г. Вологда |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А05-10319/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июня 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 марта 2022 года по делу N А05-10319/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Диалес" (ОГРН 1162901056955, ИНН 2901277361; адрес: 163069, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 36, офис 4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036; адрес: 367013, Республика Дагестан, город Махачкала, улица Юсупова, дом 24; далее - таможня) от 23.08.2021 по делу N 10801000-3158/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Таможня с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Считает, что суд не оценил в совокупности доводы таможни и материалы административного дела и сделал неверный вывод об отсутствии состава правонарушения в действиях общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в апелляционной жалобе таможни содержится ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 01.11.2020 перевозчиком ОАО "РЖД" представлен таможенному посту ЖДПП Дербент таможни с целью последующего убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) товар в железнодорожном вагоне N 44548865 по железнодорожной накладной от 22.10.2020 N 29804066, счет-фактура от 20.10.2020 N 837, фитосанитарный сертификат от 16.10.2020 N 031290406161020009, отгрузочная спецификация, заявленный декларантом - обществом, в пункте 31 "Грузовые места и описание товаров" декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/211020/0032229 Северо-Западному таможенному посту (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни как товар - пиломатериалы из сосны обыкновенной и ели обыкновенной код ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300, 4407129100) общим весом брутто 71 000 кг, в объеме 106,3 м3.
Отправителем товара является общество, получателем - ООО "MRT", (Азербайджанская Республика).
При совершении технологической операции "Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС" применен профиль риска, по результатам которого применены меры по минимизации риска, связанного с проведением таможенного досмотра и привлечением таможенного эксперта-специалиста.
В ходе проведенного на таможенном посту ЖДПП Дербент таможенного досмотра ж/д вагона N 44548865 (акт N 10801040/021120/000820) установлено, что фактический объем товара соответствует заявленным сведениям.
Согласно заключению специалиста от 10.11.2020 N 12405020/0028598 исследованный товар, задекларированный по ДТ N 10228010/211020/0032229, представляет собой лесоматериал - доску обрезную из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта), полученную продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна - ровные со всех сторон прямоугольного сечения, без обзола и без соединения в шип, не лущенная, не обтесанная, не шлифованная, не профилированная (том 1, лист 98).
В ходе документальной проверки таможней установлено, что представленный для убытия фитосанитарный сертификат от 16.10.2020 N 031290406161020009 выдан на товар "saw - timber coniferous 115 м3, stoyki 1 м3" (пиломатериалы обрезные), что согласно заключению специалиста от 10.11.2020 N 12405020/0028598 не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с таможенной территории ЕАЭС.
Таможня пришла к выводу о том, что общество, представив в нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при убытии товара разрешительный документ (фитосанитарный сертификат от 16.10.2020 N 031290406161020009), относящийся к товару "Пиломатериалы обрезные...", и не представив разрешительный документ на фактически вывозимый товар "Лесоматериал обрезной...", допустило несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Определением таможни от 13.11.2020 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 10801000-3158/2020 по статье 16.3 КоАП РФ.
По итогам административного расследования в отношении общества составлении протокол от 12.03.2021 N 10801000-3158/2020 об административном правонарушении по названной статье Кодекса.
Постановлением таможни от 23.08.2021 по делу N 10801000-3158/2020 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку пришел к выводу о недоказанности таможней состава вмененного обществу в вину административного правонарушения.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Объектом правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 7 и подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, под которыми понимаются карантинные фитосанитарные меры, установленные в соответствии с договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 2 статьи 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС, представляются перевозчиком независимо от вида транспорта, которым перевозится товар.
Исходя из пункта 3 статьи 12 ТК ЕАЭС в случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза или убытии товаров с таможенной территории Союза несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза или вывоза товаров с таможенной территории Союза и доводит его до сведения перевозчика, при его отсутствии - лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза или на момент их вывоза с таможенной территории Союза.
В силу статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в ДТ подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями обязанность по соблюдению запретов и ограничений в соответствии с таможенной процедурой экспорта возложена на декларанта, в данном случае - заявителя.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Как определено пунктом 37 статьи 2 Закона N 206-ФЗ фитосанитарный сертификат - это документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.
Согласно пункту 2 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 (далее - Правила N 995), вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки (пункт 3 Правил N 995).
Как установлено подпунктом "а" пункта 5 тех же Правил, должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в случае, если сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.
В Перечень подкарантинной продукции, утвержденный решением КТС N 318, включены лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или нестроганые, шлифованные или нешлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407, а также пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов или плоскостей, обработанные или необработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, кроме обработанных краской, протравителями, антисептиком и другими консервантами (4409 ТН ВЭД).
Поскольку в данном случае перевозимый товар (пиломатериалы) включен в Перечень подкарантинной продукции, общество представило таможенному органу фитосанитарный сертификат в качестве доказательства соблюдения карантинных фитосанитарных требований страны-импортера.
Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению данный документ не признан таможней относящимся к спорной партии товара, поскольку в нем вывозимый товар заявлен как saw-timber coniferous (пиломатериалы) - 115 m3, stoyki - 1m3, в то время, как в графе 33 ДТ обществом указаны коды ТН ВЭД ЕАЭС 4407119300, 4407129100, относящиеся к лесоматериалам.
Вместе с тем в рассматриваемой ДТ обществом отражен вывозимый товар - пиломатериалы из сосны обыкновенной и пиломатериалы из ели обыкновенной.
В графе 15 железнодорожной накладной N 29804066 "Наименование груза" указано "Лесоматериалы из сосны, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм, имеющие торцевые соединения, строганые или нестроганые, шлифованные или нешлифованные", ниже указана расшифровка: "Пиломатериал хвойный обрезной (сосна) ГОСТ 8486-86 сорт 1-4".
Сопроводительный документ на транспортировку древесины (приложение к ж/д накладной) также содержит информацию о товаре "Пиломатериалы сосна, ель".
В счете-фактуре N 837 в качестве наименования товара указано "пиломатериалы (сосна) сорт 1-4" и "пиломатериалы (ель) сорт 1-4".
Таможенным органом не оспаривается, что наименование товара и объем товара, отраженные в фитосанитарном сертификате, соответствуют сведениям, указанным в ДТ и железнодорожной накладной; номер железнодорожного вагона, в котором прибыл товар, соответствует указанному в фитосанитарном сертификате.
Вопреки доводам жалобы, позиция таможни об отличиях позиций 4407 и 4409 ТН ВЭД ЕАЭС в данном случае не имеет отношения к существу спора, поскольку фитосанитарным сертификатом в силу приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 N 293 "Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата" удостоверяется лишь карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции, а не ее классификация в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Наименование задекларированной обществом по ДТ продукции дано в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 32714-2014 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы. Термины и определения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.09.2014 N 1040-ст, и, соответственно, нетождественно каким-либо наименованиям товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС.
Различия в определениях понятий "пиломатериалы" и "лесоматериалы", применяемых соответственно в ГОСТ 32714-2014 и ТН ВЭД ЕАЭС, не являются достаточным основанием для вывода о несоблюдении в отношении вывозимой партии товара установленных запретов и ограничений ввиду неотносимости к товару представленного фитосанитарного сертификата.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2022 года по делу N А05-6523/2021.
Доказательств оформления рассматриваемого фитосанитарного сертификата в отношении товара, не указанного в ДТ, таможней не представлено.
При установленных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия в деянии общества события вмененного ему в вину административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Отсутствие события и состава административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 марта 2022 года по делу N А05-10319/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дагестанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10319/2021
Истец: ООО "Диалес"
Ответчик: Дагестанская таможня