город Москва |
|
3 июня 2022 г. |
дело N А40-213154/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 03.06.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Авиакомпания "Победа"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-213154/21,
по заявлению ООО "Авиакомпания "Победа"
к Федеральной службе в сфере транспорта
о признании недействительными пунктов предписаний;
при участии:
от заявителя - Гончаров Д.С. по доверенности от 13.01.2022;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Авиакомпания "Победа" требований о признании недействительными предписаний Федеральной службы в сфере транспорта от 23.06.2021 N 6.7.3-78 в части п. п. 1 и 3, от 23.06.2021 N 6.7.3.-79, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в жалобе, в судебном заседании представитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Федеральной службы в сфере транспорта в судебное заседание в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 03.06.2021 по 23.06.2021 при проведении внеплановой документарной проверки за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о гражданской авиации на основании распоряжения руководителя Ространснадзора от 02.06.2021 N ВБ-200-р(фс) с целью проведения мероприятий по контролю (надзору) исполнения ООО "Авиакомпания "Победа" предписаний Ространснадзора от 09.03.2021 N 6.7.3-20 и от 16.04.2021 N 6.7.3-32 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
По результатам проверки проверяющим органом взамен неисполненных предписаний от 09.03.2021 N 6.7.3-20 и от 16.04.2021 N 6.7.3-32 направлены в адрес общества идентичные предписания от 23.06.2021 N 6.7.3-78 (соответственно N 6.7.3-20) и N 6.7.3-79 (соответственно N 6.7.3-32).
Не согласившись с предписаниями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации приказом от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (ФАП-82).
Пунктом 133 ФАП-82 предусмотрено, что пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы.
Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее 5 килограммов на одного пассажира.
Пунктом 135 ФАП-82 определен перечень вещей, которые пассажир имеет право провозить без взимания дополнительной платы в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с п. 133 настоящих Правил.
Согласно п. 122 ФАП-82 пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы.
Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.
Пунктом 123 ФАП-82 предусмотрено, что перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.
Из содержания п. 135 ФАП-82 следует, что сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы, пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж, в том числе: дамская сумочка или портфель.
При этом, исходя из содержания п. 135 Правил, перевозчику предоставлены полномочия по установлению габаритов в отношении следующих вещей, указанных в п. 135 Правил, а именно: рюкзака; устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до 2-х лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет.
В отношении остальных вещей, указанных в п. 135 Правил, перевозчику не предоставлены полномочия по установлению габаритов, в связи с чем действия перевозчика по установлению габаритов в отношении вещей, указанных в п. 135 Правил, за исключением рюкзака, устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до двух лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет не соответствуют федеральным авиационным правилам, соблюдение которых призвано обеспечить как общие правила воздушной перевозки, так и необходимый уровень обслуживания пассажиров.
ООО "Авиакомпания "Победа" осуществляет деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров.
Юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (п. п. 1, 2 ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Установление перевозчиком нормы бесплатного провоза ручной клади должно соответствовать федеральным авиационным правилам, соблюдение которых призвано обеспечить как общие правила воздушной перевозки, так и необходимый уровень обслуживания пассажиров.
Статьей 106 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна, и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна.
Пункт 133 Правил определяет, что пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы. В качестве ручной клади принимаются вещи, не содержащие запрещенных к перевозке в салоне воздушного судна веществ и предметов, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее 5 килограммов на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
Определяя минимальную весовую норму бесплатного провоза ручной клади пассажиром, которая не может быть уменьшена перевозчиком, правила предоставляют перевозчику возможность установления предельного веса и габаритов ручной клади, которые позволяют безопасно поместить ее в салоне воздушного судна, одновременно предусматривая право пассажира провозить без взимания дополнительной платы в качестве ручной клади иные вещи, перечисленные в п. 135.
Пункты 133 и 135 Правил в системе действующего правового регулирования являются взаимосвязанными и устанавливают общие правила воздушных перевозок о праве пассажира на провоз ручной клади с учетом, как ее веса, так и в отдельных случаях видовых характеристик.
По предписанию N 6.7.3-79 проверяющим органом указано на то, что ручная кладь и зарегистрированный багаж Правил Сайта и Главы 9 "Багаж и ручная кладь" Стандарта: для безопасного размещения в салоне самолёта максимальные суммарные габариты ручной клади не должны превышать 36x30x27 см. (общий размер всех предметов). Ручная кладь по количеству и весу не ограничивается, но все вещи должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту. Альтернативно можно воспользоваться правилами провоза ручной клади, установленными на основе Федеральных авиационных правил.
Альтернативные правила ручной клади к провозу в салоне самолета допускаются: одно место ручной клади габаритами до 4х36х30см. дамская сумка или портфель, или рюкзак габаритами 36х30х23 см.
Альтернативными правилами ручной клади установлены дополнительные стандарты отличные от нормы бесплатного провоза ручной клади, что не соответствует требованиям воздушного законодательства и ухудшает уровень обслуживания пассажиров, в том числе пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Согласно п. 133 ФАП-82 перевозчик обязан установить норму (вес, габариты) бесплатного провоза ручной клади.
Дополнительно в п. 135 ФАП-82 указаны вещи, которые пассажир вправе провозить бесплатно сверх нормы ручной клади, установленной перевозчиком.
Авиакомпанией установлены правила провоза ручной клади, которые предусматривают провоз в салоне самолета одного места ручной клади габаритами до 4х36х30 см. и сверх такого места ручной клади провоз вещей ("Альтернативные правила ручной клади"). Одновременно с этим обществом установлены положения, которые позволяют клиентам перевозить в салоне самолета вещи и предметы без ограничений по весу и количеству при условии, что все такие вещи (предметы) свободно помещаются в калибратор (измеритель) с габаритами 36x30x27 см., установленный возле стоек регистрации в аэропорту.
Фактически авиакомпания предоставляет клиентам возможность выбора одного из двух возможных способов провоза ручной клади.
Из пояснений заявителя следует, что при установлении двух способов провоза ручной клади общество руководствовалось Инструкциями производителя воздушных судов Boeing 737-800, которые авиакомпания эксплуатирует, согласно которым суммарное количество ручной клади, которое может быть безопасно размещено на подвесных багажных полках воздушных судов общества с учетом вещей и одежды членов экипажа, а также бытового оборудования (бумажных полотенец, туалетной бумаги, мыла и т.п.), составляет 200 единиц с размерами ручной клади 14(355,6)x11.5(292,1)x11(279,4) дюймов (миллиметров).
Каждое воздушное судно авиакомпании имеет 189 пассажирских мест, и на каждом воздушном судне присутствует экипаж в количестве 5 человек.
При таких обстоятельствах в целях обеспечения безопасности полетов обществом установлены 2 (два) различных варианта провоза ручной клади, один из которых основан на требованиях ФАП-82 и устанавливает норму провоза ручной клади (4х36х30 см.) и дополнительно вещи, которые можно перевозить сверх нормы, второй - не устанавливает норму провоза ручной клади, но устанавливает ограничение на общие габариты вещей (предметов), предъявляемых к провозу в качестве ручной клади (36x30x27 см).
В соответствии с п. 4 ФАП-82 перевозчик вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, при условии, что они не ухудшают уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Установление в Правилах перевозки второго (рекомендуемого перевозчиком) варианта провоза ручной клади не ведет к ухудшению уровня обслуживания клиентов, поскольку позволяет им заблаговременно оценить соответствие перевозимых вещей требованиям авиакомпании; выбрать наиболее подходящий вариант провоза ручной клади из двух предложенных.
По п. 1 предписания N 6.7.3-78, контрольным органом указано на то, что для безопасного размещения в салоне самолёта максимальные суммарные габариты ручной клади не должны превышать 36x30x27 см. (общий размер всех предметов). Ручная кладь по количеству и весу не ограничивается, но все вещи должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту. Для удобства клиентов сверх установленной нормы бесплатной ручной клади и без ограничений по габаритам к бесплатному провозу в салоне допускаются: ноутбук/планшет без специального чехла и зонт-трость. Клиенты могут перевезти не более одного предмета каждого наименования.
Положения главы 9 Правил перевозки устанавливают иной (не предусмотренный ФАП-82) вариант провоза ручной клади.
Этот вариант в отличие от альтернативных правил ручной клади не устанавливает норму бесплатного провоза ручной клади, как это предусмотрено п. п. 133, 135 ФАП-82.
Клиенты не лишены возможности провезти без взимания дополнительной платы вещи, перечисленные в п. 135 ФАП-82.
По п. 3 предписания N 6.7.3-78, контрольным органом указано, что к провозу в салоне самолета допускаются дамская сумка или портфель, или рюкзак габаритами 36х0х23 см".
В соответствии с п. 135 ФАП-82 перевозчик в правилах перевозки должен установить габариты рюкзака, который пассажир имеет право провозить в качестве ручной клади сверх нормы бесплатного провоза ручной клади: в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с п. 133 настоящих Правил и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика или дамскую сумку или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами.
Права пассажиров на возможность провоза в качестве ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади рюкзака, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамской сумки, портфеля с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами, букета цветов, верхней одежды, костюма в портпледе четко сформулированы; неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, в ней не содержится.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-213154/21 отменить.
Признать незаконными и отменить предписание от 23.06.2021 N 6.7.3-78 в части п. п. 1 и 3, предписание от 23.06.2021 N 6.7.3-79.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213154/2021
Истец: ООО "АВИАКОМПАНИЯ "ПОБЕДА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА