г. Вологда |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А52-2821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 мая 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Болдыревой Е.Н. и Алимовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Делфин Дистрибьюшен" Павловой Т.Ю. по доверенности от 01.02.2022, от Псковской таможни Воробьевой О.А. по доверенности от 01.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Делфин Дистрибьюшен" на решение Арбитражного суда Псковской области от 24 февраля 2022 года по делу N А52-2821/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Делфин Дистрибьюшен" (ОГРН 1057747128450, ИНН 7718549336; адрес: Московская область, город Пушкино, Ярославское шоссе, дом 1А, этаж 5, комната 503; далее - общество, ООО "Делфин Дистрибьюшен") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня, таможенный орган) к Северо-Западному Таможенному Управлению (ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582; адрес: 191187, Санкт-Петербург, набережная Кутузова, дом 20, литер А; далее - таможенное управление) о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц оперативно-розыскного отдела Псковской таможни и должностных лиц многостороннего автомобильного пункта пропуска "Бурачки" о не выпуске товаров с таможенной территории Российской Федерации, о признании незаконным решения Псковской таможни от 15.12.2020 N 07-17/5, о признании незаконным решения таможенного управления от 31.03.2021 N 15-02-20/36.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 24 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в виду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Указало на отсутствие оснований для проведения таможенных процедур, не уведомление декларанта о проведении таможенного досмотра, наличие ошибок при оформлении решения о проведении таможенной экспертизы.
Таможня, Таможенное управление в отзывах на апелляционную жалобу и представитель таможни в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таможенное управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим судебное заседание проведено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.10.2020 в 15.39 часов с целью убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на таможенный пост (далее - т/п) МАПП Бурачки Псковской таможни прибыло транспортное средство международной перевозки (далее - ТСМП) с регистрационными номерами N НТ3983/Р7714.
На т/п МАПП Бурачки 29.10.2020 зарегистрировано сообщение об убытии N 10209150/291020/0021807.
Перевозчиком SIA "Eminus" представлены следующие товаросопроводительные документы (далее-ТСД): CMR N 0371/1 от 27.10.2020, счет-фактура N ВЭК102703-1 от 27.10.2020, декларации на товары (далее - ДТ) N 10013160/271020/0601474, CMRN0371 от 27.10.2020, счет-фактура NВЭК102703 от 27.10.2020, ДТN10006060/271020/0100793.
Согласно представленным ТСД на вышеуказанном транспортном средстве перемещался товар "Сборный груз (3923, 3820, 8421, 3811, 3206,
7310, 3811, 3307, 3102, 3814, 2710) - 731 грузовых мест, вес брутто 17833,1 кг". Отправитель и декларант товара - ООО "Дельфин Дистрибьюшен", Россия; получатель товара - SIA "VEGA STIVTOORS", Латвия.
Согласно отметкам в ДТ N 10006060/271020/0100793 товар 27.10.2020 выпущен Энергетическим таможенным постом (центр электронного декларирования) Центральной энергетической таможни; ДТ N 10013160/271020/0601474 - 28.10.2020 Московским областным таможенным постом (центр электронного декларирования) Московской областной таможни.
Таможней проведен таможенный осмотр ТСМП с применением инспекционно-досмотрового комплекса 29.10.2020 (далее - ИДК), в ходе которого присвоен статус "Объект без подозрений". Одновременно выявлен целевой правоохранительный профиль риска, в рамках которого предусмотрено проведение таможенного досмотра, отбор проб и образцов и таможенная экспертиза товара.
В рамках системы управления рисками (далее - СУР) 29.10.2020 принято решение о проведении таможенного досмотра, выдано поручение на проведение досмотра 10209150/291020/002519.
Уведомление о проведении таможенного досмотра, требование о предъявлении товаров и требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств 29.10.2020вручены представителю перевозчика - водителю Маркевичу В.
С 30.10.2020 по 31.10.2020 в присутствии старшего оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела (далее - ОРО) Псковской таможни Е.С. Савченко, представителя перевозчика Маркевича В., проведен таможенный досмотр, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра (далее - АТД) N 10209150/311020/002519.
Досмотром установлено, что в грузовых отделениях состава транспортных средств регистрационный номер НТ3983/Р7714 фактически перемещается товар "автопродукция в ассортименте, масла и смазки для автомобилей", в количестве 733 грузовых места, общим весом брутто 17517,7 кг. Таким образом, превышение по количеству мест составило 2 грузовых места.
Кроме того, в ходе досмотра установлено, что в указанном транспортном средстве помимо прочего товара перемещаются металлические укупоренные пробками с винтовой резьбой бочки черного цвета, наполненные жидкостью. На бочках имеется маркировка, нанесенная черным маркером, а именно "Art.: 70435, CCK-400D, Рига", "ART. 70432, LLK 2501D, Рига", всего 26 металлических бочек. Согласно ТСД, в указанных бочках перемещается товар "Присадки к смазочным маслам для автомобилей".
На таможенном посту МАПП Бурачки 31.10.2020 вынесено решение о назначении таможенной экспертизы N 10209150/311020/ПВ/000008 в отношении части товара - товара N 7 "Присадки к смазочным маслам для автомобилей" по ДТ N 10013160/271020/0601474 с целью идентификации товара, 03.11.2020 произведен отбор проб и образцов товара "Присадки к смазочным маслам для автомобилей в бочках по 200 л., артикул 70435 CCK-400D, артикул 70435 ССК-400D и составлен акт отбора проб и образцов N 10209150/031120/000016.
В виду отказа 09.11.2020 экспертного учреждения в проведении таможенной экспертизы по причине ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы 10.11.2020 года в ЭКС СЗТУ повторно направлено решение о назначении таможенной экспертизы, откорректированное с учетом письма ЭКС СЗТУ (письмо Псковской таможни от 10.11.2020 N 51-22/04590).
Заключение таможенного эксперта от 09.12.2020 N 12402001/0028841 поступило на таможенный пост МАПП Бурачки 14.12.2020 года (вх. N таможенного поста 09647 от 14.12.2020), было направлено в адрес ООО "Дельфин Дистрибьюшен" письмом от 14.12.2020 N51-01-08/05494.
Товар получен представителем перевозчика SIA Eminus Валерием Маркевичем 21.12.2020 года по акту приема-передачи, убыл из ЗТК таможенного поста МАПП Бурачки на территорию Латвии 21.12.2020 в 13:48.
Не согласившись с действиями (бездействием) должностным лиц т/п МАПП Бурачки по неосуществлению выпуска товаров с таможенной территории ЕАЭС, общество обратилось в Псковскую таможню с жалобой от 09.11.2020 N 715, в удовлетворении которой решением Псковской таможни от 15.12.2020 N 07-17/5 отказано.
Полагая, что бездействие т/п МАПП Бурачки по выпуску товаров с таможенной территории ЕАЭС, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10006060/271020/0100793, 10013160/271020/0601474, и решение Псковской таможни от 15.12.2020 N 07-17/5 по жалобе являются неправомерными, общество направило в ФТС России жалобу от 21.01.2021 N5, которая была перенаправлена для рассмотрения и 02.02.2020 поступила в Северо-Западное таможенное управление. Решением СЗТУ N15-02-20/36 от 31.03.2021 в удовлетворении жалобы общества отказано.
Указанные обстоятельства явились основания для обращения ООО "Делфин Дистрибьюшен" с настоящим заявлением в Арбитражный суд Псковской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению совершения таможенных операций и проведению таможенного контроля, соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды. предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с этим Кодексом.
Таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
В силу пункта 8 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, указанные в пункте 2 настоящей статьи, находятся под таможенным контролем до фактического пересечения таможенной границы Союза, отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса либо до наступления обстоятельств, указанных пунктах 9 и 10 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Пунктом 2 статьи 12 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС, не могут быть фактически вывезены с таможенной территории ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной.
Положениями статьи 310 ТК ЕАЭС установлено проведение таможенными органами таможенного контроля в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных этим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Управление рисками - систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления (абзац десятый статьи 376 ТК ЕАЭС).
Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков (абзац восьмой статьи 376 ТК ЕАЭС).
Процесс управления рисками таможенными органами включает в себя: сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров; оценку риска; описание индикатора риска; определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер; разработку и утверждение профилей рисков; выбор объектов таможенного контроля; применение мер по минимизации рисков; анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков (пункт 1 статьи 377 ТК ЕАЭС).
Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации (статья 315 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии со статьей 224 Закона N 289-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС.
В силу статьи 322 ТК ЕАЭС одними из форм таможенного контроля являются таможенный досмотр, получение объяснений и проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (пункт 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 338 ТК ЕАЭС к мерам, обеспечивающими проведение таможенного контроля, относятся проведение устного опроса; запрос, требование и получение документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля; назначение проведения таможенной экспертизы, отбор проб и (или) образцов товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.
На основании пункта 15 статья 85 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (далее - Закон N289-ФЗ) при вывозе товаров из Российской Федерации в местах вывоза (убытия) совершаются таможенные операции, предусмотренные статьей 92 Кодекса Союза.
Согласно пункту 1 статьи 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров. В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом представляются документы и сведения о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков).
Из изложенного следует, что при убытии товаров Союза с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить документы, подтверждающие сведения о вывозимом товаре, в том числе его соответствие коду ТН ВЭД ЕАЭС, сведения о соблюдении запретов и ограничений, а таможенный орган имеет право проверить заявленные о товаре сведения с применением предусмотренных законодательством форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков, в том числе, путем досмотра товара, отбора проб, образцов товара и проведения таможенной экспертизы, как до выпуска товара, так и до фактического вывоза товара через таможенную границу Союза.
При этом отдельно сроки нахождения товара в зоне таможенного контроля в период убытия товара с территории ЕАЭС, ТК ЕАЭС и Законом N 289-ФЗ не предусмотрены.
В данном случае, при регистрации сообщения об убытии ТСМП с товаром в рамках системы управления рисками сработал автоматический целевой правоохранительный профиль риска 21/10209/291020/033771(1) в отношении вывозимого товара, предусматривающий принятие мер по минимизации профиля риска путем проведения таможенного досмотра товаров с целью идентификации товара, отбора проб и образцов для идентификации товара.
В акте таможенного досмотра N 10209150/311020/002519 было зафиксировано перемещение товара "Присадки к смазочным маслам для автомобилей" - металлические укупоренные пробками с винтовой резьбой бочки черного цвета, наполненные жидкостью, с маркировкой не заводского нанесения, а нанесенной черным маркером, в связи с чем посредством СУР сработал автоматический целевой правоохранительный профиль риска 21/10209/311020/034105(1), предусматривающий принятие мер по минимизации профиля риска - проведение таможенной экспертизы.
Таким образом доводы жалобы об отсутствии оснований для проведения таможенных процедур опровергаются материалами дела.
Согласно статье 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр, под которым понимается форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (пункты 1, 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.
Таким образом, вопреки позиции заявителя, положениями ТК ЕАЭС допускается уведомление о проведении таможенного досмотра лица, обладающего полномочиями в отношении товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 348 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары.
В силу пункта 2 данной статьи перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров.
Материалами дела подтверждается, что должностными лицами т/п МАПП Бурачки 29.10.2020 после регистрации сообщения об убытии товаров N 10209150/291020/0021807 применена мера, обеспечивающая проведение таможенного контроля - устный опрос водителя. От водителя перевозчика SIA Eminus Валерия Маркевича получена информация о том, что перевозчик обладает полномочиями в отношении товаров, им представлена доверенность от 13.10.2020 сроком действия до 31.12.2021, согласно которой SIA Eminus доверяет водителю Валерию Маркевичу представлять интересы организации в иных организациях с оформлением всех необходимых документов, с правом пользования печати SIA Eminus, подписания договоров возмездного оказания услуг при таможенном транзите (том 1, лист 82).
Перевозчику (водителю) 29.10.2020 вручены: уведомление о проведении таможенного досмотра, требование о предъявлении товаров с указанием даты и времени проведения таможенного досмотра и о необходимости присутствия перевозчика при проведении досмотра, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств, предписывающее перевозчику провести следующие операции в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем: транспортировка, взвешивание, погрузка, выгрузка, вскрытие упаковки, упаковка, разделение товарной партии по отдельным видам и (или) наименованиям товаров. (том 1, листы 84-86).
Указанные требования представителем перевозчика Маркевичем В. исполнены.
Таможенный досмотр 30.10.2020 - 31.10.2020 проведен в присутствии водителя перевозчика, что подтверждается составленным АТД N 10209150/311020/002519, копия которого вручена представителю перевозчика (том 1 листы 90-126).
Судом первой инстанции установлено, что товар следовал в адрес получателя товара - SIA "VEGA STIVTOORS" (Латвия) в рамках внешнеэкономического контракта от 12.01.2016 N 001-ВЭК/2016, заключенного с ООО "Дельфин Дистрибьюшен" - отправитель и декларант товара (том 3 листы 76-77).
В силу пункта 3.3. договора от 12.01.2016 N 001-ВЭК/2016 базис поставки сторонами определялся следующим образом: поставка автомобильным транспортом осуществляется на условиях FCA (Инкотермс 2010). При поставке товара автомобильным транспортом местом поставки является Московская область, г.Пушкино (пункт 3.3.1).
Согласно представленным ДТ N 10006060/271020/0100793 (выпуск разрешен 27.10.2020) и ДТ N 10013160/271020/0601474 (выпуск разрешен 28.10.2020) товар следовал со склада отправителя - Московская область, г.Пушкино, ул.Новая, д.16, на условиях поставки FCA Пушкино.
В CMR N 0371/1 от 27.10.2020, счетах-фактурах (УПД) N ВЭК102703-1 от 27.10.2020, N ВЭК102703 от 27.10.2020 указано, что местом принятия груза является г.Пушкино, приемка товара - по договору от 12.01.2016 N 001-ВЭК/2016 на условиях поставки FCA.
Согласно договору-заказу от 23.10.2020, оформленному между получателем груза - SIA "VEGA STIVIDORS" и экспедитором - с SIA "ALMAR Logistics" спорный груз от отправителя - ООО "Делфин Дистрибьюшен" в адрес получателя - SIA "VEGA STIVIDORS" перевозился
SIA "EMINUS" на основании договорных отношений, оформленных между SIA "VEGA STIVIDORS" и SIA "ALMAR Logistics". Заказчиком перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг) выступало SIA "VEGA STIVIDORS".
В силу изложенного, груз перемещался на условиях FCA, как и предусмотрено пунктом 3.3.1 внешнеэкономического контракта от 12.01.2016 N 001-ВЭК/2016, при этом с учетом выполнения сторонами условий пунктов А3 и А4 Инкотермс 2020, поставка товара и, соответственно переход рисков, связанных с перевозкой груза, перешел к покупателю (SIA "VEGA STIVIDORS") на складе отправителя - Московская область, г.Пушкино, ул.Новая, д.16.
Таким образом с момента передачи спорного груза 28.10.2020 перевозчику - SIA "EMINUS", полномочия в отношении товара перешли в полном объеме от заявителя к покупателю - SIA "VEGA STIVIDORS".
При таких обстоятельствах, с учетом полученной информации, полномочий представителя перевозчика по доверенности, вручение требования о предъявлении товаров и транспортных средств, уведомления о проведении таможенного досмотра только в адрес перевозчика не свидетельствует о нарушении таможенным органом порядка уведомления о проведении таможенного досмотра, установленного статьей 328 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 ТК ЕАЭС для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов.
Согласно пункту 4 статьи 393 ТК ЕАЭС по результатам проведения отбора проб и (или) образцов товаров составляется акт отбора проб и (или) образцов товаров, форма которого определяется Комиссией.
Должностные лица таможенных органов отбирают пробы и (или) образцы товаров в присутствии декларанта, при его отсутствии - в присутствии иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, - в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи (пункт 5 статьи 393 ТК ЕАЭС).
Т/п МАПП Бурачки принято решение о назначении таможенной экспертизы от 31.10.2020 N 10209150/311020/ПВ/000008, уполномоченному представителю перевозчика 31.10.2020 вручено уведомление о необходимости взятия проб и образцов, в его присутствии произведен отбор проб и образцов товара N 7, по результатам которого составлен акт отбора проб и (или) образцов товаров от 03.11.2020 N 10209150/031120/000016, копия которого вручена представителю перевозчика Маркевичу В. (том 1 лист 131-134).
Таким образом, процедура взятия проб и образцов товара осуществлена таможенным органом в соответствии с требованиями законодательства, с участием перевозчика, как лица, обладающего полномочиями в отношении товаров.
Как следует из положений пункта 1 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.
Пунктом 3 статьи 389 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов.
В данном случае т/п МАПП Бурачки решение о назначении таможенной экспертизы от 31.10.2020 N 10209150/311020/ПВ/000008 принято в целях идентификации товара N 7 "Присадки к смазочным маслам для автомобилей...", заявленного в ДТ N 10013160/271020/0601474, поскольку маркировка товара не содержала сведений о наименовании товара, производителе, составе продукции, находящейся в бочках, а также в целях его классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, установления соблюдения запретов и ограничений.
Решение о назначении таможенной экспертизы от 31.10.2020 N 10209150/311020/ПВ/000008 и отобранные пробы и образцы товаров 04.11.2020 направлены т/п МАПП Бурачки в ЭКС ЦЭКТУ, но были возвращены таможенному органу 09.11.2020 ввиду ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о незаконности действий должностных лиц т/п МАПП Бурачки. Недостатки в оформлении решения устранены решением о назначении таможенной экспертизы от 31.10.2020 N 10209150/311020/ПВ/000008. Копия данного решения вручена представителю перевозчика SIA "Eminus" 31.10.2020 в 21.00 час. (том 1 листы 129-130).
Пробы и образцы отбирались и экспертиза проводилась на основании решения о назначении таможенной экспертизы от 31.10.2020 N 10209150/311020/ПВ/000008 только в отношении товара N 7 (с учетом устранения таможней замечаний согласно письму ЭКС ЦЭКТУ от 09.11.2020), препятствий для вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров, не изъятых в рамках административного производства и в отношении которых не назначена таможенная экспертиза, не имелось.
Доводы жалобы о введении перевозчика (водителя) в заблуждение вручением ему двух разных по содержанию решений о назначении таможенной экспертизы подлежат отклонению.
В соответствии с пунктами 1 - 3 Закона N 289-ФЗ лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято или подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально. Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме.
В рассматриваем случае запросов, заявлений об обосновании принятых решений таможенному органу не поступало.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным действий должностных лиц оперативно-розыскного отдела Псковской таможни и должностных лиц многостороннего автомобильного пункта пропуска "Бурачки", выразившихся в неосуществлении выпуска товаров с таможенной территории Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений порядка принятия решений Псковской таможней от 15.12.2020 N 07-17/5, таможенным управлением от 31.03.2021 N 15-02-20/36 не допущено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 февраля 2022 года по делу N А52-2821/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Делфин Дистрибьюшен" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2821/2021
Истец: ООО "Делфин Дистрибьюшен"
Ответчик: Псковская таможня, Северо-Западное таможенное управление
Третье лицо: "Би-Пи п.л.к", SIA "EMINUS", SIA "VEGA STIVIDORS", Великолукская транспортная прокуратура, Кастрол Лимитед, ООО "Власта-Консалтинг", Северо-Западная транспортная прокуратура