31 мая 2022 г. |
Дело N А84-6146/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителей от Департамента капитального строительства города Севастополя - Райский Д.И. по доверенности от 10.12.2021 N 9210/01-05-011-45/02/21, от Главного контрольного управления города Севастополя - Гапонов Д.Ю. по доверенности от 27.09.2021 N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 марта 2022 года по делу N А84-6146/2021, принятое по заявлению Департамента капитального строительства города Севастополя о признании незаконным представления Главного контрольного управления города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
Департамент капитального строительства города Севастополя (далее по тексту - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене представления Главного контрольного управления города Севастополя (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо) от 16.08.2021 N 03-03/10.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22 марта 2022 года требования Департамента удовлетворены частично. Суд признал недействительным представление Главного контрольного управления города Севастополя от 16.08.2021 N 03-03/10 в части выводов о необходимости устранения нарушений, отраженных: в пункте 1 представления в части вывода о недополучении Департаментом капитального строительства города Севастополя в 2019 году денежных средствах в размере 2 377 353,40 руб.; в пункте 2 представления в части вывода о необоснованности расходования бюджетных средств в связи с нарушением части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации при изъятии для государственных нужд и оплате жилых помещений в размере 744 513,42 руб.; в пункте 3 представления в части вывода о необоснованности оплаты бюджетных средств в связи с нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в размере 3 259 047,61 руб.; в пункте 4 представления - полностью. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 марта 2022 года в указанной части и принять в этой части новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права. Указывает, что выкуп аварийного жилья осуществлялся на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, проверка которых не относится к компетенции Департамента поэтому исключение из стоимости жилья балконов, лоджий, а также определение размера площади помещений, исходя из иных документов является необоснованным.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 17.05.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15.30 ч. 24.05.2022.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании его представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части, поскольку возражений относительно пределов апелляционного рассмотрения лицами, участвующими в деле не заявлено.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с планом работы Управления на 2021 год и федеральным стандартом "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 на основании распоряжения от 29.03.2021 N 17 в период с 30.03.2021 по 04.06.2021 в отношении Департамента было проведено плановое контрольное мероприятие по вопросу осуществления расходов бюджета города Севастополя на реализацию мероприятий подпрограммы 4 "Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя" государственной программы города Севастополя "Жилище" на 2017-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 N 1010-ПП, а также проверка достоверности отчета о ее реализации за период с 01.01.2018 по 31.03.2021.
По результатам данного мероприятия Управлением составлен акт от 28.06.2021 N 03-03/18. На указанный акт Департаментом 19.07.2021 были направлены возражения.
В связи с выявленными нарушениями Департаменту было выдано представление от 16.08.2021 N 03-03/10 с указанием в нем следующих нарушений, а также необходимых сроков, мер реагирования на них:
1. В нарушение ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с просрочкой исполнения обязательств по вышеуказанным государственным контрактам Департаментом в 2019 году недополучено денежных средств на общую сумму 2 463 313,24 руб.
2. В нарушение ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации Департамент изымал и оплачивал для государственных нужд жилые помещения с учетом площадей балконов, лоджий, веранд и террас, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств в проверяемом периоде в общей сумме 1 951 153,93 руб.
3. В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Департаментом необоснованно оплачено бюджетных средств на общую сумму 5 620 733,99 руб.
4. Не размещение на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчетов о ходе реализации Подпрограммы 4, планов и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, а также отчета субъекта Российской Федерации о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период, что является нарушением р. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
5. Несвоевременное отражение принятых бюджетных обязательств Департаментом в Управлении федерального казначейства по г. Севастополю и бюджетном учете, что является нарушением п.п. 318, 319 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н, приказа Департамента финансов города Севастополя от 24.05.2019 N 90 "О порядке учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета города Севастополя".
В указанном представлении Управлением в соответствии со ст. 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; 2019, N 30, ст. 4101; 2020, N 14, ст. 2001), пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - федеральный стандарт N 1095) Департаменту капитального строительства города Севастополя было представлено требование устранить нарушения, отраженные в п. 1, 2, 3, 4 настоящего представления, и принять меры по устранению их причин и условий в срок до 18 октября 2021 года. Принять меры по устранению причин и условий нарушений, отраженных в п. 5 настоящего Представления в срок до 18 октября 2021 года. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Главное контрольное управление города Севастополя не позднее 18 октября 2021 года. Указано, что невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2013, N 31, ст. 4191; 2017, N24, ст. 3487).
Полагая, что указанное представление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент вынесения оспариваемого представления - от 06.06.2019; далее - БК РФ) в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью, в том числе органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в частности, государственные (муниципальные) учреждения.
Статьей 269.2 БК РФ установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Исходя из пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Выдача проверенному лицу представления обусловлена фактом совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 1 статьи БК РФ, к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В пункте 1 статьи 306.1 БК РФ определено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП утверждено Положение о Департаменте, в соответствии с п. 1.1. которого Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.
Постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 N 1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя "Жилище" на 2017 - 2022 годы" (далее - Программа) (https://sev.gov.ru/docs/253/28387/), задачами которой является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов. Ответственным исполнителем программы является Департамент.
Изъятие жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком фонде, осуществляется путем реализации Подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя "Жилище".
Как следует из пункта 1 оспариваемого представления в нарушение ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с просрочкой исполнения обязательств по вышеуказанным государственным контрактам Департаментом в 2019 году недополучено денежных средств на общую сумму 2 463 313,24 руб.
Судом установлено, что между Департаментом и обществом с ограниченной ответственностью "Стандарт-Строй" заключены государственные контракты на покупку жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации государственной программы по переселению из аварийного жилья (далее - Контракты):
от 26.09.2018 N 017420003818000198_319903, N 017420003818000200_319903;
от 14.11.2018 N 017420003818000328_319903; N 017420003818000313_319903;
N 017420003818000327_319903; N 017420003818000329_319903; N 017420003818000330_319903; N 017420003818000331_319903.
Все контракты имеют типовое содержание.
Проверкой установлено, что вышеуказанные контракты на момент контрольного мероприятия не расторгнуты.
В адрес ООО "Стандарт-Строй" объектом контроля 30.01.2019 направлены Требования об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки услуг на общую сумму 85633,67 руб. На момент проведения контрольного мероприятия меры по взысканию пени в судебном порядке не предприняты. Департаментом срок начисления неустойки определен с 15.12.2018 по 31.12.2018. Заявитель фактически не оспаривает, что за неисполнение Контрактов им должны быть приняты меры к взысканию пени за указанный период.
В свою очередь, Управлением по результатам контрольного мероприятия произведен расчет неустойки за период с 14.12.2018 по 31.03.2021 исходя из ставки ЦБ РФ 4,5% в общем размере 2 463 313,24 руб. (таблицы, приложение N 1 к Акту проверки).
Суд первой инстанции обоснованно посчитав, что указанный расчет является ошибочным, привел свой расчет, который проверен судом апелляционной инстанции.
Так, условиями Контрактов предусмотрен срок, ограничивающий продолжительность их действия: до 31.12.2018. Не позднее указанного срока ООО "Стандарт Строй" (Исполнитель) должно было передать жилье в государственную собственность города Севастополя, а Департамент как государственный заказчик - принять и оплатить его по цене и в сроки, предусмотренные условиями Контрактов (п.1.2 Контрактов).
При этом, продолжение действия Контрактов в части исполнения обязательств Исполнителем после истечения их сроков Контрактами не предусмотрено. Основания и порядок проведения расчетов указаны непосредственно в Контрактах. Так, согласно п. 2.5 Контрактов расчеты по Контрактам производятся в следующем порядке: оплата производится в безналичной форме, в российских рублях, бнз авансовых платежей. Расчет за оказанные услуги (часть услуг) осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подписания Государственным заказчиком Акта приема-передачи жилого помещения, а также выставления Исполнителем счетом, счет-фактур. Пунктом 6.4 Контрактов предусмотрено внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения.
Поскольку какая-либо оплата по Контрактам заявителем не производилась, то оснований считать действия Контрактов продолженным после 31.12.2018 не имеется.
Данная позиция в части истечения срока действия договора, подтверждается постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.2017 по делу N А84-973/2017.
Также, Департаментом в материалы дела представлены требования об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контрактам в адрес ООО "Стандарт-Строй": от 30.01.2019 N 702/01-05-01.1-33/02/19; от 30.01.2019 N 701-01-05-01.1-33/02/19.
Департаментом не оспаривается тот факт, что кроме направления требований в адрес ООО "Стандарт-Строй", иная претензионная, а также исковая деятельность по взысканию пени не велась, в суд иски с января 2019 года не подавались, требования по указанным претензиям не удовлетворены а новых действий Департамент не принимал, доказательств направления требований в адрес ООО "Стандарт-Строй" суду не представлено, с учетом чего требования, изложенные в пункте 1 представления являются обоснованными, однако с учетом истечения срока действия договора, судом был произведен перерасчет недополученных денежных средств за период с 15.12.2018 по 31.12.2018 при ставке ЦБ 7,75% - 85 959,84 руб.
При расчете судом учтено, что 14.12.2018 является последним днем исполнения обязательств, с учетом чего неустойка подлежит начислению с 15.12.2018 по 31.12.2018 (дата окончания действия Контрактов). Также при расчете суд руководствовался ставкой Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату прекращения обязательств (прекращения действия Контрактов).
В пункте 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017) указано, что при расчете неустойки, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения. Вместе с тем, определенность в отношениях сторон по вопросу о размере неустойки, подлежащей уплате в связи с допущенной должником просрочкой обязательств по контракту, наступает в момент окончания исполнения таких обязательств, в связи с чем, при расчете неустойки необходимо руководствоваться ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на день прекращения обязательства, данная позиция отражена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2018 N 302-ЭС18-10991, от 18.09.2019 N 308-ЭС19-8291.
В отношении нарушений, указанных в пунктах 2 и 3 представления, суд пришел к следующим обоснованным выводам.
Приоритетом региональной государственной политики в сфере, регулируемой настоящей Программой, является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком фонде.
Исходя из анализа норм статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что изъятие жилых помещений у собственников должно осуществляться одновременно с изъятием земельного участка под многоквартирным жилым домом (данные нормы корреспондируют с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, который устанавливает одним из основополагающих принципов земельного законодательства Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами); необходимостью образования земельного участка под изымаемым аварийным жилым домом, как объектом права.
В соответствии с Подпрограммой 4 земельные участки под аварийными жилыми домами, вошедшие в адресный перечень, образованы, поставлены на кадастровый учет, и есть сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о них. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано, в том числе решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке и на условиях, установленных ст. 56.7 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности.
Согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.1998 N 121, которая действовала в период издания правоустанавливающих документов, оформление права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется с выдачей свидетельства о праве собственности по образцу, приведенному в приложении 11 местными органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления: физическим лицам на новопостроенные, перестроенные или реконструируемые объекты недвижимого имущества при наличии акта о праве собственности или решения об отведении земельного участка для этой цели и при наличии акта государственной комиссии о принятии объекта и введения его в эксплуатацию; физическим и юридическим лицам на основании документов, установленных законодательством, которые подтверждают их право собственности на объекты недвижимого имущества.
Аварийный жилищный фонд на территории города Севастополя по состоянию на 01.01.2018, признается таковым в порядке, определенном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Согласно Подпрограмме 4 жилые помещения, расположенные в аварийных многоквартирных жилых домах, изымаются для государственных нужд на условиях и в порядке, определенных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 N 137-ЗС "О жилищной политике города Севастополя".
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенная выгода, а также сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
В соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение N 47) жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 47 жилым помещением признается квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования з таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с ч.5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Расчет нарушений, указанных в п.2 представления, приведен в Приложении N 3 к Акту контрольного мероприятия. Расчет нарушений, изложенных в п.3 представления приведен в приложении N 4 к Акту контрольного мероприятия.
Соглашением, заключенным между Департаментом и Корниенко Е.А. от 21.12.2018 N ЛТ-52/3 изымается для государственных нужд жилое помещение, квартира N 3 в доме N 52 по ул. Толстого Льва в г. Севастополе общей площадью 89,7 кв.м, принадлежащая правообладателю на основании таких правоустанавливающих документов, как свидетельство о праве собственности на жилье от 12.09.2003 и свидетельство о праве собственности на наследство по закону от 19.10.2007.
Согласно свидетельству о праве собственности от 12.09.2003 N 1084/36, выданного Управлением по вопросам имущества коммунальной собственности Севастопольской городской государственной администрации на квартиру N 3 в доме N 52 по ул. Льва Толстого в г. Севастополе, ее общая площадь составляет 56,25 кв.м.
Согласно свидетельства о праве на наследство от 19.10.2007, общая площадь указанной квартиры составляет 57,10 кв.м.
Таким образом, подтвержденная последним правоустанавливающим документом, ссылка на который имеется в Соглашении от 21.12.2018 N ЛТ-52/3, общая площадь указанной квартиры составляет 57,10 кв.м.
Поскольку документально подтвержденных данных о наличии или отсутствии в указанной квартире балкона лоджии, веранды, террасы не имеется расчет следовало бы произвести исходя из общей площади указанной квартиры которая документально составляет 57,10 кв.м.
Соглашением, заключенным между Департаментом и Исмаиловой Н.В. от 26.12.2018 N Я-8/20 изымается для государственных нужд жилое помещение, квартира N 20 в доме N 8 по ул. Яблочкова в г. Севастополе общей площадью 32,1 кв.м, принадлежащей правообладателю на основании договора купли-продажи квартиры от 31.08.2012.
Согласно договору купли-продажи от 31.08.2012 Исмаилова Н.В. купила квартиру, площадью 32,1 кв.м, в соответствии с данными Бюро технической инвентаризации.
В соответствии с техническим паспортом N 4412 (август 2012) коммунального предприятия "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севастопольского городского Совета, общая площадь квартиры N 20 в доме N 8 по ул. Яблочкова в г. Севастополе составляет 32,1 кв.м, квартира оборудована балконом 3,5 кв.м.
А согласно Технического паспорта инвентарный номер 15984, составленным на жилое помещение (квартиру) расположенной по адресу: г. Севастополь, ул. Яблочкова, д. 8, кв. 20, составлен по состоянию на 22.07.2016 площадь квартиры составила 28.8 кв.м, и оборудована балконом 2,9 кв.м.
Соглашением, заключенным между Департаментом и Лысовым П.П. от 21.12.2018 N П-9/6 изымается для государственных нужд жилое помещение, квартира N 6 в доме N 9 по ул. Паршина в г. Севастополе общей площадью 47,5 кв.м, при этом, правообладателю принадлежит лишь 57/100 указанной квартиры на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 30.01.2014, выданного Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета, тогда как выплата Департаментом произведена из расчета стоимости всей квартиры. Указанное нарушение заявителем не оспаривается.
Соглашением, заключенным между Департаментом и Гунько А.В., Филатовой М.В. от 24.11.2018 N 11-7/7 изымается для государственных нужд жилое помещение, квартира N 7 в доме N 7 по ул. Паршина в г. Севастополе общей площадью 46,2 кв.м. При этом правообладателям принадлежит 47/100 долей указанной квартиры. Поскольку выплата Департаментом произведена из расчета стоимости 47/100 квартиры, а ошибка была допущена лишь при оформлении Соглашения (то есть, носит формальный характер).в приложение N4 к Акту ее внесение является ошибочным.
Соглашением, заключенным между Департаментом и Марченко В.Ф. от 03.12.2019 N Х-17/8с изымается для государственных нужд жилое помещение, квартира N 8 в доме N 17 по ул. Харьковская в г. Севастополе общей площадью 58,4 кв.м, принадлежащей правообладателю на основании договора дарения от 26.11.2002.
В соответствии с договором дарения от 26.11.2002, удостоверенным частным нотариусом Водяхиной О.А. и зарегистрированным под N 2429, Марченко В.Ф. получила в дар квартиру N 8 в доме N 17 по ул. Харьковская в г. Севастополе общей площадью 58.4 кв.м, в то время как расчет Управлением произведен из расчета площади квартиры как 46,8 кв.м.
Соглашением, заключенным между Департаментом и Кравец З.С., Курченко Н.Ю. от 21.12.2018 N Х-21/3 изымается для государственных нужд жилое помещение, квартира N 3 в доме N 21 по ул. Харьковская в г. Севастополе общей площадью 46,8 кв.м. Указанная квартира принадлежит правообладателям на основании Свидетельства о праве собственности на жилье от 19.05.2006 выданного Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета, согласно которому ее общая площадь составляет 46,8 кв.м. Аналогичные сведения внесены в ЕГРН. Управлением расчет площади (46,19), произведен не на основании правоустанавливающих документов, а на основании сведений БТИ. Таким образом внесение Управлением указанной квартиры в приложение N 4 к Акту является ошибочным.
Таким образом, учитывая вышеизложенное в части выводов о необоснованности расходования бюджетных средств в связи с нарушением части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации при изъятии для государственных нужд и оплате жилых помещений и оплаты бюджетных средств в связи с нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" суд первой инстанции правомерно признал законным оспоренное представление в размере 1 206 640,51 руб. и 2 361 686,38 руб. соответственно.
Доводы заявителя об отсутствии компетенции в установлении реальной площади подлежащих выкупу жилых помещений рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно признаны не соответствующими положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона N 6-ФКЗ, Закона города Севастополя от 25.07.2014 N46-ЗС.
Пунктом 5 представления отражено нарушение в виде несвоевременного отражения принятых бюджетных обязательств Департаментом в Управлении федерального казначейства по г. Севастополю и бюджетном учете, что является нарушением п.п. 318, 319 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191 н, приказа Департамента финансов города Севастополя от 24.05.2019 N 90 "О порядке учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета города Севастополя".
Так, проверкой формирования и представления отчетности о реализации мероприятий Подпрограммы 4 ее соответствие первичным бухгалтерским документам, установлено:
в 2018 году Департаментом заключено соглашение об изъятии жилого помещения для государственных нужд от 26.12.2018 N Я-8/20 с Исмаиловой Н.В. на сумму 2 240 000 руб. Однако данная информация в бухгалтерском (бюджетном) учете по счету учета 302.96 "Расчеты по принятым обязательствам" за 2018 год отсутствует и была отражена лишь в 2019 году;
в 2019 году Департаментом заключено соглашение об изъятии жилого помещения для государственных нужд от 12.12.2019 N Д-З/6с с Заболотным В.В. на сумму 2 808 000 руб. Однако данная информация в бухгалтерском (бюджетном) учете по счету учета 302.96 "Расчеты по принятым обязательствам" за 2019 год отсутствует и была отражена лишь в 2020 году.
Департамент, как получатель бюджетных средств, согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п.п. 318, 319 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н принимаемые обязательства следовало отразить на счете аналитического учета 502 "принимаемые обязательства".
Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н принимаемые обязательства являются бюджетной информацией и ее следовало раскрыть в отчетах (об исполнении бюджета форма -0503127, в отчете о бюджетных обязательствах - форма 0503128, в пояснительной записке форма - 0503160).
Согласно приказу Департамента финансов города Севастополя от 24.05.2019 90 "О порядке учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета города Севастополя" бюджетные обязательства следует принять в течении 3-х рабочих дней путем направления в УФК г. Севастополя Сведений о бюджетном обязательстве.
Однако бюджетные обязательства по вышеуказанным соглашениям своевременно в УФК г. Севастополя не приняты.
Согласно пункта 5 главы 1 приказа Департамента финансов города Севастополя от 24.05.2019 N 90 "О порядке учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета города Севастополя" лица, имеющие право действовать от имени получателя бюджетных средств (далее - ПБС) в соответствии с настоящим Порядком, несут персональную ответственность за нормирование Сведений о бюджетном обязательстве, Сведений о денежном обязательстве, за их полноту и достоверность, а также за соблюдение установленных настоящим Порядком сроков их представления.
Таким образом, в ходе контрольного мероприятия установлено несвоевременное отражение принятых бюджетных обязательств Департаментом в УФК г. Севастополя и бюджетном учете, что является нарушением п.п. 318, 319 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191 н, приказа Департамента финансов Г'рода Севастополя от 24.05.2019 N 90 "О порядке учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета города Севастополя".
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 марта 2022 года по делу N А84-6146/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6146/2021
Истец: Департамент капитального строительства города Севастополя
Третье лицо: Главное контрольное управление города Севастополя