г. Москва |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А41-85370/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2022 по делу N А41-85370/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "МСК Север" - Чернов В.Г. по доверенности от 27.09.2021.
Общество с ограниченной ответственностью "МСК Север" (далее - ООО "МСК Север", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконным решение управления от 19.10.2021 N КУВД-001/2021-27573930/9 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160103:354, обязать управление осуществить действия по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:354;
- признать незаконным решение управления от 19.10.2021 N КУВД-001/2021-27573931/9 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160103:355, обязать управление осуществить действия по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:355;
- признать незаконным решение управления от 19.10.2021 N КУВД-001/2021-27573932/9 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160103:356, обязать управление осуществить действия по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:356;
- признать незаконным решение от 19.10.2021 N КУВД-001/2021-27573933/9 об отказе в государственной регистрации прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160103:71, обязать управление осуществить действия по государственной регистрации прекращения права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:71.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласилось управление и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 05.12.2012 на основании решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:71, принадлежавшего на праве собственности ОАО "Дмитровское агропромышленное общество", образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160103:354, 50:04:0160103:355, 50:04:0160103:356 и поставлены на кадастровый учет. Земельным участкам присвоен статус "временный".
29 июля 2019 года ООО "МСК Север" приобретен земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160103:71, право собственности зарегистрировано 12.08.2019, регистрационная запись N 50:04:0160103:71-50/041/2019-4.
06 июля 2021 года ООО "МСК Север" в целях регистрации права собственности на земельные участки поданы заявления о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета в отношении земельных участков 50:04:0160103:354, 50:04:0160103:355, 50:04:0160103:356, а также подано заявление о государственной регистрации прекращения права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:71.
19 июля 2021 года управление приостановило, а 19.10.2021 ответило отказом в государственной регистрации права собственности на земельные участки и в прекращении права на объект недвижимости, поскольку по сведениям ЕГРЮЛ ОАО "Дмитровское агропромышленное общество" ликвидировано 26.01.2018, в связи с чем провести регистрацию права собственности в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:04:0160103:354, 50:04:0160103:355, 50:04:0160103:356 на основании решения собственника о разделе участка с кадастровым номером 50:04:0160103:71 от 05.12.2012 не представляется возможным, а также в связи с тем, что с соответствующим заявлением обратилось ненадлежащее лицо.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:71, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 указанной статьи государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 названного Закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 указанной статьи земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (пункт 1 статьи 11.4 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 названного Закона при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Частью 2 статьи 14 названного Закона предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Из материалов дела следует, земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160103:354, 50:04:0160103:355, 50:04:0160103:356, образованные из земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:71, были поставлены на временный кадастровый учет.
Пунктом 7 статьи 72 Закона о регистрации предусмотрено, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
На момент рассмотрения настоящего спора земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160103:354, 50:04:0160103:355, 50:04:0160103:356 не сняты с кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 4 части 1.2 статьи 18 Закона о регистрации внесение изменений в ЕГРН производится на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, а также образования земельного участка в результате объединения с другими земельными участками.
Поскольку первоначальный собственник земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160103:71 не зарегистрировал права на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160103:354, 50:04:0160103:355, 50:04:0160103:356 и данные земельные участки имеют статус "временный", то заявитель как собственник вправе зарегистрировать право собственности на спорные земельные участки, прекратив право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160103:71, в связи с чем им в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы.
При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0160103:71 и регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0160103:354, 50:04:0160103:355, 50:04:0160103:356.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2022 по делу N А41-85370/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85370/2021
Истец: ООО "МСК СЕВЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ