г. Москва |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А41-93066/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - Администрации городского округа Долгопрудный - Морозова Д.К. по доверенности от 30.03.2022,
от заинтересованного лица по делу - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Гаражно-Специализированного Потребительского Кооператива N 19 - Ридель В.В. адвокат по доверенности от 10.01.2022.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Долгопрудный на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2022 по делу N А41-93066/21 по заявлению Администрации городского округа Долгопрудный к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об исключении, третье лицо: Гаражно-Специализированный Потребительский Кооператив N 19,
УСТАНОВИЛ:
Администрации городского округа Долгопрудный (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Московской области) с требованиями об исключении из государственного кадастра учета недвижимого имущества сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:36, об исключении из государственного кадастра учета недвижимого имущества сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:37.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация городского округа Долгопрудный не согласилась с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Администрации городского округа Долгопрудный в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Гаражно-Специализированного Потребительского Кооператива N 19 возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 03.06.2005 были образованы и присвоены кадастровые номера трем земельным участкам: 50:42:0020104:36; 50:42:0020104:37; 50:42:0000000:16. Земельный участок с кадастровым номером 50:42:0000000:16, был образован как единое землепользование с входящими в него обособленными земельными участками с кадастровыми номерами: 50:42:0020104:36; 50:42:0020104:37.
Администрация указала, что ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многокоптурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав. После вступления в силу с 1 марта 2008 года Закона о кадастре, указанный принцип не подлежит применению. Администрация указала, что земельный участок с кадастровым номером 50:42:0000000:16 является многоконтурным и включает в себя два участка с кадастровым номером 50:42:0020104:36 и кадастровым номером 50:42:0020104:37, в связи с чем земельные участки с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36 и 50:42:0020104:37 подлежат, по мнению истца, исключению из ЕГРН.
09.09.2021 Администрация обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области с заявлением исх. N 2372 об исключении из государственного кадастра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:37.
15.09.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области в адрес заявителя Администрации г. Долгопрудного направлено уведомление N КУВД-001/2021-37597608/2, согласно которого, земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020104:37 снятию с государственного кадастрового учета не подлежит, в связи с чем осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до 15 декабря 2021 года.
09.09.2021 Администрация г обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации- кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области с заявлением исх. N 2373 об исключении из государственного кадастра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:42:0020104:36.
15.09.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области в адрес заявителя направлено уведомление N КУВД-001/2021-37595997/2, согласно которого, земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020104:36 снятию с государственного кадастрового учета не подлежит, в связи с чем осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до 15 декабря 2021 года.
Обжалование в апелляционной комиссии решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не привело к удовлетворению заявлений Администрации, в связи с чем, истец избрал способ защиты, путем обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Исходя из положений ФЗ N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
Как следует из материалов дела, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:42:000000:16, 50:42:0020104:36 и 50:42:0020104:37 следует, что земельные участки были поставлены на кадастровый учет 03.06.2005.
Из пояснений ГСПК N 19 следует, что изначально металлические гаражи располагались в центре г. Долгопрудного, однако, была достигнута договоренность о переносе гаражей в новое место, на окраине города, которая в то время не была застроена. Исходя из значительного количества гаражей, их размещение изначально предполагалось осуществить в двух местах, вдоль проезда. Таким образом, гаражный кооператив с 2004 года стал размещаться на двух земельных участках, которые были разделены проездом, который существует в настоящее время.
03.06.2005 на основании заявления Администрации г. Долгопрудный на кадастровый учет был поставлен многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 50:42:0000000:16, в состав которого входили:
- земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020104:36, площадью 8 466 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для металлических гаражей, границы которого установлены на местности;
- земельный участок с кадастровым номером 50:42:0020104:37, площадью 1 528 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для металлических гаражей, границы которого установлены на местности.
При постановке на кадастровый учет, данному многоконтурному земельному участку, государственным органом кадастрового учета, был присвоен статус "Единое землепользование".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:42:000000:16 в ЕГРН внесена запись об арендаторе земельного участка - ГСПК N 19.
Согласно пункту 5 ранее действовавших Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера, такой порядок присвоения кадастрового номера земельному участку может быть осуществлен при том, что обособленные земельные участки образуют единое землепользование являясь смежными земельными участками, то есть имеющими общие границы.
Согласно пункту 60 ранее действовавшего Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Таким образом, до 17.05.2008 все земельные участки, как состоящие из нескольких частей, так и состоящие из нескольких земельных участков, объединялись общим термином - многоконтурные земельные участки и обозначались как: многоконтурный "единое землепользование".
После вступления силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости), многоконтурные земельные участки в виде единого землепользования не создавались и на кадастровый учет не ставились. Однако ранее учтенные с подобным статусом земельные участки, после вступления в силу Закона о регистрации, продолжают числиться с соответствующей отметкой в ЕГРН, что прямо было закреплено в п. 182 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. N 943 (утратил силу), а также закреплено в настоящее время п. 215 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241).
Согласно п. 15 Порядка заполнения форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде" утв. Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329, в реквизите "Кадастровый номер" выписки из ЕГРН о земельном участке также указываются слова "единое землепользование" в случае оформления выписки из ЕГРН о ранее учтенном (до 01.03.2008) земельном участке, представляющем собой единое землепользование.
В силу п. 4 ст. 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ, государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Таким образом, доводы Администрации о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37 не является самостоятельным объектом гражданско-правовых отношений, поскольку входит в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:42:0000000:16 является несостоятельным и отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм материального права, действующего в период постановки земельных участков на кадастровый учет.
Исключение из государственного кадастра учета недвижимого имущества сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37, означает, по сути, снятие всего многоконтурного земельного участка с кадастрового учета, что в рассматриваемом случае также повлечет снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:42:000000:16.
Кроме того, заявленные в Администрацией требования направлены на преодоление судебных актов по делам N А41-101929/19, N А41-101928/19, в которых участвовали те же стороны, что и в данном деле, а предметом спора также являлись земельные участки с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37.
Удовлетворение требований Администрации об исключении из государственного кадастра учета недвижимого имущества сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:42:0020104:36, 50:42:0020104:37 приведет к невозможности исполнения судебных актов по делам N А41-101929/19, N А41-101928/19 и к нарушению принципа правовой определенности, который является общеправовым.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу отказывая в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2022 по делу N А41-93066/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93066/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНОГО
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: ГАРАЖНО- СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ N 19
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20079/2022
20.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21563/2022
23.05.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6946/2022
07.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-93066/2021