г. Владимир |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А43-35891/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.05.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Кастальской М.Н., Новиковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2022 по делу N А43-35891/2021, принятое по заявлению государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29.07.2021 N 92-АВ.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Рыжакова Н.А. по доверенности от 13.05.2022 N ЛШ/12141/22 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" - Потапова Т.И. по доверенности от 21.03.2022 N 02-24-65 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 17.05.2022 (входящий N 01АП-2903/22 от 17.05.2022) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru государственным казенным учреждением Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее по тексту - Учреждение) было размещено извещение N 0832200006621000540 о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки "Ремонт участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Павловском и Сосновском районах Нижегородской области", с начальной (максимальной) ценой контракта - 379 047 836 рублей.
На основании приказа от 16.07.2021 N 259/21 Управлением в период с 16.07.2021 по 29.07.2021 проведено внеплановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения Учреждением требований законодательства о контрактной системе.
Решением Управления от 29.07.2021 N 92-АВ Учреждение признано нарушившим требования части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области".
Решением от 03.03.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению Управления, положение порядка оценки Конкурсной документации о предоставлении контрактов, заключенных не позднее чем за 5 лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, не соответствует Правилам. Антимонопольный орган также отмечает, что установление в порядке оценки Конкурсной документации условия о том, что цена исполненных контрактов/договоров, предоставляемых к оценке, должна быть не менее 30% начальной (максимально) цены контракта не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса. Полагает, что установление начального порога, с которого контракты (договоры) подлежат оценке, не предусмотрено ни Правилами, ни законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Отмечает, что требование об исполнении участником закупки контрактов, предъявляемых к оценке, без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней), предусмотренными контрактами, ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является конкурс, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определен перечень критериев, которые заказчик устанавливает в документации о закупке для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки. Одним из таких критериев может быть квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно требованиям части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Из части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила N 1085).
Согласно пункту 3 Правил N 1085 оценка представляет собой процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 Правил N 1085 для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии: а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил; предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту; б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки (пункт 27 Правил N 1085).
Согласно пункту 27(2) Правил N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Как следует из материалов дела, пунктом 15 Информационной карты конкурсной документации установлен перечень документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса: 7.1. Копии исполненных участником закупки контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявок на участие в конкурсе, (копии всех листов указанных документов с приложениями) (при наличии); 7.2. Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) в полном объеме (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее, чем за 5 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе и должен (должны) быть представлен (представлены) на сумму, равную цене соответствующего контракта (договора) с учетом дополнительных соглашений (копии всех листов указанных документов с приложениями) (при наличии); 7.3 Копия справки (всех справок) о стоимости выполненных работ и затрат, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) в полном объеме (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее, чем за 5 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе и должен (должны) быть представлен (представлены) на сумму, равную цене соответствующего контракта (договора) с учетом дополнительных соглашений (копии всех листов указанных документов с приложениями) (при наличии); 7.4. Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее, чем за 5 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе (копии всех листов указанных документов с приложениями) (при наличии).
При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Согласно пункту 16 Информационной карты конкурсной документации для оценки заявок участников заказчик в конкурсной документации установил следующие критерии: 1. Стоимостной критерий оценки - Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы услуги (значимости критерия оценки - 60%, коэффициент значимости критерия оценки - 0,6); 2. Нестоимостной критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация участников закупки) - величина значимости критерия - 40%, коэффициент значимости критерия оценки - 0,4.
В пункте 17 Информационной карты открытого конкурса заказчиком установлено, что для оценки показателей по критерию "Квалификация участников закупки" рассматриваются контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту и/или ремонту линейного объекта капитального строительства федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, заключенных участником закупки за последние 5 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 30% (тридцати процентов) от начальной (максимальной) цены контракта.
При этом под надлежащим образом исполненными участником закупки контрактами (договорами) в настоящей конкурсной документации понимается контракт (договор), исполненный без штрафных санкций, пеней и т.д., при этом в случае, если штрафы, пени уплачены в срок и общая их сумма не превышает 0,1% от цены исполненного контракта (договора), указанный контракт (договор) будет считаться надлежащим образом исполненным (*).
В ходе проверки Управление пришло к выводу, что требование об исполнении участником закупки контрактов, предъявляемых к оценке, без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней), предусмотренными контрактами ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту конкурса. Кроме того, изучив указанный порядок оценки, Управление пришло к выводу, что положение порядка оценки конкурсной документации о предоставлении контрактов, заключенных не позднее, чем за 5 лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, не соответствует Правилам N 1085.
Также, по мнению Управления, установление в порядке оценки конкурсной документации условия о том, что цена исполненных контрактов/договоров, предоставляемых к оценке, должна быть не менее 30% начальной (максимально) цены контракта не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, при вынесении решения Управлением не учтено, что спорная закупка проводится в форме открытого конкурса в электронной форме, победителем которого является участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, при этом определяется на стадии оценки заявок участников закупки.
В пункте 7 пункта 15 раздела Информационной карты конкурсной документации указано, что отсутствие документов, указанных в пункте 15 Информационной карты, не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
С учетом социальной значимости объекта закупки, исходя из его предмета, требование о предоставлении участниками рассматриваемой закупки для оценки их заявок по нестоимостному критерию в составе заявок контрактов, заключенных не позднее, чем за 5 лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, и не противоречит положениям Правил N 1085.
Указанный критерий оценки не создает преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам, направлен на выбор победителя закупки, соответствующего потребности заказчика.
Кроме того, установленные в конкурсной документации критерии оценки были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика.
Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений, относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил N 1085 установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть в том числе "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В рассматриваемом случае предельное максимальное количество контрактов (3), заключенные за последние 5 лет и исполненные без штрафных санкций либо если санкции не превышают 0,1% от цены исполненного контракта, цена каждого из которых составляет 30% от начальной цены контракта, при оценке участников ограничивается верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что 30% от НМЦК, который планируется заключить по результатам электронного конкурса, является сопоставимым объемом, позволяет оценить опыт участника закупки и не противоречит законодательству.
Таким образом, суд первой инстанции в рассматриваемом случае не установил со стороны Учреждения нарушений части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, в связи с чем, правомерно пришел к выводу,что оспариваемое решение Управления противоречит действующему законодательству.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам Управления.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2022 по делу N А43-35891/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-35891/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ГКУ НО "ЦРЗ НО"