город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2022 г. |
дело N А32-53429/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края: Близнюк И.Ф. по доверенности от 10.01.2022;
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством веб-конференции: Суржиковой Т.В. по доверенности от 21.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.03.2022 по делу N А32-53429/2021
по заявлению Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) об оспаривании представления от 08.11.2021 N 21-031 в части п. 1, 2 - в части обязания не позднее 09.12.2021 устранить нарушения, указанные в п. 1, 2 представления, путем возврата денежных средств в сумме 127 014 руб. 94 коп., принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Министерство указало, что министерством не допущено нецелевого расходования средств краевого бюджета при начислении и выплате премии исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И.; на момент получения премии указанное лицо замещало должность государственной гражданской службы Краснодарского края - первого заместителя министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края; министерством также не допущено нецелевого расходования средств краевого бюджета при расходовании бюджетных средств на командировочные расходы работников, направленных в командировку; департаментом не указаны нормы права, предусматривающие обязательное наличие документов, являющихся доказательством фактического привлечения работников к исполнению должностных обязанностей при направлении работников в командировку.
Заинтересованное лицо в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 09.07.2021 N 81 в рамках осуществления мероприятия финансового контроля в целях выявления и предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок уполномоченными должностными лицами департамента проведена плановая выездная проверка в отношении министерства.
По результатам проверки составлен акт от 02.09.2021 о выявленных нарушениях требований бюджетного законодательства.
Так, департаментом установлено, что министерством допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премии исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И в сумме 76 051,94 руб., а также нецелевое использование средств краевого бюджета на командировочные расходы работников, направленных в командировку без фактического привлечения их к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, в общей сумме 50 963 руб.
Установленные в рамках проверки факты нарушений, допущенных министерством при расходовании средств краевого бюджета, в силу статей 269.2, 270.2 БК РФ явились основанием для вынесения департаментом представления от 08.11.2021 N 21-031, согласно которому министерству необходимо в срок не позднее 09.12.2021 устранить нарушения, указанные в пунктах 1 - 2 представления, путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 127 014,94 руб.
Не согласившись с указанными выше пунктами представления, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Применительно к первому эпизоду выявленных нарушений, поименованных в оспариваемом представлении, министерству надлежало вернуть в бюджет Краснодарского края сумму неправомерно выплаченной сотруднику министерства премии.
В силу статьи 70 БК РФ денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата) сотрудникам министерства должно производиться в соответствии с действующим законодательством.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ с учетом требований статьи 28 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивая результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 125-р "О временном исполнении обязанностей министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края" на Городецкого Я.И., первого заместителя министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, временно возложены обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - Распоряжение N 125-р).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) представитель нанимателя вправе осуществить временный перевод гражданского служащего на вакантную должность в том же государственном органе в связи со служебной необходимостью.
Статьей 10 Закона N 79-ФЗ определено, что нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является соответствующий субъект Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя - это в том числе лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 31.05.2005 N 870-КЗ "О государственной гражданской службе Краснодарского края" определено, что для гражданских служащих, замещающих должности руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края и их заместителей, представителем нанимателя является глава администрации (губернатор) Краснодарского края либо его представитель.
Временное замещение должностей закрепляется актом нанимателя, в данном случае - распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Таким образом, с 19.08.2019 нанимателем в отношении государственного служащего, временно исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, является глава администрации (губернатор) Краснодарского края.
Права и обязанности министра отражены в положении о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 744 (далее - Положение N 744) и в должностном регламенте министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденным 16.08.2019 первым заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее - должностной регламент от 16.08.2019).
С должностным регламентом от 16.08.2019 Городецкий Я.И. ознакомлен 19.08.2019, о чем имеется соответствующая запись и подпись Городецкого Я.И.
Факт возложения полномочий руководителя юридического лица на Городецкого Я.И. подтверждается сведениями о юридическом лице (Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края), содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) с учетом внесенных изменений.
Записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении Министерства, отсутствуют; следовательно, Городецкий Я.И. являлся руководителем постоянно действующего исполнительного органа, лицом, на которое возложены полномочия руководителя юридического лица.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Распоряжением N 125-р на Городецкого Я.И. возложены все полномочия и должностные обязанности министра, в том числе и по соблюдению нормативных правовых актов, распространяющих свое действие на руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края.
Статьей 73 Закона N 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.
В силу статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР N 30, ВЦСПС N 39 от 29.12.1965 с изменениями от 11.03.2003 "О порядке оплаты временного заместительства" исполняющий обязанности руководителя работник премируется на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого им работника.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.12.2016 N 1050 "О ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим государственные должности Краснодарского края и должности государственной гражданской службы Краснодарского края в администрации Краснодарского края, а также руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края" утверждено Положение о порядке выплаты руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу.
С учетом указанных обстоятельств, на исполняющего обязанности министра, как руководителя министерства, представителем нанимателя которого является глава администрации (губернатор) Краснодарского края, распространяется Положение N 1050.
Доводы заявителя об обратном являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Приказом Министерства от 25.12.2017 N 248 (в ред. приказов Министерства от 07.10.2019 N 204, от 28.08.2020 N 203) утверждено положение о порядке выплаты государственным гражданским служащим Краснодарского края министерства ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - Положение о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства N 248).
Пункты 3.1, 3.4, 3.6 указанного Положения ставят выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий в зависимость от различных обстоятельств, а также от того, как оценивается конкретный вклад гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий.
Из приведенных правовых норм следует, что государственный гражданский служащий, временно исполняющий обязанности министра, не является представителем нанимателя в отношении себя самого, не вправе давать оценку добросовестности, эффективности своего труда и премируется в соответствии с Порядком N 1050.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 1050 руководителям органов исполнительной власти выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданской службы.
В силу пункта 3.8 Положения N 1050 предложения о выплате премии (с указанием планируемого к выплате размера премии) руководителям органов исполнительной власти направляются заместителями главы администрации (губернатора) Краснодарского края, курирующими соответствующие органы исполнительной власти Краснодарского края, в письменном виде главе администрации (губернатору) Краснодарского края.
Решение о выплате премии принимается главой администрации (губернатором) Краснодарского края и оформляется распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края (пункт 3.9 Положения N 1050).
Премирование руководителей органов исполнительной власти осуществляется по инициативе соответствующего заместителя главы администрации (губернатора) и после принятия решения главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
Следовательно, при указанных обстоятельствах у исполняющего обязанности министра Городецкого Я.И. не имелось законных оснований самостоятельно принимать решение о начислении и выплате в свою пользу премии по итогам работы за 2019.
Из системного, логического толкования приведенных норм следует, что оценка труда как добросовестного, а также оценка вклада сотрудника в выполнение особо сложных и важных заданий осуществляется вышестоящим руководителем.
В данном случае, поскольку должность министра была вакантна, а Городецкий Я.И. временно исполнял обязанности министра на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 125-рл и должностного регламента министра от 16.08.2019, то принятие решения о его премировании является полномочием главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Документ о премировании Городецкого Я.И. за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2019 в виде распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края не издавался.
Пунктом 5.2.10 Положения N 744 установлено, что министр определяет меры поощрения к работникам министерства.
Одновременно с этим, пунктом 5.2.14 предусмотрена обязанность министра распоряжаться выделенными министерству финансовыми и материальными ресурсами в пределах установленной компетенции.
Согласно Положению о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства N 248 (пункт 3.9, 3.10), сотрудниками министерства - начальниками управления и начальниками отделов, на имя исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края направлены предложения о рассмотрении вопроса премирования работников по итогам работы за период 2019 года, на которых стоит "виза" Городецкого Я.И., в том числе, с определением размера премии государственным гражданским служащим министерства.
Установлено, что приказом Министерства от 27.12.2019 N 136-л "О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Краснодарского края в министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по итогам работы за период 2019 года" (далее - Приказ N 136-л) за подписью исполняющего обязанности министра Городецкого Я.И. работникам министерства выплачена премия пропорционально коэффициенту экономии за фактически отработанное время, в том числе исполняющему обязанности министра Городецкому Я.И. в размере 65 960,05 рублей.
Таким образом, и.о. министра Городецким Я.И. принято решение о выплате премии работникам министерства, что в силу пункта 5.2.10 Положения N 744 и пункта 3.10 Положения о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства N 248 является полномочием министра, а также решение о премировании и.о. министра, что в силу пункта 3.9 Положения N 1050 является полномочием главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Заявитель указывает, что выплата премии исполняющему обязанности министра произведена в соответствии с приказом министерства от 27.12.2019 N 136-л, платежным поручением N 303628, расчетом фонда заработной платы для исчисления годовой премии за 2019, сводной бюджетной росписью на 2019, бюджетной сметой на 2019 финансовый год, бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на 2019, расходным расписанием N 820/00046/001 от 27.12.2018, обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей на фонд оплаты труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в части сотрудников министерства на 2019; выплата соответствует целям, определенным документами, являющимися правовым основанием для предоставления указанных средств.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанными документами не предусматриваются выплаты конкретным лицам.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 3.9 Положения N 1050 министерством в 2019 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на расходы по выплате премии Городецкому Я.И. в общей сумме 76 051,94 рублей (с учетом начислений обязательных взносов).
Общая сумма, подлежащая возврату, составляет 76 051,94 рублей, и сформирована следующим образом: 57 385,05 рублей - сумма премии (перечислена платежным поручением от 31.12.2019 N 303628), 8 575,00 рублей - НДФЛ (перечислен платежным поручением от 31.12.2019 N 303629), 6 596,01 рублей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 N 303624), 3 363,96 рублей - страховые взносы на обязательное медицинское страхование (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 N 303625), 131,92 рублей - страховые взносы на случай временной нетрудоспособности (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 N 303627).
Спора в отношении указанных сумм произведенных выплат не имеется.
Применительно ко второму эпизоду контролирующим органом выявлено нецелевое использование министерством средств краевого бюджета на командировочные расходы работников, направленных в командировку без фактического привлечения их к исполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, в общей сумме 50 963 рублей.
Из материалов дела видно, что министерством изданы приказы:
- от 24.12.2019 N 327-км о направлении в командировку начальника отдела Ковган С.А. в город Сочи с 30.12.2019 по 03.01.2020 с целью участия в работе оперативного штаба по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город - курорт Сочи в зимний курортный сезон,
- от 24.12.2019 N 332-км о направлении в командировку, начальника отдела Левченко Д.Д. в город Сочи с 02.01.2020 по 06.01.2020 с целью участия в работе оперативного штаба по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город - курорт Сочи в зимний курортный сезон,
- от 23.12.2020 N 148-км о направлении в командировку заместителя министра Мовсесян Э.Е. в город Сочи с 31.12.2020 по 03.01.2021 с целью участия в работе штаба по координации выполнения мероприятий по готовности объектов инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город - курорт Сочи в зимний курортный сезон 2020-2021 годов.
Судом первой инстанции установлено, что указанная сумма сформировалась применительно к расходам по авансовым отчетам следующих работников:
- Ковган С.А., период командировки с 30.12.2019 по 03.01.2020; всего 16 193 рублей, в том числе: 2 187 рублей расходы по проезду к месту командирования, 3 106 рублей расходы по проезду обратно от места командирования, 10 500 рублей расходы на проживание в период командировки, 400 рублей суточные за четыре дня нахождения в командировке;
- Левченко Д.Д., период командировки с 02.01.2020 по 06.01.2020; всего 23 700 рублей, в том числе: 500 рублей суточные за пять дней нахождения в командировке; 23 200 рублей расходы на проживание в период командировки;
- Мовсесян Э.Е., период командировки с 31.12.2020 по 03.01.2021; всего 11 070 рублей, в том числе: 10 670 рублей расходы к месту командирования и обратно, 400 рублей суточные за четыре дня нахождения в командировке.
В силу статьи 70 БК РФ командировочные выплаты сотрудникам Министерства должны производиться в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Постановление N 749) работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Положением о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края N 744 определены полномочия (компетенция) Министерства - вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности на территории Краснодарского края.
Указанные в разделе 2 Положения N 744 полномочия могут реализовываться посредством осуществления функций, императивно установленных разделом 3 Положения N 744 либо иных функций, которые должны быть прямо предусмотрены законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 3.15 Положения N 744).
Одновременно с этим, пунктом 5.2.14 Положения N 744 предусмотрена обязанность министерства распоряжаться выделенными ему финансовыми и материальными ресурсами в пределах установленной компетенции.
Согласно пункту 2 Положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края, и государственных гражданских служащих Краснодарского края, утвержденного Постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 24.06.2008 N 613-П (далее - Постановление N 613-П, Положение N 613-П, соответственно), государственные гражданские служащие Краснодарского края направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица для выполнения служебного задания вне постоянного места исполнения должностных полномочий.
Приказом Министерства от 29.12.2016 N 243 утверждена Учетная политика министерства.
В соответствии с положением о командировках, утвержденным Учетной политикой министерства (в ред. приказа от 30.12.2019 N 296), служебной командировкой сотрудника является поездка сотрудника по распоряжению министра (иного уполномоченного должностного лица) или руководителя структурного подразделения на определенный срок вне места постоянной работы для выполнения служебного поручения либо участия в мероприятиях, соответствующих уставным целям и задачам министерства.
В результате системного толкования положений ст. ст. 70, 154, 161 162, 306.4 БК РФ, статьи 47 Закона N 79-ФЗ, разделов 2 и 3 Положения и министерстве N 744, пункта 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, пункта 2 Положение N 613-П, положения о командировках, утвержденного Учетной политикой министерства, установлено, что возмещение командировочных расходов сотрудникам министерства является целевым расходованием бюджетных средств исключительно при направлении сотрудника в командировку для выполнения служебного задания (участия в мероприятиях), которое соответствует задачам, полномочиям и функциям министерства, определенным нормативным правовым актом Российской Федерации или Краснодарского края, а также должностному регламенту государственного служащего.
Координационный штаб зимнего курортного сезона 2019-2020 создан распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2019 N 426-р. Приложением N 1 к распоряжению N 426-р утверждены составы координационного штаба, оперативных штабов, входящих в его состав, в которые Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д не включены.
Координационный штаб создавался на период с 28.12.2019 по 08.01.2020 (пункт 1.3 Положения о координационном штабе).
Письмом от 18.10.2021 N 44-01-13-6300/21 Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия предоставило департаменту, в том числе копии протоколов заседаний координационных штабов 2019-2020 и 2020-2021, без списков участников.
Таким образом, участие в работе указанных штабов не отнесено к полномочиям и функциям министерства ни Положением N 744, ни законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
В материалы дела представлены протоколы ежедневных заседаний координационного штаба с 28.12.2019 по 07.01.2020 (всего 11 протоколов), в которых указано, что на заседаниях присутствовали только члены координационного штаба. Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д. не участвовали; выводов об ином, обратном буквальный и логический анализ указанных протоколов сделать не позволяет.
Пунктом 1.4 Положения о координационном штабе по координации выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город-курорт Сочи в зимний период 2019-2020 годов (утв. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2019 N 426-р) организационное и техническое обеспечение деятельности координационного штаба осуществляло Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
Штаб по координации зимнего курортного сезона 2020-2021 создан распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2020 N 339-р.
Приложением N 1 к распоряжению N 339-р утверждены составы штаба по координации, оперативных штабов, входящих в его состав, в которые Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д не включены; выводов об ином, обратном буквальный и логический анализ указанного Приложения сделать не позволяет.
Пунктом 1.4 Положения о штабе по координации выполнения мероприятий по готовности объектов и инфраструктуры в период массового пребывания людей на объектах горного кластера муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края в зимний период 2020/21 (утв. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2020 N 339-р) организационное и техническое обеспечение деятельности координационного штаба осуществляло Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
Координационный штаб создавался на период с 28.12.2020 по 10.01.2021 (пункт 1.3 Положения о штабе).
Документы, подтверждающие тот факт, что сотрудники министерства Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д. являлись членами штаба, принимали участие в его заседаниях, отсутствуют.
В материалы дела приобщены распоряжения главы администрации (губернатора) от 28.12.2020 N 339-р и от 23.12.2019 N 426-р, из которых усматривается, что Приложением N 1 к каждому из распоряжений были утверждены персональные составы координационных штабов, в том числе оперативных штабов, входящих в состав координационных штабов.
Судом установлено, что согласно существу и содержанию указанных актов Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, как исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, в состав штабов не включалось.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что министерство входит в оперативный штаб по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и антитеррористической защищенности, готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в период массового пребывания людей на объектах горного кластера м. о. город-курорт Сочи в зимний курортный сезон 2019-2020, отклоняется как противоречащий материалам дела.
Из копий представленных документов также усматривается, что с 01.01.2021 по 03.01.2021 в заседаниях штаба участвовали Удинцев Святослав Игоревич - член координационного штаба, заместитель министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, а также Мовсесян Э.А. - заместитель министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, который в состав штаба распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2020 N 339-р включен не был.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в табеле по учету рабочего времени не имеется информации о работе Мовсесян Э.Е., Ковган С.А. и Левченко Д.Д в период их нахождения в городе Сочи, им не производилась оплата в соответствии с нормами статьи 153 ТК РФ, что подтверждается сведениями первичных учетных документов - карточек справок, расчетных листов сотрудников, расчетных ведомостей.
Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации установлены нерабочие праздничные дни в Российской Федерации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января.
Согласно нормам статей 113, 153 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные нерабочие дни производится по письменному распоряжению работодателя и соответствующей оплатой.
В соответствии с частью 4 статьи 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии с графиком документооборота министерства, утвержденным Учетной политикой министерства (в ред. приказа от 30.12.2019 N 296), табель учета рабочего времени (ф. 0504421) применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени.
Документы (приказы о привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, уведомления о привлечении работника в выходные и праздничные дни и прочее) в отношении Мовсесян Э.Е., Ковгана С.А и Левченко Д.Д. отсутствуют.
Кроме того, в табеле учета рабочего времени отсутствует информация о работе данных сотрудников в период их нахождения в городе Сочи, им не производилась оплата в соответствии с нормами статьи 153 ТК РФ, что подтверждается сведениями первичных учетных документов - из карточек справок, расчетных листов сотрудников, расчетных ведомостей.
Таким образом, отсутствие документального подтверждения привлечения сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни подтверждает факт невозможности исполнения сотрудниками Мовсесян Э.Е., Ковгана С.А и Левченко Д.Д. их служебных обязанностей в Сочи.
Само по себе участие в заседаниях заместителя министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Мовсесян Э.А. не опровергает фактов отсутствия документов о привлечении работника к работе в выходные и праздничные дни, соответствующей информации в табеле учета рабочего времени, оплаты труда за указанные дни, включения Мовсесян Э.А. в состав координационного штаба 2020-2021 распоряжением от 28.12.2020 N 339-р.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что министерством за счет бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью и бюджетной сметой по КВР 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" на компенсацию командировочных расходов работникам, направленным в командировку для выполнения ими служебных поручений, необоснованно произведены командировочные расходы работникам Мовсесян Э.Е., Ковган С.А и Левченко Д.Д., нахождение которых в г. Сочи в выходные и праздничные дни для служебных целей не подтверждено документально.
Довод заявителя со ссылкой на статью 306.4 БК РФ об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств, поскольку возмещение командировочных расходов осуществлено в соответствии с приказами Министерства, платежными поручениями, сводными бюджетными росписями на 2019-2021, бюджетными сметами на 2019-2021 финансовые годы, бюджетными росписями и лимитами бюджетных обязательств на 2019-2021, является несостоятельным. Сводными бюджетными росписями на 2019-2021, бюджетными сметами на 2019-2021 финансовые годы, бюджетными росписями и лимитами бюджетных обязательств на 2019-2021 не предусматриваются выплаты конкретным лицам.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что министерством в нарушение требований статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, разделов 2 и 3 положения о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 744, пунктов 6, 10, 14 Положения N 613-П допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 50 963 рублей, в том числе в 2020 в сумме 39 893 рублей, в 2021 в сумме 11 070 рублей, которые подлежат возврату в краевой бюджет.
Судом первой инстанции также установлено, что платежным поручением от 07.12.2021 N 142926 денежные средства в размере 127 014,94 рублей перечислены в доход бюджета Краснодарского края.
Суд также исходил из того, что по факту допущенных нарушений министерство привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ на основании соответствующих постановлений департамента, законность которых была установлена решениями Арбитражного суда Краснодарского края.
Кроме того, по факту допущенных нарушений должностные лица Министерства привлечены к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ. Законность соответствующих постановлений была предметом рассмотрения в рамках Первомайского районного суда г. Краснодара.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 по делу N А32-53429/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53429/2021
Истец: Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Департамент финансово-бюджетного надзора КК