город Ростов-на-Дону |
|
27 мая 2022 г. |
дело N А32-49369/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 февраля 2022 года по делу N А32-49369/2019 по иску муниципального унитарного предприятия "Карасунский" к ответчику: Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, при участии третьих лиц: Прокуратуры города Краснодара, муниципального казенного учреждения "Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар", Администрации муниципального образования город Краснодар, о признании сделок недействительными,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Карасунский" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) о признании приказов департамента от 29.09.2017 N 611, от 29.11.2017 N 731, от 10.01.2019 N 6 недействительными (притворными) сделками.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен прокурор г. Краснодара (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А32-49369/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Краснодар и МКУ "Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2022 приказы департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 29.09.2017 N 611, от 29.11.2017 N 731, от 10.01.2019 N 6 по передаче имущества в хозяйственное ведение МУП "Карасунский" признаны притворными сделками.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент полагает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющих значение для дела; недосказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными; неправильно применены нормы материального права и нормы процессуального права.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании обращений МУП "Карасунский" от 21.09.2017 N 23, от 20.11.2017 N 31 приказами департамента от 29.09.2017 N 611, от 29.11.2017 N 731 в хозяйственное ведение предприятия переданы легковые автомобили: AUDI A8, (VIN) WAUZZZ4E67 N 016592, 2007 года выпуска; AUDI A6, (VIN) WAUZZZ4F38 N 098663, 2008 года выпуска; AUDI A6, (VIN) WAUZZZ4F28 N 140711, 2008 года выпуска; FORD Explorer Limited, (VIN) 1FMDU75E34ZA42842, 2003 года выпуска.
Право хозяйственного ведения на указанное имущество зарегистрировано за предприятием в октябре, декабре 2017 года.
Спустя непродолжительное время предприятие инициировано получение согласия на продажу автомобилей. Письмами от 24.11.2017 N 31928.26, от 19.01.2018 N 586.26 департамент сообщил об отсутствии необходимости получения согласия, но стоимость при продаже транспортных средств должна быть определена по результатам проведения рыночной оценки.
Отчетами об определении рыночной стоимости определена итоговая стоимость автомобилей: AUDI A8, (VIN) WAUZZZ4E67 N 016592, 2007 года выпуска - 55 842 рубля 31 копейка (отчет от 20.11.2017 N 1306-10-17/3); AUDI A6, (VIN) WAUZZZ4F38 N 098663, 2008 года выпуска - 63 460 рублей 70 копеек (отчет от 20.11.2017 N 1306-10-17/1); AUDI A6, (VIN) WAUZZZ4F28 N 140711, 2008 года выпуска - 76 574 рубля 07 копеек (отчет от 20.11.2017 N 1306-10-17/2); FORD Explorer Limited, 2003 года выпуска - 53 967 рублей (отчет от 28.12.2017 N 1314-12-17).
На основании договоров купли-продажи от 08.12.2017, 29.12.2017, 08.02.2018 указанные автомобили проданы по названным ценам.
В дальнейшем индивидуальный предприниматель Истомина Н.В. продала автомобиль AUDI A8, (VIN) WAUZZZ4E67 N 016592 по договору купли-продажи от 13.12.2017 N 13-12-17/8Т ООО "КЛЮЧАВТО-ТРЕЙД" по цене 200 тыс. рублей.
Также по заявлению предприятия приказом департамента от 10.01.2019 N 6 в хозяйственное ведение предприятия переданы легковые автомобили TOYOTA CAMRY, (VIN) JTNBE40K903182777, 2008 года выпуска; TOYOTA COROLLA, (VIN) JTNBV58E502009140, 2007 года выпуска; TOYOTA COROLLA, (VIN) JTNBV58E802008225, 2007 года выпуска.
Указанное право в установленном порядке зарегистрировано 12.01.2019.
Согласно отчетам об определении рыночной стоимости итоговая стоимость автомобилей составила: TOYOTA CAMRY, (VIN) JTNBE40K903182777, 2008 года выпуска - 48 100 рублей (отчет от 14.02.2019 N 1383-02-19); TOYOTA COROLLA, (VIN) JTNBV58E502009140, 2007 года выпуска - 66 300 рублей (отчет от 14.02.2019 N 1385-02-19); TOYOTA COROLLA, (VIN) JTNBV58E802008225, 2007 года выпуска - 43 300 рублей (отчет от 14.02.2019 N 1384-02-19).
На основании указанных отчетов заключены договоры от 12.03.2019 купли-продажи автомобилей по названным ценам.
Впоследствии по договору купли-продажи от 25.03.2019 автомобиль TOYOTA COROLLA (VIN: JTNBV58E802008225), 2007 года выпуска перепродан по цене 250 тыс. рублей.
Прокурор внес представление от 30.08.2019 N 7-01-19/201882 об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок использования муниципального имущества, которым указано, что сделки по передаче указанных транспортных средств в хозяйственной ведение являются ничтожными, поскольку фактически направлены на их продажу в нарушение закона о приватизации без проведения торгов для определения наиболее высокой цены предложения.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Отменяя решение суда первой инстанции, а также постановление суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований и направляя дела на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал следующее:
"В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 2 статьи 170 Кодекса притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что действия по передаче спорного имущества в хозяйственное ведение и заключение договоров купли-продажи представляют собой единую сделку по отчуждению муниципального имущества способом, не запрещенным законодательством. Само по себе признание недействительными приказов департамента не приведет к восстановлению прав, такое процессуальное реагирование подпадает под признаки формальных попыток устранения допущенных нарушений.
Однако данные выводы противоречат нормам материального права о приватизации и о недействительности сделок.
В силу пункта 2 статьи 168 Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Положениями статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) определены способы приватизации муниципального имущества, одним из которых является отчуждение муниципального имущества по конкурсу или на аукционе.
Согласно статье 18 названного Закона на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
В силу статьи 3 Закона N 178-ФЗ его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Таким образом, по смыслу приведенных норм в случае приватизации имущества соответствующее публично-правовое образование должно получить наибольшую цену за него, которую предложит на открытых торгах покупатель. Исключение составляет отчуждение имущества, которое использовалось в своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, было закреплено за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, но по тем или иным причинам уже не требуется названным субъектам в дальнейшей их деятельности. Продажа же без торгов иного имущества публично-правового образования (в рассматриваемом случае муниципального образования г. Краснодар) в нарушение статей 13, 18 Закона N 178-ФЗ является незаконной, нарушает публичные интересы, в частности, интересы публично-правового образования, не получающего надлежащее возмещение за реализуемое имущество.
Между тем суды, согласившись с тем, что спорные действия по передаче имущества в хозяйственное ведение и последующее заключение договоров купли-продажи представляют собой единую сделку по отчуждения муниципального имущества, необоснованно сочли, что такое отчуждение не запрещено законодательством.
Также суды неправомерно указали в качестве основания отказа в иске то, что само по себе признание недействительными приказов департамента не приведет к восстановлению прав; такое процессуальное реагирование подпадает под признаки формальных попыток устранения допущенных нарушений.
В силу пункта 3 статьи 166 Кодекса требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В пункте 84 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) разъяснено, что согласно абзацу второму пункта 3 статьи 166 Кодекса допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной. В случае удовлетворения иска в решении суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной.
Суды не учли, что иск о признании оспариваемых сделок недействительными направлен на устранение нарушения закона в публичных интересах, восстановление имущественных прав публично-правового образования либо самими непосредственно участвующими в сделках лицами, либо в последующем с использованием судебного акта о признании сделок недействительными.
Как разъяснено в пункте 87 постановления N 25, согласно пункту 2 статьи 170 Кодекса притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (пункт 2 статьи 170 Кодекса). Прикрываемая сделка может быть также признана недействительной по основаниям, установленным Кодексом или специальными законами.
Признавая оспариваемые сделки и последующую продажу имущества единой сделкой по отчуждения муниципального имущества, суды не опровергли доводы истца и прокурора о том, что сделки направлены на приватизацию имущества в обход установленных Законом N 178-ФЗ императивных правил.
Ответчик и суды не привели каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у спорных автомобилей существенных дефектов в результате аварий, повышенного эксплуатационного износа, ненадлежащего ухода за муниципальным имуществом в период его эксплуатации и т.д., повлекших установление на них очевидно заниженной цены по сравнению с обычно предлагаемыми на вторичном рынке аналогичными автомобилями по многократно большей продажной стоимости".
При новом рассмотрении ответчик в порядке ст. 65 АПК РФ не привел каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у спорных автомобилей существенных дефектов в результате аварий, повышенного эксплуатационного износа, ненадлежащего ухода за муниципальным имуществом в период его эксплуатации и т. д., повлекших установление на них очевидно заниженной цены по сравнению с обычно предлагаемыми на вторичном рынке аналогичными автомобилями по многократно большей продажной стоимости.
На основании изложенного суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу части 2.1. статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 февраля 2022 года по делу А32-49369/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49369/2019
Истец: МУП "Карасунский"
Ответчик: Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г.Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Прокуратура города Краснодара
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9187/2022
27.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4945/2022
02.03.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49369/19
10.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49369/19
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8814/20
12.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10255/20
10.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49369/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49369/19