г. Ессентуки |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А15-1718/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Годило Н.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании: от администрации сельского поселения "сельсовет Ансалтинский" Ботлихского района Республики Дагестан - Мухтарова Г.К. (глава), от администрация сельского поселения "село Рахата" Ботлихского района Республики Дагестан - Магомедрасуловой П.Б. (по доверенности), Гаджиевой Э.М. (по доверенности), Сахратулаева М.М. (глава), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу администрации сельского поселения "сельсовет Ансалтинский" Ботлихского района Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.03.2022 по делу N А15-1718/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация сельского поселения "сельсовет Ансалтинский" Ботлихского района Республики Дагестан (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление, заинтересованное лицо):
о признании недействительным землеустроительного дела по описанию границ муниципального образования "село Рахата" Ботлихского района, формированного в период с 2007 по 2008 годы;
о признании недействительным землеустроительного дела по описанию границ муниципального образования "сельсовет Ансалтинский" Ботлихского района, формированное в период с 2007 по 2008 годы;
о признании незаконными действий управления, выразившихся в передаче 05.03.2018 в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, землеустроительного дела по описанию границ муниципального образования "сельсовет Ансалтинский" Ботлихского района Республики Дагестан;
о признании незаконными действия управления, выразившихся в передаче 05.03.2018 в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, землеустроительного дела по описанию границы муниципального образования "село Рахата" Ботлихского района Республики Дагестан;
о признании незаконными бездействия управления, выразившегося в невыполнении требований заявителя, изложенных в письме от 12.02.2021 об отмене землеустроительных дел по описанию границ муниципальных образований "село Рахата" и "сельсовет Ансалтинский" Ботлихского района Республики Дагестан;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан исключить из государственного фонда данные, полученные в результате проведения землеустройства, землеустроительных дел по описанию границ муниципального образования "Село Рахата" Ботлихского района с инвентарным N 212/18 и по описанию границ муниципального образования "Сельсовет Ансалтинский" Ботлихского района с инвентарным N192/2018.
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан по внесению 13.10.2021 и 20.10.2021 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах муниципальных образований "сельсовет Ансалтинский" и "село Рахата" Ботлихского района Республики Дагестан, на основании карт (планов), содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства под регистрационными номерами 282/21 и 283/21 (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены администрация сельского поселения "село Рахата" Ботлихского района Республики Дагестан (далее - администрация с. Рахата) и Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство).
Решением суда от 04.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском администрацией срока исковой давности. Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными бездействий управления, выразившихся в невыполнении требований заявителя, изложенных в письме от 16.02.2021 об отмене оспоренных землеустроительных дел и о признании незаконными действий по внесению 13.10.2021 года и 20.10.2021 года в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований "селъсовет Ансалтинский" и "село Рахата" Ботлихского района Республики Дагестан, на основании карт (планов), содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства под регистрационными номерами 282/21 и 283/21, суд пришел к выводу, что целью заявителя является фактическое изменение, внесенных в ЕГРН сведений о границах земельных участков (территорий) двух муниципальных образований. То есть, по мнению суда первой инстанции, заявитель, фактически оспаривает субъективное право другого муниципального образования внесенное в ЕГРН.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Апеллянт указывает, что дата формирования и утверждения землеустроительных дел судом не установлены и носят предположительных характер, в связи с чем, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока по требованию о признании недействительными землеустроительных дел. Администрация ссылается на то, что заинтересованным лицом в ЕГРН внесены сведения о границе сельского поселения "сельсовет Ансалтинский" и сельского поселения "село Рахата" с использованием незаконно составленных карт (планов) на основании незаконных землеустроительных дел без проведения соответствующих работ, что свидетельствует о незаконности действий заинтересованного лица и нарушении прав заявителя.
Отзыв на жалобу суду не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.03.2022 по делу N А15-1718/2021 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии Законом Республики Дагестан от 13.01.2005 N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" (далее - Закон РД о границах) статусом "Муниципальный район" наделено муниципальное образование "Ботлихский район" (статья 6).
Согласно пунктам 3 и 14 статьи 6 Закона РД о границах в состав муниципального района "Ботлихский район", в том числе, входят границы муниципальных образований "сельсовет Ансалтинский" и "село Рахата".
Статьей 52 Закона РД о границах установлены границы муниципальных образований Республики Дагестан в соответствии с прилагаемыми описаниями и схематическими картами муниципальных образований, в том числе и указанных муниципальных образований.
На основании распоряжения Председателя Госсовета Республики Дагестан от 16.05.2005 N 20-р "Об утверждении плана дополнительных мероприятий по реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" управлением проведены землеустроительные работы по установлению и описанию границ муниципальных образований.
В результате проведения указанных землеустроительных работ, в том числе сформированы землеустроительные дела по описанию границ муниципального образования "село Рахата" и муниципального образования "сельсовет Ансалтинский".
16.02.2021 администрация обратилась в управление с заявлением об отмене указанных землеустроительных работ.
Письмом от 26.02.2021 N 15-исх-00168/21-09вдр управление сообщило администрации о том, что его заявление направлено для рассмотрения в министерство.
Также письмом от 19.03.2021 N 14-01438-АА-21 управление сообщило администрации о том, что по состоянию на 18.03.2021 сведений о границах указанных муниципальных образований не поступали для внесения в ЕГРН. Для выяснения правильности определения границ указанных муниципальных образований необходимо обратится в орган принявший решение об установлении таких границ.
На основании указанных мероприятий по землеустройству и землеустроительных дел в ЕГРН внесены сведения об административных границах (территории) 20.10.2021 - муниципального образования "сельсовет Ансалтинский" и 13.10.2021 - муниципального образования "село Рахата".
Заявитель, считая, что указанные землеустроительные работы и формирование землеустроительных дел, а также внесение в ЕГРН сведений о границах указанных муниципальных образований осуществлены с нарушением действующего законодательства, результате чего произошло уменьшение площади муниципального образования "сельсовет Ансалтинский", в порядке главы 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом Республики Дагестан от 12.03.2012 N 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" утверждены границы муниципальных образований Республики Дагестан в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства согласно приложению к данному закону. Пунктом 3 статьи 2 названного закона признана утратившей силу статья 52 Закона РД о границах.
В соответствии с пунктом 1 части 1, части 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями данного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.03.2005 обязаны установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района; при утверждении границ муниципальных образований допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. Границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 01.01.2015.
Согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Дагестан от 10.04.2002 года N 16 "Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан" вопрос установления и изменения границ муниципальных образований по предложению Главы Республики Дагестан прерогатива законодателя Республики Дагестан.
Соответственно, установление законодателем границ муниципальных образований Республики Дагестан, в том числе муниципальных образований "село Рахата" и "сельсовет Ансалтинский" с описанием границ соответствующих муниципальных образований и геодезических данных этих границ, является правомерным.
Землеустроительные дела указанных муниципальных образований сформированы и составлены в 2007, 2008 годах.
В суде первой инстанции администрацией заявлено ходатайство о восстановлении трехмесячного срока на подачу заявления по настоящему делу.
В обоснование заявленного ходатайства администрация сослалась на то, что оспоренные землеустроительные дела администрацией получены 14.12.2020. С целью восстановления нарушенных прав администрация 16.02.2021 направила в управление заявление об отмене указанных землеустроительных дел. Письмом от 26.02.2021 управление сообщило о направлении заявления для рассмотрения в министерство РД. 19.03.2021 от кадастровой платы также получено письмо о том, что по состоянию на 18.03.2021 сведений о границах указанных муниципальных образований не поступали для внесения в ЕГРН. Указанные обстоятельства администрация посчитала достаточными для восстановления пропущенного им процессуального срока.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
На основании частей 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом (часть 1 статьи 115 АПК РФ).
Судом первой инстанции верно установлено, что оспоренные землеустроительные дела сформированы и утверждены в 2007, 2008 годах, а оспоренные действия регистрирующего органа о передаче (приеме) в государственный фонд данных, полученных в результате проведения указанный мероприятий по землеустройству, совершены 05.03.2018.
При этом, с заявленными требованиями администрация в арбитражный суд обратилась 15.04.2021, то есть с существенным пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока.
Доводы заявления о восстановлении срока со ссылкой на неосведомленность главы муниципального образования об указанных мероприятиях по землеустройству, так как в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к вопросам местного значения поселения относится в том числе осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Администрации в силу публичности своего статуса и приведенных норм закона не могло быть неизвестно о составлении оспоренных землеустроительных дел и о совершении оспоренных действий непосредственно при их составлении и совершении.
Смена главы администрации муниципального образования не может влиять на осведомленность о тех или иных фактах местного самоуправления.
Таким образом, суд первой обоснованно отказал администрации в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Пропуск заявителем трехмесячного срока для обращения в суд и отказ в удовлетворении ходатайства о его восстановлении является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по данному делу в части требований о признании недействительными землеустроительных дел муниципальных образований "село Рахата" и "сельсовет Ансалтинский" и о признании незаконными действий по передаче, приеме 05.03.2018 в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, землеустроительных дел.
В суде первой инстанции управлением заявлено о применении срока исковой давности.
Как установлено в статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Учитывая, что администрация о составлении оспоренных землеустроительных дел, непосредственно касающихся его территориальных границ и о передаче, приеме в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, должна была узнать непосредственно после их составления, утверждения в 2007 и 2008 годах и передачи указанной информации - 05.03.2018, а с заявленными требованиями в арбитражный суд обратилась 15.04.2021, то есть с пропуском трехлетнего срока исковой давности, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Кроме того, администрацией также заявлены требования о признании незаконными бездействий управления, выразившихся в невыполнении требований заявителя, изложенных в письме от 12.02.2021 об отмене оспоренных землеустроительных дел и о признании незаконными действий по внесению 13.10.2021 и 20.10.2021 в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований "сельсовет Ансалтинский" и "село Рахата" Ботлихского района Республики Дагестан, на основании карт (планов), содержащихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства под регистрационными номерами 282/21 и 283/21.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу положений пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Из сути заявленных администрацией требований по данному делу следует, что их целью является фактическое изменение, внесенных в ЕГРН сведений о границах земельных участков (территорий) двух муниципальных образований.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что администрация, заявляя о незаконности указанных действий и бездействия регистрирующего органа, фактически оспаривает субъективное право другого муниципального образования внесенное в ЕГРН.
По смыслу пункта 53 постановления от 29.04.2010 N 10/22 в качестве ответчика по такому иску привлекается лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение, то есть правообладатель оспариваемого права.
В соответствии с пунктом 56 названного постановления зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Принимая во внимание приведенные выше нормативные положения и разъяснения высших судебных инстанций, учитывая, что в конечном итоге обращение Общества в арбитражный суд направлено на оспаривание субъективное право другого муниципального образования внесенное в ЕГРН, суд апелляционной инстанции отмечает, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права, поскольку при установленных обстоятельствах оспариваемые бездействия администрации не могут быть оспорены отдельно по правилам главы 24 АПК РФ, в соответствии с которыми не может быть разрешен гражданско-правовой спор о праве на недвижимое имущество, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства с использованием установленных законодателем способов защиты.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дата формирования и утверждения землеустроительных дел судом не установлены и носят предположительных характер, в связи с чем, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока по требованию о признании недействительными землеустроительных дел, не принимаются апелляционным судом, поскольку администрацией не представлены доказательства того, что землеустроительные дела сформированы и утверждены в иной период.
В этой связи довод жалобы о том, что заинтересованным лицом в ЕГРН внесены сведения о границе сельского поселения "сельсовет Ансалтинский" и сельского поселения "село Рахата" на основании незаконных землеустроительных дел, также подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.03.2022 по делу N А15-1718/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1718/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "СЕЛЬСОВЕТ АНСАЛТИНСКИЙ" БОТЛИХСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "СЕЛО РАХАТА" БОТЛИХСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6747/2024
24.05.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1317/2022
12.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7370/2022
25.05.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1317/2022
04.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1718/2021