-ФЗ.
19.03.2021 Управление выдало Учреждению предписание N 92 по делу N 023/06/64-1194/2021, в соответствии с которым Учреждению надлежало устранить нарушение часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, частей 5 и 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ путём отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ и с учётом решения N 390/2021-КС по делу N 023/06/64-1194/2021 от 19.03.2021.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьёй.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Учреждением проводился электронный аукцион: "Закупка обоев" (извещение N 0318100059221000040).
В силу части 1 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объёма данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объёма фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Статьёй 33 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Как следует из материалов дела, что Управлением было установлено, что документация электронного аукциона содержит Приложение 1 "Техническое задание", где заказчиком установлены требования к закупаемому товару, а именно: "Обои должны иметь основание флизелин и виниловое покрытие, должны обладать высокой устойчивостью к механическому воздействию, не желтеют и не выгорают на солнце; тип покрытия: антивандальные; светостойкость: очень хорошая; снятие с основания: расслаиваемые; водостойкость: В-1; устойчивость к трению и мытью: М-3; Раппорт: без подгона; размер рулона: 10,05x1,06 м; длина: не более 10,05 м; ширина: не менее 1,06 м....не более 1,16 м; материал основы: флизелин; материал покрытия: винил; тип: рулонные; цвет: по согласованию с заказчиком (не белый); рисунок: по согласованию с заказчиком".
В Приложении 1 к документации о проведении электронного аукциона в части "Техническое задание" к поставляемым обоям в колонке "Описание" установлено требование: "Цвет: по согласованию с заказчиком (не белый)"; "Рисунок: по согласованию с заказчиком".
Таким образом, суд первой инстанции верно пришёл к выводу, что требования Учреждения не являются конкретными показателями и характеристиками товара и не дают возможности участнику закупки установить, какой цвет и рисунок обоев требуется заказчику и какой товар участникам предлагать в заявке.
Заказчиком к поставляемым обоям в колонке "Единицы измерения" указаны метры квадратные (м2 ) и в колонке "Количество" - 1000.
Довод Учреждения относительно того, что Управлением не представлено доказательств невозможности участника рассчитать стоимость 1000 кв.м. обоев апелляционный суд находит несостоятельным.
В конкретном случае обои имеют стандартный размер: ширина 1,06 м, длина 10,5 м, соответственно, один рулон обоев равен 10,653 м.кв. Установленные требования не позволяют поставить точное количество (1000 м.кв.) обоев, а также корректно рассчитывать стоимость.
В Приложении 1 к документации для проведения электронного аукциона указаны требования поставки "со дня заключения государственного контракта по 25 декабря 2021 года, партиями по заявке Заказчика.
Поставка должна быть произведена в срок не более суток с момента получения поставщиком заявки заказчика, в рабочее время до 16.00 часов текущего дня". Аналогичные требования установлены заказчиком в Разделе Проект контракта, а именно: "3.1. Срок поставки товара: со дня заключения государственного контракта по 25.12.2021, партиями по заявке заказчика по адресу: 352832 Краснодарский край Туапсинский район п.Сосновый ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД России" склад. Поставка должна быть произведена в срок не более суток с момента получения Поставщиком заявки Заказчика, в рабочее время до 16.00 часов текущего дня, заявки представляются посредством почтовой, телефонной, факсимильной связи".
В силу части 1 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять её суть.
Частью 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Судом установлено, что 09.10.2021 подан запрос на разъяснение аукционной документации на ЭТП АО "Сбербанк-ACT" на сайте https://www.sberbank-ast.ru/.
11.03.2021 получен ответ от Учреждения, согласно которому цвет и рисунок по согласованию с заказчиком - это означает, что участник в первой части заявки не указывает цвет и рисунок, пишется также как в ТЗ, т.к. это будет согласовываться после заключения контракта.
Таким образом, действия заказчика при составлении документации электронного аукциона нарушают требования Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, решение антимонопольного органа от 19.03.2021 N 390/2021-КС и предписание от 19.03.2021 N 92 по делу N 023/06/64-1194/2021 соответствуют требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов Учреждения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2022 по делу N А32-27197/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27197/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Сосновый" Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: ЗАО "Сбербанк-АСТ", ИП Исмаилова Марина Викторовна, ООО "ОЛМИ"