г. Владивосток |
|
03 июня 2022 г. |
Дело N А51-20175/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу районной общественной организации охотников и рыболовов "Хорольская",
апелляционное производство N 05АП-2342/2022
на решение от 02.03.2022
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-20175/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению районной общественной организации охотников и рыболовов "Хорольская" (ИНН 2532004190, ОГРН 1032500003777)
к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439) в лице Филиала N 6
о признании незаконным решения от 27.09.2021 N 17 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний",
при участии в заседании:
от районной общественной организации охотников и рыболовов "Хорольская":
Афанасьев А.А. по доверенности от 01.05.2022, сроком действия до 31.12.2025, паспорт, диплом (регистрационный номер 14789);
от Государственного учреждения - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации:
Исакова Т.А. по доверенности от 28.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер Л3968),
УСТАНОВИЛ:
районная общественная организация охотников и рыболовов "Хорольская" (далее - заявитель, организация, страхователь, РООО И Р "Хорольская") обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, фонд, учреждение) о признании незаконным решения от 27.09.2021 N 17 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением от 02.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Страхователь, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что обжалуемое решение нарушает права заявителя, изменяя сложившееся страховые отчисления, не соответствует требованиям Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
Апеллянт, ссылаясь на пункт 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также вида экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, установленного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), указывает, что вид фактически осуществляемой лицом деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия, при том, как считает заявитель, фонд не исследовал фактическую деятельность организации, а исходил из классификации профессиональной деятельности определенных работников организации "Егерь" и "Охотовед".
Заявитель настаивает на том, что фактический вид деятельности организации - любительская и спортивная охота, и в этом случае необходимо применять для начисления страховых взносов страховой тариф 0,4% (класс 3 ОКВЭД 93.19) и соответственно недоимка по уплате страховых взносов за 2018-2020 гг. составит: 24 440,21 руб. (12 220104,38 х 0,4% - 24 440,20), в связи с этим, считает неправомерным применение страхового тарифа в размере 8,5% и доначислением указанных выше недоимки, штрафа, пени.
Учреждение в представленном суду письменном отзыве на апелляционную жалобу, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее
Районная общественная организация охотников и рыболовов "Хорольская" (страхователь) состоит на учете в Филиале N 6 с 09.06.2000. В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц содержатся сведения о видах экономической деятельности, которые может осуществлять страхователь: - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки, код по ОКВЭД 94.99 (основной); - охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, код по ОКВЭД 01.7 (дополнительный).
Филиалом N 6 Государственного учреждения - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения N 27 от 22.04.2021 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем РООО И Р "Хорольская", за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
В ходе выездной проверки фондом установлено необоснованное определение вида экономической деятельности: "деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки" (ОКВЭД 94.99), вместо фактически используемого вида экономической деятельности: "охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" (ОКВЭД 01.7).
По итогам проверки составлен акт выездной проверки N 27 н/с от 11.08.2021.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки директором филиала N 6 регионального отделения 27.09.2021 вынесено решение N17 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому ему дополнительно начислены: штраф по статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ за неуплату или неполную уплату страховых взносов в размере 202 853,73 руб.; пени по состоянию на 01.01.2018-31.12.2020 в размере 101 250,73 руб.; предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд в размере 1 014 268,67 руб.
Посчитав, что решение от 27.09.2021 N 17 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, районная общественная организация охотников и рыболовов "Хорольская" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно пункту 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Статьями 21 и 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, а страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, определяется по Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н (далее - Классификация N851н). Виды экономической деятельности (с указанием кодов ОКВЭД) сгруппированы в 32 класса.
Пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с п.8 Правил, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно п.9 Правил основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
Исходя из содержания пунктов 2 и 3 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. При этом страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности. Указанные документы представляются по форме, установленной Порядком N 55 (Приложения N 1 и N 2 к Порядку N 55).
Основной вид экономической деятельности страхователя и подразделения страхователя ежегодно подтверждаются страхователем в соответствии с Порядком N 55 (пункт 11).
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности должны быть указаны коды по ОКВЭД по видам деятельности, осуществляемым организацией, наименование видов экономической деятельности, доходы по видам экономической деятельности и доля доходов, соответствующих ОКВЭД.
Указание кода ОКВЭД носит заявительный характер. Ответственность за его правильность несет страхователь.
Это обусловлено тем, что в силу вышеприведенных норм Закона N 125-ФЗ и Правил от кода ОКВЭД зависят класс профессионального риска и страховой тариф, по которым рассчитывается размер подлежащих уплате страхователем страховых взносов.
На основании документов, представленных в Филиал для подтверждения основного вида деятельности, страхователю в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (действие закона продлено Федеральными законами от 31.12.2017 N 484-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год", от 25.12.2018 N 477-ФЗ на 2019 год и от 27.12.2019 N 445-ФЗ на 2020 год), исходя из класса профессионального риска, районной общественной организации охотников и рыболовов "Хорольская" в проверяемом периоде был установлен страховой тариф в размере 0,2%. Страховые взносы в проверяемом периоде начислялись ежемесячно в соответствии с установленным тарифом.
Согласно заявлениям о подтверждении основного вида экономической деятельности и справкам-подтверждениям основного вида экономической деятельности от 09.04.2018,12.04.2019 и 07.04.2020 представленным в филиал N 6 регионального отделения, заявитель на 2018-2020 гг. подтверждал основной вид деятельности, указывая код по ОКВЭД 94.99 - "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки", указаны доходы: 2018 года в сумме 8 436,00 тыс. руб. (доля доходов, соответствующих коду ОКВЭД 100%), в 2019 года в сумме 9027,00 тыс. руб. (доля доходов, соответствующих коду ОКВЭД 100%), в 2020 года 8 676,00 тыс. руб. (доля доходов, соответствующих коду ОКВЭД 100%). Численность работающих 9 человек в 2018 году, 9 человек в 2019 году и 7 человек в 2020 году, соответственно.
Заявленный страхователем ОКВЭД 94.99 "деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки" включает в себя:
- деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещения, политического влияния, сбора средств и т.д.;
- деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;
- деятельность экологических и природоохранных движений;
- деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;
- деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;
- деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;
- деятельность ассоциации потребителей;
- деятельность ассоциации автомобилистов;
- деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;
- деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
- деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы. ("Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, действует с 01.01.2017 (далее- ОКВЭД2).
Согласно положениям Устава РООО и Р "Хорольская" является добровольным массовым общественным объединением граждан в форме общественной организации, входящем в организационную структуру "Приморское краевое общество охотников и рыболовов; прибыль от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Организации не может быть перераспределена между членами организации, а используется только для достижения уставных целей. Организационно-правовая форма страхователя - некоммерческая организация.
В соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Между РООО и Р "Хорольская" и департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края заключено Охотхозяйственное соглашение N 25-68/2015 от 30.03.2015 (далее - соглашение).
Указанным соглашением предусмотрено право организации на пользование охотничьими ресурсами в пределах охотничьих угодий, проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, выдачу физическим лицам разрешений на добычу в пределах установленных норм и квот, создание охотничьей инфраструктуры.
Страхователь, как охотпользователь, обязан: соблюдать сроки, правила и нормативы в области охоты; осуществлять учет и оценку охотничьих ресурсов; осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, добычу охотресурсов в границах угодья; использовать охотресурсы с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованием гуманности; предоставлять сведения о численности охотресурсов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) - охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Таким образом, являясь некоммерческой организаций, страхователь должен определить вид деятельности в соответствии с пунктом 9 Правил - основным видом деятельности будет являться тот, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников.
Следовательно, чтобы определить вид деятельности для РООО и Р "Хорольская" необходимо проанализировать деятельность каждого из работников в отдельности, а затем определить к какому виду деятельности относится наибольшее количество работников.
Как следует из первичных бухгалтерских документов, данных аналитического учета и отчетности, документов по кадровому учету и иных документов организации:
- согласно штатному расписанию N 4 от 25.12.2017 страхователя на 2018 год численность составила 6,3 человек, в том числе председатель - 1 единица, бухгалтер - 1 единица, производственный охотничий инспектор - 3 единицы, охотовед - 1 единица, механик - 0,3 единицы; согласно штатному расписанию N 1 от 28.04.2018 страхователя на 2018 год численность составила 6,3 человек, в том числе председатель - 1 единица, бухгалтер -1 единица, производственный охотничий инспектор - 3 единицы, охотовед - 1 единица, механик - 0,3 единицы; согласно штатному расписанию N 2 от 29.06.2018 страхователя на 2018 год численность составила 6,3 человек, в том числе председатель - 1 единица, бухгалтер -1 единица, егерь - 3 единицы, охотовед - 1 единица, механик - 0,3 единицы;
- согласно штатному расписанию N 3 от 19.12.2018 страхователя на 2019 год численность составила 6,3 человек, в том числе председатель - 1 единица, бухгалтер - 1 единица, егерь - 3 единицы, охотовед - 1 единица, механик - 0,3 единицы; согласно штатному расписанию N 1 от 14.06.2019 г страхователя на 2019 год численность составила 7,3 человек, в том числе председатель - 1 единица, бухгалтер - 1 единица, егерь - 4 единицы, охотовед - 1 единица, механик - 0,3 единицы; согласно штатному расписанию N 2 от 26.08.2019 страхователя на 2019 год численность составила 8,8 человек, в том числе председатель - 1 единица, бухгалтер - 1 единица, егерь - 5 единиц, охотовед - 1 единица, делопроизводитель 0,5 единиц, механик - 0,3 единицы;
- согласно штатному расписанию N 1 от 05.02.2020 страхователя на период с 01.02.2020 численность составила 8,8 человек, в том числе председатель - 1 единица, бухгалтер - 1 единица, егерь - 5 единиц, охотовед - 1 единица, делопроизводитель 0,5 единиц, механик - 0,3 единицы.
Председатель Правления, согласно пункту 5.6 Устава представляет организацию в государственных и иных органах власти, в судебных инстанциях совершает любые гражданско-правовые сделки, заключает и расторгает трудовые договоры со штатными работниками, утверждает должностные инструкции, издает приказы, осуществляет общее руководство, обеспечивает реализацию программ деятельности организации, исполнение решений Конференции и Совета организации.
Производственный охотничий инспектор (переименование должности с 01.09.2018 - егерь) согласно должностной инструкции обязан: иметь гражданское охотничье огнестрельное оружие, иметь лицензию и разрешение на оружие; при исполнении своих обязанностей иметь при себе удостоверение, нагрудный знак. Осуществлять проведение мероприятий по заготовке кормов, подкормке диких животных, проводить работы по учету численности охотничьих ресурсов; проводить индивидуальные и коллективные охоты; выявлять нарушения требований законодательства РФ в области охоты, проводить разъяснительную работу среди охотников-любителей.
Охотовед согласно должностной инструкции обязан: иметь гражданское охотничье огнестрельное оружие иметь лицензию и разрешение на оружие; при исполнении своих обязанностей иметь при себе удостоверение, нагрудный знак. Ежемесячно информировать председателя о состоянии охотхозяйства, организовывает работу подчиненных, обеспечивает соблюдение правил и норм по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира.
Приказом Минтруда России от 09.07.2018 N 457н "Об утверждении профессионального стандарта "Егерь" профессиональная деятельность отнесена к 01.70 (охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях). Трудовые функции по данной профессиональной деятельности: первичная обработка продукции охоты, выполнение работ по охране и воспроизводству охотничьих животных, проведение охоты, отлова и отстрела диких животных, включая предоставление услуг в этой области.
Приказом Минтруда России от 20.03.2018 N 164н "Об утверждении профессионального стандарта "Охотовед" профессиональная деятельность отнесена к 01.70 (охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях Трудовые функции по данной профессиональной деятельности: организация заготовок продукции охоты и сбора биологического материала, организация охоты, отлова и отстрела диких животных, включая предоставление услуг в этой области, организация и контроль охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих животных.
Таким образом, согласно должностным обязанностям, охотовед и егерь оказывали услуги в сфере охотничьего хозяйства (пункт 12 статьи 1 Закона об охоте).
Услуги в сфере охотничьего хозяйства согласно пункту 12 статьи 1 Закона об охоте представляют собой услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.
К услугам, связанным с охотой, ловлей и разведением диких животных (01.7), согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) ("Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) относятся:
01.7 Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
01.70 Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
Эта группировка включает:
- охоту, отлов и отстрел в коммерческих целях;
- отлов и отстрел животных для получения продуктов питания, шкур, кож или для использования в исследовательских целях, в зоопарках или в качестве домашних животных;
- производство пушнины, кожи пресмыкающихся, птиц в результате охоты или отлова животных;
Эта группировка также включает:
- наземную ловлю морских млекопитающих, таких как морж и тюлень;
Эта группировка не включает:
- производство пушнины, кожи пресмыкающихся, птиц в результате разведения животных на фермах; - разведение диких животных на фермах;
- отлов и отстрел китов;
- обработку шкур и кож на бойнях;
- спортивную и любительскую охоту и предоставление услуг в этих областях;
- предоставление услуг в целях популяризации охоты, отлова и отстрела диких животных.
Как следует из материалов дела, в целях соблюдения соглашения и норм статьи 6 Закона об охоте ("Мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры") страхователем проводились мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания - устройство подкормочных полей, Также приобретались зерновые, овощи для подкормки диких животных, что подтверждается: актами выполненных работ, договорами возмездного оказания услуг, счетами на оплату.
В соответствии с должностными обязанностями главного бухгалтера организации, он обязан обеспечить полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а так же своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.
Из вышеизложенного следует, что выполняя свои должностные обязанности охотовед и егерь оказывали услуги в сфере охотничьего хозяйства (пункт 12 статьи 1 Закона об охоте), которые по смыслу и содержанию не могут относиться к деятельности прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (коды по ОКВЭД1 91.33, по ОКВЭД2 94.99).
Председатель, осуществляя общее руководство организацией, вовлечен в деятельность по оказанию услуг в сфере охоты, как должностное лицо. Бухгалтер, делопроизводитель страхователя также были включены в общехозяйственный процесс. В период массовой сезонной выдачи путевок привлекались лица по гражданско-правовым договорам.
Будучи юридическим лицом, имеющим охотхозяйственное соглашение, работники страхователя не осуществляли охоту, но организовали такую деятельность в рамках охотничьего хозяйства, в том числе путем оказания соответствующих услуг (выдача разрешений (путевок) на право пользования охотничьими угодьями, принятие мер к увеличению численности объектов охоты, проведение мероприятий по регулированию численности диких животных и т.п.).
Таким образом, как верно установлено судом, наибольшее количество работников страхователя в 2017 году - 9 человек, в 2018 году - 9 человек, в 2019 году - 7 человек было занято в деятельности, соответствующей коду ОКВЭД 01.70 "охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях". Фактически страхователь в 2017, 2018, 2019 гг. осуществлял вид деятельности по коду 01.70 (охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Наибольшее количество работников организации фактически осуществляли деятельность, связанную с повышенным риском производственного травматизма - организация деятельности в рамках охотничьего хозяйства: осуществление контроля в части сохранения охотничьих ресурсов, выявление нарушений в области охоты, то есть имелась высокая вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти.
Вид охоты, указанный как любительский и спортивный (часть 1 статьи 14 Закона об охоте) определяет, как охоту, осуществляемую физическими лицами в закрепленных охотничьих угодьях. На это и ссылается и сам страхователь в своих возражениях, когда указывает, что охота осуществляется при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается на основании заявления охотника с указанием фамилии, имени, отчества; вида охоты, который предполагается осуществлять. Любительская и спортивная охота осуществляется на основании договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (часть 3 статьи 14 Закона об охоте). Оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений (часть 5 статьи 14 Закона об охоте).
Доказательств осуществления страхователем иных видов деятельности (популяризация рыболовного и стрелково-охотничьего спорта, развитие организационно-массовой и практической работы по пропаганде здорового образа жизни, развитие спортивной охоты и рыболовства), что подтверждало бы его деятельность согласно ОКВЭД 93.19 (деятельность в области спорта прочая; организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей), на которой настаивает заявитель, материалы дела не содержат.
Следует учитывать и то, что ОКВЭД 93.19 с классом риска 3 и страховым тарифом 0,4% по страховым взносам от несчастных случаев на производстве, относится к организациям и учреждениям, осуществляющим деятельность "в области спорта (прочая)", тогда как страхователь осуществляет услуги в сфере охотничьего хозяйства не может быть применен к страхователю.
Приводимые в подтверждение деятельности в сфере любительской и спортивной охоты доводы страхователя, по Уставным целям и задачам, соответствуют общей направленности деятельности общественных организаций.
Согласно Классификациям N 625н и N851н экономическая деятельность по коду ОКВЭД 94.99 - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки, относится к 1 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф - 0,2%. В свою очередь экономическая деятельность по коду ОКВЭД 01.70 - охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, относятся к 32 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф 8,5%.
Таким образом, страхователь не осуществляет деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой (согласно ОКВЭД 93.19), а оказывает услуги в сфере охотничьего хозяйства, в том числе реализуя охотникам, не являющимся его работниками, путевки на право охоты.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, страхователем на 2018, 2019, 2020 гг. неверно определен основной вид экономической деятельности и, как следствие, применен ненадлежащий страховой тариф для начисления страховых взносов в размере 0,2%, вместо тарифа 8,5%.
Объект обложения страховыми взносами определен в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении Правил начисления учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление N 184), статьей 20.1 Закона от N125-ФЗ, с учетом выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами (статья 20.2 Закона N125-ФЗ).
Согласно данным Расчетов формы 4-ФСС за соответствующий год, облагаемая база для начисления страховых взносов составила:
- в 2018 году 3 912 327,48 руб.,
- в 2019 году 4 054 721,16 руб.,
- в 2020 году 4 253 055,74 руб.
Всего облагаемая база за проверяемый период составила 12 220 104,38 руб.
Начисленные страховые взносы по тарифу 0,2% в соответствии со статьями 21 и 22 Закона N 125-ФЗ за проверяемый период составили 24 440,20 руб. (12 220 104,38*0,2%).
Страховые взносы в соответствии с тарифом 8,5% за проверяемый период 2018-2020 гг. должны быть начислены в сумме 1038708,87 руб. (12 220 104,38 руб.*8,5%).
На основании статьи 22 Закона N 125-ФЗ, п. 3 Постановления N 184 доначислены страховые взносы в связи с неверным определением страхового тарифа для начисления страховых взносов (скидки) в сумме 1 014 268,67 руб. (1 038 708,87-24 440,20).
Поскольку в нарушение пункта 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде производилась не в полном объеме, связи с доначислением страховых взносов, учреждением за проверяемый период начислена пеня в сумме 101 250,73 руб.
В соответствии со статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов начислен штраф 202 853,73 руб.(1 014 268,67 руб.*20%).
Повторно проверив произведенные расчеты недоимки, суммы штрафа и начисленных пеней, суд апелляционной инстанции признает его обоснованным, арифметически правильным.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что Фонд правомерно принял решение от 27.09.2021 N 17 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и как следствие, права и законные интересы заявителя территориальным органом Фонда не нарушены.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции правомерно отказал организации в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.03.2022 по делу N А51-20175/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20175/2021
Истец: РАЙОННАЯ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ "ХОРОЛЬСКАЯ"
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ