г. Томск |
|
03 июня 2022 г. |
Дело N А03-17528/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Алтайские элеваторы" (N 07АП-3871/2022) на решение от 12.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17528/2021 (судья Музюкин Д.В.),
по заявлению акционерного общества "Алтайские элеваторы" (г. Барнаул, проспект Ленина, д. 156А, офис 306, ОГРН: 1092224005488, ИНН: 2224136058)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. 22 Партсъезда, 12, ОГРН: 1042201774020, ИНН: 2208012087),
о признании незаконным и отмене решения N 3164 от 31.08.2021.
В судебном заседании приняли участие от заявителя: Левина Н.Н. - доверенность от 10.10.21; от заинтересованного лица: Гришин Е.А. - доверенность от 24.12.21
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Алтайские элеваторы" (далее - заявитель, АО "Алтайские элеваторы", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене решения N 3164 от 31.08.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Алтайские элеваторы" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что отнесение части видов недвижимого имущества, перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) без учета критериев расположения объекта на определенном земельном участке и его фактического использования, к объектам налогообложения налоговая база по которым определяется с кадастровой стоимостью, является неверным и влечет необоснованное увеличение налогового бремени на налогоплательщика.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в ней. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "Алтайские элеваторы" является собственником объекта недвижимого имущества - нежилое здание гаражей 3 секции с кадастровым номером 22:19:070011:2178, расположенное по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Налобиха, ул. Элеваторная, д. 1, на земельном участке с кадастровым номером 22:19:070011:1252, категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для размещения производственных объектов предприятия".
В ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год, представленной обществом 30.03.2021, Инспекцией установлено, что расчет налога на имущество организаций по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером 22:19:070011:2178 произведен налогоплательщиком исходя из среднегодовой стоимости имущества, что привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество организаций на сумму 21 149 руб. (акт налоговой проверки N 7561 от 14.07.2021).
Решением Инспекции от 31.08.2021 N 3164, оставленным без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 30.09.2021, АО "Алтайские элеваторы" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения,, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 057,50 руб., обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 21 149 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 119,05 руб.
Ссылаясь на незаконность решения Инспекции от 31.08.2021 N 3164, АО "Алтайские элеваторы" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что уточнение, содержащееся в норме подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, о виде использования земельного участка, распространяется на расположенные после союза "а также" жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения и не относится к жилым помещениям, гаражам, машино-местам, объектам незавершенного строительства, следовательно, обществом неверно определена налоговая база по кадастровой стоимости, учитываемой для целей налогообложения.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должн остных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Алтайского края налог на имущество организаций установлен Законом Алтайского края от 27.11.2003 N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" (далее - Закон N 58-ЗС).
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе следующих видов: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
По мнению общества слова "расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства" относятся не только к жилым строениям, садовым домам, хозяйственным строениям или сооружениям, но и к жилым помещениям, гаражам, машино-местам, объектам незавершенного строительства.
Между тем, проанализировав положения нормы подпункта 4 части 1 статьи 378.2 НК РФ апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что уточнение, содержащееся в правовой норме, о виде использования земельного участка, распространяется на расположенные после союза "а также" жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения и не относится к жилым помещениям, гаражам, машино-местам, объектам незавершенного строительства.
Общество в результате ошибочного толкования нормы подпункта 4 части 1 статьи 378.2. НК РФ пришло к выводу о неправильности определения налоговой базы без учета критериев расположения объекта на определенном земельном участке и его фактического использования.
Между тем при перечислении имущества законодатель использовал союз "а также", распространяя тем самым критерий расположения объекта лишь на жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела и основаны на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, и не является основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17528/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Алтайские элеваторы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий судья |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17528/2021
Истец: АО "Алтайские элеваторы"
Ответчик: МИФНС России N 4 по Алтайскому краю.