г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А42-8474/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Дорошенко Л.В. по доверенности от 17.01.2024 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5498/2024) УФАС по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2024 по делу N А42-8474/2023, принятое
по заявлению АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
к УФАС по Мурманской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - заявитель, АО "МЭС") обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - административный орган, Управление, УФАС) от 05.09.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-441/2023 в отношении публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" (далее - ПАО "Россети Северо-Запад", Общество, Сетевая организация).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ПАО "Россети Северо-Запад".
Решением суда от 19.01.2024 заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы ссылается на то, что в рассматриваемом случае в нарушение пункта 58 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) не было заключено соглашение, в связи с чем отказ в переоформлении документов является правомерным.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
АО "МЭС" и ПАО "Россети Северо-Запад" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление АО "МЭС", содержащее сведения о нарушении ПАО "Россети Северо-Запад" Правил N 861, выразившемся в неисполнении ПАО "Россети Северо-Запад" мероприятий в соответствии с требованиями установленных пунктами 67, 69 Правил N 861.
Из содержания указанного заявления следовало, что АО "МЭС" посредством личного кабинета на сайте портал-тп.рф (далее - Портал) были направлены заявки в ПАО "Россети Северо-Запад" на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении к электрическим сетям, в связи со сменой собственника по следующим объектам:
1. Котельная "Северная", расположенная по адресу: г. Мурманск, ул. Промышленная, д. 15, заявка N 6782301 от 13.01.2023 (далее - объект N 1);
2. Котельная "Роста", расположенная по адресу: г. Мурманск, ул. Адмирала флота Лобова, д. 100, заявка N 678277 от 13.01.2023 (далее - объект N 2);
3. Котельная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Шонгуй, ул. Набережная, д. 1, заявка N 6789125 от 16.01.2023 (далее - объект N 3);
4. Котельная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, г. Кола, ул. Каменный остров, д. 3, заявка N 6788309 от 16.01.2023 (далее - объект N 4);
5. Котельная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Кильдинстрой, ул. Железнодорожный тупик, д. 14, заявка N 6789125 от 16.01.2023 (далее - объект N 5);
6. ЦТП-1, расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Кильдинстрой, ул. Набережная, д. 10, заявка N 6788544 от 16.01.2023 (далее -объект N 6);
7. ЦТП-2, расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Кильдинстрой, ш. Кильдинское, д. 10, заявка N 6788753 от 16.01.2023 (далее - объект N 7);
8. Насосная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Молочный, территория п/ф Мурманская, заявка N 6789125 от 16.01.2023 (далее -объект N 8);
9. ТП-12, расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Молочный, территория п/ф Мурманская, заявка N 6787879 от 16.01.2023 (далее -объект N 9).
Согласно заявлению АО "МЭС", по заявкам на объект N 5 письмо с исх. N МР2/4-42/14/930 от 10.05.2023 с приложенным к нему актом о технологическом присоединении N КОЛ-0000126-С-ОМ/23 от 28.03.23. Данный акт, без подписания и с замечаниями к нему был направлен в сетевую организацию без подписания, письмом от 23.05.2023 исх.N 1-51-00/11030. По заявкам на объект N 8 письмо с исх. N МР2/4-42/14/993 от 17.05.2023 с приложенным к нему актом о технологическом присоединении N КОЛ-0000137-С-ОМ/23 от 06.04.23. Данный акт, без подписания и с замечаниями к нему был направлен в сетевую организацию без подписания, письмом от 24.05.2023 исх.N 1-51-00/111261. В отношении объектов 1, 2, 3, 4, 6, 7 было направлено письмо за исх. N 1-51-00/9952 от 11.05.2023. Переформленных актов об осуществлении технологического присоединения, согласно заявления, в адрес АО "МЭС" не поступало.
05.07.2023 по результатам рассмотрения названного заявления Управлением в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" вынесено определение о возбуждении дела N 051/04/9.21-441/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и проведении административного расследования, с истребованием у ПАО "Россети Северо-Запад" необходимых документов.
Во исполнение определения Управления от 05.07.2023 ПАО "Россети Северо-Запад", письмом N МР2/4/21-01/4950 от 20.07.2023 представило письменные пояснения с приложением обосновывающих документов.
В ходе проведения административного расследования Управлением было установлено, что в адрес АО "МЭС", в отношении объектов N 1,2,4 было направлено письмо N МР2/4-42/14/1427 от 22.06.2023 с приложенными к нему Актами N КОЛ-000078-С-ОМ/23 от 16.06.2023, КОЛ-000385-С-ОМ/23 и КОЛ-000386-С-ОМ/23 от 19.06.2023. Повторно они были направлены 07.07.2023 исх. N МР2/4-42/09-1591. Данные Акты встретили ряд замечаний и были направлены без подписания в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" (исх. N 1-51-00/14289 от 07.07.2023).
В адрес АО "МЭС", в отношении объекта N 5 поступило письмо N МР2/4-42/14/741 от 12.04.2023 с приложенным к нему актом о технологическом присоединении (далее - Акт) N КОЛ-ООО 126-С-ОМ/23 от 28.03.2023. Данный Акт встретил ряд замечаний и был направлен без подписания в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" (исх. N 1-51-00/8753 от 21.04.2023). В последующем в адрес АО "МЭС" поступило письмо N МР2/4-42/14/930 от 10.05.2023 с приложенным к нему Актом N КОЛ-ООО 126-С-ОМ/23 от 28.03.2023. Этот исправленный Акт так же встретил со стороны АО "МЭС" ряд замечаний и был направлен без подписания в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" (исх.N 1-51-00/11030 от 23.05.2023).
В отношении объекта N 6 поступило письмо N МР2/4-42/14/1356 от 16.06.2023 с приложенным к нему актом N КОЛ-000376-С-ОМ/23 от 14.06.2023. Акт встретил ряд замечаний и был направлен без подписания в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" (исх. N 1-51-00/13705 от 28.06.2023). В последующем в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" было направлено письмо N МР2/4-42/14/1664 от 17.07.2023 с приложенным к нему Актом N КОЛ-000376-С-ОМ/23 от 14.06.2023.
В адрес АО "МЭС", в отношении объекта N 7 поступило письмо N МР2/4-42/14/1355 от 16.06.2023 с приложенным к нему Актом N КОЛ-000375-С-ОМ/23 от 14.06.2023. Акт встретил ряд замечаний и был направлен без подписания в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" (исх. N 1-51-00/13714 от 28.06.2023). В последующем в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" было направлено письмо N МР2/4-42/14/1663 от 17.07.2023 с приложенным к нему Актом N КОЛ-000375-С-ОМ/23 от 14.06.2023.
В адрес АО "МЭС", в отношении объекта N 8 поступило письмо N МР2/4-42/14/759 от 14.04.2023 с приложенным к нему Актом N КОЛ-ООО 137-С-ОМ/23 от 06.04.2023. Данный Акт встретил ряд замечаний и был направлен без подписания в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" (исх. N 1-51-00/9641 от 04.05.2023). В последующем в адрес АО "МЭС" поступило письмо N МР2/4-42/14/993 от 17.05.2023 с приложенным к нему Актом N КОЛ-ООО 137-С-ОМ/23 от 06.04.2023. Этот исправленный Акт так же встретил со стороны АО "МЭС" ряд обоснованных замечаний и был направлен без подписания в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" (исх. N 1-51-00/11126 от 24.05.2023).
В адрес АО "МЭС", в отношении объекта N 9 было направлено письмо N МР2/4-42/14/1665 от 17.07.2023 с приложенным к нему Актом N КОЛ-00337-С-ОМ/23 от 14.06.2023.
По объектам N 1, 2, 3, 4, 6, 7 в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" было направлено письмо "О заявках на переоформление документов" N 1-51-00/9952 от 11.05.2023.
Согласно представленным документам, к объекту N 1 по акту разграничения балансовой принадлежности N 43-0006441-ОМ/17 от 25.02.2017 опосредовано подключено энергопринимающее устройство ООО "Вит Сервис", являющееся субабонентом.
Согласно представленным документам, к объекту N 4 по акту об осуществлении N КОЛ-000088-С-ОМ/22 от 27.01.2022 опосредовано подключено энергопринимающее устройство ООО "А-Лизинг", являющееся субабонентом.
Согласно представленным документам, к объекту N 5 по акту об осуществлении N КОЛ-000126-С-ОМ/22 от 28.03.2023 опосредовано подключено энергопринимающее устройство Агаева Наврузали Мерзаид, являющийся субабонентом.
Согласно представленным документам, к объекту N 8 по акту об осуществлении N КОЛ-ООО 137-С-ОМ/22 от 06.04.2023 и уведомлению об опосредованном присоединении от 20.03.2023, опосредовано подключено энергопринимающее устройство ГОУП "Мурманскводоканал", являющееся субабонентом.
В своих пояснениях от 20.07.2023 за исх. N МР2/4/21-01/4950, ПАО "Россети Северо-Запад" указало следующее.
Заявление N 6782301 по объекту N 1 поступило с неполным комплектом документов, отсутствовала доверенность, документы подтверждающие право собственности. После поступления недостающих документов, сетевой организацией был выставлен счет на оплату. 28.04.2023 был произведена оплата счета, информация об оплате поступила 13.06.2023, после чего 22.06.2023 в АО "МЭС" были направлены переоформленные акты. 07.07.2023 сетевой организацией было получено обращение с замечаниями, 07.07.2023 скорректированные акты были направлены повторно.
Заявления N 6789125 по объекту N 3, N 6788544 по объекту N 6 и N 6788753 по объекту N 7 поступили с неполным комплектом документов, приложенная доверенность была просрочена. По итогам переговоров с представителем АО "МЭС", 14.02.2023 была направлена актуальная доверенность на должностное лицо.
13.02.2023 посредством электронной почты была направлена квитанция на оплату счета за оформление акта о технологическом присоединении. 28.04.2023 заявитель оплатил счет.
13.06.2023 поступила информация об оплате. 14.06.2023 сетевой организацией был направлен акт для подписания заявителем. Ответным письмом от 06.07.2023 АО "МЭС" направил замечания по оформлению актов о технологическом присоединении с указанием неправильных номеров электронных счетчиков. Сведения о замене счетчиков в сетевую компанию не предоставлялись, акты допуска приборов учета в пакете документов к заявлению также не поступали. После исправления замечаний, акт был направлен АО "МЭС" 17.07.2023. По состоянию на 21.07.2023, акт о технологическом присоединении находится на подписи в АО "МЭС".
Заявление N 6789125 по объекту N 5 поступило с комплектом документов, в котором приложенная доверенность была просрочена. По итогам переговоров с представителем АО "МЭС", 14.02.2023 была направлена актуальная доверенность на должностное лицо. В результате предъявления квитанции об оплате за переоформление акта ТП, был оформлен акт о технологическом присоединении от 28.03.2023 N КОЛ-00126-С-ОМ/23. Данный акт был направлен в АО "МЭС" 12.04.2023.
В ответном письме от 11.05.2023 были представлены замечания по оформлению акта о ТП, в том числе с ошибкой в однолинейной схеме и ошибкой в лице, подписывающем документы со стороны АО "МЭС". 05.05.2023 в адрес сетевой компании была направлена доверенность на должностное лицо, правоспособное для подписания актов. После исправления замечаний, указанных в письме сетевой организации, внесены корректировки в акт о технологическом присоединении, с приложением доверенности уполномоченного на подписание актов лица, акт был направлен в АО "МЭС". В ответном письме от 11.05.2023, был указан новый перечень замечаний к акту, и отказ от подписания оформленного акта о ТП.
Заявление N 6789125 по объекту N 8, поступило с комплектом документов, в котором приложенная доверенность была просрочена. По итогам переговоров с представителем АО "МЭС", 14.02.2023 была направлена актуальная доверенность на должностное лицо. На основании квитанции об оплате услуг по переоформлению акта о ТП, был оформлен акт о технологическом присоединении от 06.04.2023. В ответном письме от 11.05.2023 были представлены замечания по оформлению акта о ТП, в том числе с ошибкой в однолинейной схеме и ошибкой в лице, подписывающем документы со стороны АО "МЭС". 05.05.2023 в адрес сетевой компании была направлена доверенность на должностное лицо, правоспособное для подписания актов. После исправления замечаний, акт о ТП был отправлен в АО "МЭС". В ответном письме от 11.05.2023, был указан новый перечень замечаний к акту, указана просьба об отражении в акте о присоединении субабонента с перераспределяемой мощностью 24 кВт_ хотя в заявлении АО "МЭС", данное обстоятельство не отражалось, и отказ от подписания оформленного акта о ТП. Также, была приложена новая доверенность на должностное лицо АО "МЭС". С внесенными изменениями акт о ТП N КОЛ-ООО 137-С-ОМ/23 от 06.04.2023 был подписан со стороны АО "МЭС", без даты подписания.
Заявление N 6787879 по объекту N 9 поступили с неполным комплектом документов, приложенная доверенность была просрочена. По итогам переговоров с представителем АО "МЭС", 14.02.2023 была направлена актуальная доверенность на должностное лицо. Также 13.02.2023, а позднее - 04.4.2023 в адрес АО "МЭС" были направлены посредством электронной почты квитанции на оплату по договору ТП. После оплаты 14.06.2023, был оформлен акт о ТП N КОЛ-000377-С-ОМ/23 и направлен в АО "МЭС" для подписания. 14.06.2023 сетевой организацией был направлен акт для подписания заявителем. Ответным письмом от 06.07.2023 АО "МЭС" направил замечания по оформлению актов о технологическом присоединении с указанием неправильных номеров электронных счетчиков. После исправления замечаний, акт был направлен АО "МЭС" 17.07.2023. По состоянию на 21.07.2023, акт о технологическом присоединении находится на подписи в АО "МЭС".
Одновременно, ПАО "Россети Северо-Запад" указано, что сетевая организация и АО "МЭС" являются смежными сетевыми организациями и взаимоотношения между обществами по вопросу переоформления документов о технологическом присоединении объектов подлежат регулированию соответствующим соглашением сторон в силу пункта 58 Правил N 861. Такое соглашение, определяющие права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов указанных организаций, не заключалось.
Выявив, что ПАО "Россети Северо-Запад" не направило в установленные Правилами N 861 сроки переоформленные акты технологического присоединения либо отказ от рассмотрения заявок в части объектов N 2, 3, 6, 7, 9, должностным лицом Управления, при участии представителя Общества, в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" составлен протокол от 31.07.2023 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Установив, что взаимоотношения двух сетевых организаций по выдаче документов о технологическом присоединении регулируются пунктом 58 Правил N 861 и при отсутствии соглашения между сетевыми организациями, определяющего порядок восстановления (переоформления) документов, права и обязанности сторон являются не урегулированными, полагая, что в условиях отсутствия между ПАО "Россети Северо-Запад" и АО "МЭС" соглашения, предусмотренного пунктом 58 Правил, исследуемые действия ПАО "Россети Северо-Запад" не могут быть квалифицированы по статье 9.21 КоАП РФ, должностным лицом Управления 05.09.2023 вынесено постановление прекращении производства по делу N 051/04/9.21-441/2023 об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, АО "МЭС" оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
Статьей 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Раздел VIII Правил N 861 регламентирует порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении
Пунктом 57 Правил N 861 определено, что восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
В силу пункта 58 Правил N 861 в случае когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, в том числе по причине перехода права собственности на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо перехода права собственности или иного предусмотренного законом права на энергопринимающие устройства, выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий или технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) объекта капитального строительства (земельного участка, энергопринимающего устройства), с обязательным направлением копий в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств (пункт 67 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что АО "МЭС" направило Обществу заявки на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении к электрическим сетям, в связи со сменой собственника по следующим объектам: котельная "Северная", расположенная по адресу: г. Мурманск, ул. Промышленная, д. 15, заявка N 6782301 от 13.01.2023 (объект N 1); Котельная "Роста", расположенная по адресу: г. Мурманск, ул. Адмирала флота Лобова, д. 100, заявка N 678277 от 13.01.2023 (объект N 2); Котельная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, п.Шонгуй, ул. Набережная, д. 1, заявка N 6789125 от 16.01.2023 (объект N 3); Котельная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, г. Кола, ул. Каменный остров, д. 3, заявка N 6788309 от 16.01.2023 (объект N 4); Котельная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Кильдинстрой, ул. Железнодорожный тупик, д. 14, заявка N 6789125 от 16.01.2023 (объект N 5); ЦТП-1, расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Кильдинстрой, ул. Набережная, д. 10, заявка N 6788544 от 16.01.2023 (объект N 6); ЦТП-2, расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Кильдинстрой, ш. Кильдинское, д. 10, заявка N 788753 от 16.01.2023 (объект N 7); Насосная, расположенная по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Молочный, территория п/ф Мурманская, заявка N 6789125 от 16.01.2023 (объект N 8); ТП-12, расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Молочный, территория п/ф Мурманская, заявка N 6787879 от 16.01.2023 (объект N 9).
В рассматриваемом случае, основанием обращения АО "МЭС" в УФАС с заявлением о привлечении ПАО "Россети Северо-Запад" послужило неисполнение сетевой организацией обязанности, предусмотренной пунктами 67, 69 Правил N 861 в установленный срок. Письмом от 11.05.2023 N 1-51-00/9952 заявитель повторно извещал Сетевую организацию, о необходимости исполнения такой обязанности по объектам, указанным в заявках 1-7.
По доводам, изложенным в обращении АО "МЭС", определением от 05.07.2023, в отношении Сетевой организации, административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении N 051/04/9.21-441/2023.
С учетом сведений, предоставленных Обществом для проведения административного расследования, 31.07.2023 административным органом в отношении Общества составлен протокол по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по заявкам, касательно объектов N 2,3,6,7,9, по которым ни заявителем, ни сетевой организацией, не представлены сведения об опосредованном подключении субабонентов, либо использования указанных объектов для производства электрической энергии.
Относительно объектов N 1,4,5,8, должностное лицо Управление пришло к выводу, что ПАО "Россети Северо-Запад" и АО "МЭС" являются смежными сетевыми организациями, поскольку согласно представленным документам, имеются сведения об опосредованном подключении к названным объектам энергопринимающих устройств субабонентов (по объекту N 1 - ООО "Вит Сервис"; по объекту N 4 - ООО "А-Лизинг"; по объекту N 5 - Агаева Н.М.; по объекту 8 - ГОУП "Мурманкводоканал"), при этом, в отсутствие заключенного в порядке пункта 58 Правил N 861 между смежными сетевыми организациями соглашения, определяющего права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии, права и обязанности сторон являются неурегулированными и носят гражданско-правовой характер, а спор по вопросу переоформления документов о технологическом присоединении подлежит разрешению в судебном порядке.
05.09.2023, принимая во внимание наличие у АО "МЭС" статуса Сетевой организации, УФАС, ввиду отсутствия между сторонами предусмотренного пунктом 58 Правил N 861, соглашения, вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 051/049.21-441/2023 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку без такого соглашения права и обязанности сторон являются не урегулированными, в связи с чем, исследуемые действия ПАО "Россети Северо-Запад" не могут быть квалифицированы по статье 9.21 КоАП РФ.
В обоснование рассматриваемого заявления АО "МЭС" указывает, что деятельность в качестве сетевой организации по месту нахождения спорных объектов не осуществляет, смежной сетевой организацией по отношению к ПАО "Россети Северо-Запад" применительно к спорной ситуации не является, а выступает Потребителем.
Указанные доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Установленный Правилами N 861 порядок рассмотрения заявлений потребителей о переоформлении документов о технологическом присоединении действует и в отношении сетевых организаций.
Пункт 58 Правил N 861, на который ссылается Управление и Общество, предусматривает, что права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Как следует из позиции Управления, принимая оспариваемое постановление, административный орган исходил из наличия у заявителя статуса сетевой организации на территории Мурманской области.
Вместе с тем, Правила N 861 не устанавливают обязательность заключения соглашения, упомянутого в пункте 58 названных Правил, и не предусматривают возможность отказа в переоформлении документов в случае отсутствия такого соглашения, а соблюдение срока, установленного пунктами 67, 69 Правил N 861, не поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) этого соглашения. Нормы Правил N 861, обязывающие сетевую организацию выдать переоформленные документы заявителю, носят императивный характер и каких-либо исключений не содержат.
Пункт 58 Правил N 861 не изменяет также срок, предусмотренный пунктом 69 Правил N 861 (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов).
Указанный правовой подход согласуется с позицией, содержащейся в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.04.2022 по делу N А56-58196/2021 и от 27.04.2022 по делу N А56-58210/2021.
Исходя из установленного пунктами 67, 69 Правил N 861 срока выдачи переоформленных документов (7 дней), следует, что решение по заявлению о переоформлении документов (в том числе запрос дополнительных документов) должно быть принято сетевой организацией в 7-ми дневный срок.
В рассматриваемом случае, по состоянию на 11.05.2023 по заявкам, поданным в начале января 2023 года, обязанность, предусмотренная пунктами 67, 69 Правил N 861, не была исполнена; направление документации, при переписке сторон, также осуществлялось Сетевой организацией в период, значительно превышающий и семидневный срок.
Следует также отметить, что действуя добросовестно, при получении заявления о переоформлении документов, Общество, полагая необходимым заключение вышеупомянутого соглашения, могло направить АО "МЭС" проект соглашения о переоформлении документов.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлено, что оснований для вывода об отсутствии со стороны ПАО "Россети Северо-Запад" нарушения требований пунктов 67, 69 Правил N 861 и, как следствие, состава правонарушения, установленного статьей 9.21 КоАП РФ для прекращения производства по делу об административном правонарушении по указанному основанию, у УФАС не имелось.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19 января 2024 года по делу N А42-8474/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8474/2023
Истец: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРО-ЗАПАД"