город Омск |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А70-24602/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4389/2022) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.03.2022 по делу N А70-24602/2021 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй Капитал" (ОГРН 1067203340995, ИНН 7202151894, адрес: 625031, город Тюмень, улица Дружбы, дом 73, корпус 4, помещение 2) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес: 625004, город Тюмень, улица Сакко, дом 30, корпус 1), при участии третьего лица, - Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213, адрес: 625002, город Тюмень, улица Орджоникидзе, дом 24), о признании недействительным решения от 10.11.2021 N 1529-о об отказе предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 площадью 8 228 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Дружбы,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Михайлов Артем Викторович по доверенности от 19.11.2021 N 301-1/08-30Д сроком действия 1 год, диплом от 20.01.2017 N 107205 0025527;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй Капитал" (далее - заявитель, Общество, ООО "Строй Капитал") обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений) о признании недействительным решения от 10.11.2021 N 1529-о об отказе предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 площадью 8 228 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Дружбы.
Определением от 20.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее - третье лицо, Департамент земельных отношений).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.03.2022 по делу N А70-24602/2021 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным и отменено решение Департамента об отказе в предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 под нежилое здание (стоянка аварийной техники) по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы, 211а, принятое в отношении ООО "Строй Капитал".
В качестве способа восстановления права суд обязал Департамент имущественных отношений в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы, 211а.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных отношений обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что цель строительства в соответствии с договором аренды земельного участка не достигнута, заявитель снес первоначальный объект незавершенного строительства с кадастровым номером 72:23:0106001:4133, являющийся предметом договора аренды и построил новый объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0106001:4764, подтверждается письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области от 17.12.2021, самим заявителем и третьим лицом в ходе судебного заседания. Департамент имущественных отношений считает, что строительство объекта недвижимости на земельном участке, не предоставленном для этих целей, не является формальным основанием для отказа, ООО "Строй Капитал" нарушены требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
ООО "Строй Капитал" представило возражения на жалобу.
Департамент земельных отношений, ООО "Строй Капитал", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав представителя подателя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Строй Капитал" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142, площадью 8 228 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса, расположенного по адресу: Тюменская области, г. Тюмень, ул. Дружбы.
Указанный земельный участок первоначально предоставлен ООО "Союзгенстрой" на основании договора аренды от 18.10.2017 N 23-20/3554 аренды земельного участка (землеустроительное дело N 23-49169/1) (л.д.35-38).
Из пункта 1.2 договора следует, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, площадь 234,80 кв.м, степень готовности 20 %, кадастровый номер 72:23:0106001:4133. Земельный участок предоставлялся для целей завершения строительства указанного объекта.
Срок действия договора с 18.10.2017 по 17.10.2020 (пункт 8.1 договора).
Соглашением от 29.11.2018 к договору внесены изменения, согласно которым арендатором по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 считать Общество (л.д.39).
В соответствии с разрешением на строительство от 29.09.2020 N 72-304-115-2020 Обществом был возведен объект капитального строительства "Стоянка аварийной техники расположенная по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы" (л.д. 41-43).
Обществом получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2020 N 72-304-115-2020, а также зарегистрировано право собственности на нежилое строение с кадастровым номером 72:23:0106001:4764, наименование: стоянка аварийной техники расположенная по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы (л.д.45-49).
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 расположен в территориальной зоне ОД-7 зона делового, общественного и коммерческого назначения, выделена для обеспечения строительства и реконструкции объектов капитального строительства с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих функций. Основной вид разрешенного использования - предоставление коммунальных услуг. Градостроительный регламент установлен Решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 N 154 (л.д.53-65).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 (для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса).
20.07.2021 Общество обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 в собственность за плату.
Решением Департамента имущественных отношений от 02.08.2021 N 1097-о заявителю отказано в предоставлении земельного участка. Причиной отказа явилась невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде прав. Департаментом сделан вывод о том, что цель строительства в соответствии с договором аренды земельного участка не достигнута.
Из отказа Департамента следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 предоставлен для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения 1V-Vкласса. В соответствии с пунктом 3.1. договора арендатор обязан завершить строительство объекта и зарегистрировать право на завершенный строительством объект недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2021 зарегистрировано нежилое здание (стоянка аварийной техники). Департамент в отказе также отметил, что согласно акту обследования на земельном участке расположен навес (л.д.66-67).
В дальнейшем Общество дважды (21.09.2021, 19.10.2021) обращалось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 в собственность за плату.
Решениями Департамента от 15.10.2021 N 1392-о, от 10.11.2021 N 1529-о заявителю было отказано в предоставлении земельного участка по аналогичным основаниям отказа, изложенным выше (л.д. 68-77).
Полагая, что отказ Департамента имущественных отношений в предоставлении земельного участка в собственность за плату, изложенный в решении от 10.11.2021 N 1529-о, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
17.03.2022 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В свою очередь, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление собственникам зданий, сооружений исключительного права на приобретение занятого этими объектами земельного участка связывается с реализацией закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимые для их обслуживания.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определен статьей 39.15 ЗК РФ пункт 1, которой содержит требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пункт 2 - к перечню документов, прилагаемых к такому заявлению.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований об отказе в предоставлении земельного участка.
В порядке реализации положений ЗК РФ Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области N 411) установлены дополнительные основания для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, ООО "Строй Капитал" обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 в собственность за плату.
Отказ Департамента в предоставлении заявителю земельного участка в собственность за плату был мотивирован ссылками на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 предоставлен для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения 1V-Vкласса. В соответствии с пунктом 3.1 договора арендатор обязан завершить строительство объекта и зарегистрировать право на завершенный строительством объект недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2021 зарегистрировано нежилое здание (стоянка аварийной техники). Департамент счел, что цель строительства в соответствии с договором аренды земельного участка не достигнута.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений утверждает о правомерности отказа. Ссылается на то, что цель строительства в соответствии с договором аренды земельного участка не достигнута, так как заявитель снес первоначальный объект незавершенного строительства с кадастровым номером 72:23:0106001:4133, являющийся предметом договора аренды и построил новый объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0106001:4764. Департамент считает, что строительство объекта недвижимости на земельном участке, не предоставленном для этих целей, не является формальным основанием для отказа, ООО "Строй Капитал" нарушены требования статьи 42 ЗК РФ.
Судебная коллегия, поддерживая выводы суда первой инстанции, считает позицию Департамента ошибочной с учетом следующего.
Объект капитального строительства "Стоянка аварийной техники расположенная по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы" был возведен в соответствии с разрешением на строительство от 29.09.2020 N 72-304-115-2020, выданным в период действия договора аренды земельного участка под строительство.
В указанный период ООО "Строй Капитал" также получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2020 N 72-304-115-2020, а также зарегистрировано право собственности на нежилое строение с кадастровым номером 72:23:0106001:4764, наименование: стоянка аварийной техники расположенная по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 расположен в территориальной зоне ОД-7 зона делового, общественного и коммерческого назначения, выделена для обеспечения строительства и реконструкции объектов капитального строительства с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, облущивающих и коммерческих функций. Основной вид разрешенного использования - предоставление коммунальных услуг. Градостроительный регламент установлен Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106001:3142 (для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса) соответствует основным видам разрешенного использования градостроительного регламента (предоставление коммунальных услуг).
Таким образом, объект капитального строительства на испрашиваемом земельном участке возведен законно, на основании разрешений, выданных уполномоченными органами, в силу чего доводы Департамента о том, что цель строительства в соответствии с договором аренды земельного участка не достигнута, не принимаются судом.
При этом Департамент, ссылаясь на несоответствие цели строительства, каких-либо доводов относительно незаконности выданных разрешений не заявляет, зарегистрированное право на объект в установленном порядке кем-либо не оспорено, в силу чего доводы заинтересованного лица не являются обоснованными.
Департаментом не представлено доказательств нарушения установленного земельным законодательством порядка предоставления земельного участка, правовые основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в собственность за плату у Департамента отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.03.2022 по делу N А70-24602/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-24602/2021
Истец: ООО "СТРОЙ КАПИТАЛ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области
Третье лицо: Департамент земельных отношений и игрнадостроительства Администрации города Тюмени