г. Пермь |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А60-57276/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от истца - Седельников В.В., лично, паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца по первоначальному иску, индивидуального предпринимателя Седельникова Василия Викторовича, ответчика по первоначальному иску, общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 марта 2022 года
по делу N А60-57276/2021
по первоначальному иску индивидуального предпринимателя Седельникова Василия Викторовича (ИНН 661700024910, ОГРН 304661733100010)
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938)
о понуждении к исполнению условий договора,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938)
к индивидуальному предпринимателю Седельникову Василию Викторовичу (ИНН 661700024910, ОГРН 304661733100010)
об урегулировании разногласий по договору
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Седельников Василий Викторович (далее истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее ответчик, общество) об обязании ответчика соблюдать условия заключенного с истцом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N РФ03КО0315000090 от 01.08.2020 в редакции протоколов разногласий N 1, 2, 3 и протоколов согласования разногласий N 1, 2, 3 в части осуществления работ по вывозу ТКО с объектов истца на основании заявок и проведения расчетов за фактически оказанные услуги, просит аннулировать выставленные счета-фактуры на оказанные услуги от 24.08.2021 и 31.08.2021 как необоснованно предъявленные.
Обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" предъявлен встречный иск об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N РФ03КО03150000090 между ООО "Компания "РИФЕЙ" и ИП Седельниковым В.В., в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в следующей редакции:
- условие п. 3 договора N РФ03КО0315000090: "Способ складирования твердых коммунальных отходов - контейнеры, расположенные на контейнерных площадках.";
- условие п.12 договора N РФ03КО0315000090: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.";
- раздел (столбец) N 4 - Способ расчета объема Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - по нормативу; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 - по нормативу; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - по нормативу; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - по нормативу; 3 157_11814563 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - по нормативу.";
- раздел (столбец) N 5 - Единица расчета норматива Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - Общая площадь (м2); 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 - Общая площадь (м2); 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - Общая площадь (м2); 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - Общая площадь (м2); 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - Общая площадь (м2).";
- раздел (столбец) N 6 - Количество расчетных единиц Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - 710,5; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 - 539,8; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - 96,6; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - 282,5; 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - 550,7.";
-раздел (столбец) N 7 - Объем контейнеров, м3 Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - -; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 - -; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - -; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - -; 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - -.";
- раздел (столбец) N 11 - Норматив ТКО на одну единицу, м3 в год Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - 0,312; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 -0,468; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - 0,312; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - 0,312; 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - 0,312.";
- раздел (столбец) N 12 - Объем принимаемых ТКО на одну единицу, м3 в год Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - 110,838; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 -126,312; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - 15,072; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - 44,070; 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - 85,908";
- раздел (столбец) N 13 - Место (площадка) накопления ТКО/КГО Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - г. Краснотурьинск, ул. Ленина, 47; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 - г. Краснотурьинск, ул. Попова, 63; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - г. Краснотурьинск, ул. Попова, 44; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - г. Волчанск, ул. Центральная, 12; 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 -г. Карпинск, ул. Мира, 83";
- раздел (столбец) N 14 - Тип контейнерной площадки (общедоступная/частная) Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - общедоступная; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 - общедоступная; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - общедоступная; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - общедоступная; 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - общедоступная";
- раздел (столбец) N 15 - Периодичность вывоза ТКО Приложения N 1 к договору N РФ03КО0315000090: "624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Ленина ул., дом N 47 - Согласно действующему СанПин; 624449, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Карпинского ул., дом N 15 - Согласно действующему СанПин; 624440, Свердловская обл., Краснотурьинск г., Попова ул., дом N 44 - Согласно действующему СанПин; 624940, Свердловская обл., Волчанск г., Карпинского ул., дом N 21 - Согласно действующему СанПин; 624936, Свердловская обл., Карпинск г., 8 Марта ул., дом N 70 - Согласно действующему СанПин".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 марта 2022 года урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора, раздел (столбец) N 15 перечень объектов по порядку N 1, 2, 3, 4, 5 Приложения N 1 к договору (периодичность вывоза ТКО) изложен судом в следующей редакции: "В холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз)". Исковые требования истца удовлетворены частично, суд обязал ответчика соблюдать условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N РФ03КО0315000090 от 01.08.2020 в редакции протоколов разногласий N 1, 2, 3 и протоколов урегулирования разногласий N 1, 2, аннулировать выставленные счета-фактуры на оказанные услуги от 24.08.2021 и 31.08.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на несогласие с выводами суда в части урегулирования возникших разногласий, настаивает на изложении раздела (столбец) N 15 перечень объектов, касающегося периодичности вывоза отходов, в иной редакции. По мнению апеллянта, удовлетворяя требование встречного иска об урегулировании разногласий при заключении договора на вывоз ТКО (в части периодичности вывоза), суд необоснованно руководствовался пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21, т.к. в санитарных правилах речь идет о сроках временного накопления несортированных ТКО, а не периодичности вывоза ТКО; указанный пункт регулирует срок накопления несортированных ТКО, однако в данном случае ТКО проходят сортировку и большая часть из них вывозится с объектов ИП Седельников В.В. для вторичного использования ТКО; подлежащие вторичной переработке и сдаваемые потребителем сторонней организации на утилизацию ТКО не подлежат включению в объем ТКО, передаваемых региональному оператору. Данные факты были изложены в отзыве на встречный иск, своего отражения при решении вопроса о периодичности вывоза ТКО не нашли. В связи с изложенным, ничтожным объемом ТКО, загружаемым непосредственно в собственные мусорные контейнеры, отсутствием в ТКО органического мусора, наличием на контейнерах запорных устройств ИП Седельников В.В. вправе претендовать на иную периодичность вывоза, нежели установленную СанПиН 2.1.3684-21 для общего порядка. Настаивает на необходимости установления периодичности вывоза по заявке, но не реже 1 раза в квартал.
Ответчик оспаривает правомерность судебного акта в части возложения на него обязанности соблюдать условия договора в редакции протоколов разногласий, аннулировать выставленные счета-фактуры за оказанные услуги от 24.08.2021 и 31.08.2021. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что указание суда первой инстанции на согласование сторонами положений договора в части способа определения объемов оказываемых услуг в редакции протокола согласования разногласий от 05.04.2021 является неправомерным, так как до вступления в силу судебного акта по настоящему делу об урегулировании разногласий правоотношения сторон по обращению с ТКО регулируются Типовым договором. Указывает, что любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора. Отмечает, что отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.
До начала судебного разбирательства от сторон поступили письменные отзывы на апелляционные жалобы, пояснения.
В судебном заседании истец на доводах своей апелляционной жалобы настаивал, против удовлетворения апелляционной жалобы другой стороны возражал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Заявленное истцом ходатайство об оставлении апелляционной жалобы ответчика без рассмотрения судом апелляционной инстанции отклоняется, учитывая, что апелляционная жалоба подана в электронном виде, подписана электронной подписью, что соответствует требованиям ст.ст. 41, 260 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ "город Лесной", Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
В силу положений пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N N 89-ФЗ, пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В силу пункта 8.4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Также названным постановлением утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В пунктах 8(6), 8(7) названных Правил и в приложении к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО определены сведения и документы, необходимые для заключения договора и проведения начислений за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 в качестве оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрены как письменная заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текста типового договора регламентирован пунктом 8(17) Правил N 1156.
Также названным пунктом определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.
Из материалов дела следует, что ответчиком (региональный оператор) подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом - собственником/владельцем нежилого помещения/объекта N РФ03КО0315000090 от 01.08.2020.
Вышеуказанный договор подписан истцом (потребитель) с протоколом разногласий N 1 от 14.09.2020 в части п.1, 3, 5, 7(1), 7(2), 7(3), 7(5), 7(6), 7(7), пп.а, г, д, ж, з, и п.10, п.12, 19(1), 26, 27, 30, 31, 32, раздел Х, приложение N 1, N 2.
Ответчиком протокол разногласий подписан с протоколом урегулирования разногласий от 06.11.2020.
Истцом направлен протокол урегулирования разногласий N 2 от 25.03.2021.
Протоколом согласования разногласий от 05.04.2021 к протоколу урегулирования разногласий N 2 от 25.03.2021 сторонами согласован еще ряд разногласий.
В протокол урегулирования разногласий N 3 от 17.06.2021 истцом (потребитель) вынесены разногласий по Приложению N 1 к договору в части периодичности вывоза с предложенной региональным оператором СанПин 2.1.3684-21 на "По заявке потребителя, но не реже 1 раза в квартал".
Полагая, что условия договора N РФ03КО0315000090 от 01.08.2020 сторонами согласованы, но истец к оплате выставляет объем оказанных услуг, превышающий согласованный в договоре, истец обратился в суд с иском по настоящему делу с требованием к ответчику соблюдать условия заключенного с истцом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N РФ03КО0315000090 от 01.08.2020 в редакции протоколов разногласий N 1, 2, 3 и протоколов согласования разногласий N 1, 2, 3 в части осуществления работ по вывозу ТКО с объектов истца на основании заявок и проведения расчетов за фактически оказанные услуги, а также аннулировать выставленные счета-фактуры на оказанные услуги от 24.08.2021 и 31.08.2021 как необоснованно предъявленные.
Ответчик (региональный оператор), напротив, полагая соглашение по существенным условиям договора не достигнутым, включая те, которые согласованы сторонами протоколами разногласий и урегулирования разногласий, обратился в рамках настоящего дела со встречными требованиями об урегулировании разногласий по договору N РФ03КО0315000090 от 01.08.2020 в части п. 3, 12, Приложения N 1.
Удовлетворяя первоначальный иск частично, суд первой инстанции исходил из правомерности заявленных истцом требований с учетом неразрешенных сторонами разногласий. Встречный иск удовлетворен, судом урегулированы разногласия, возникшие между сторонами, раздел (столбец) N 15 перечень объектов, касающегося периодичности вывоза отходов, изложен в редакции истца по встречному иску. Оснований для урегулирования разногласий по иным спорным вопросам не установлено, поскольку разногласия сторонами урегулированы до обращения в суд с рассматриваемым иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом установлено наличие между сторонами разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" Указанный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу подп. "е" п. 25 Правил N 1156 способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов отнесен к существенным условиям договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (п. 6 Правил).
В пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) сформулирован правовой подход, в силу которого при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Установив, что информация о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО ИП Седельникова В.В, доступна на официальных сайтах Администрации Волчанского ГО, Администрации ГО Карпинск Администрации ГО Краснотурьинск, согласованная странами редакция п.п. 3, 12 договора в редакции протокола разногласий от 05.04.2021 соответствует приведенным выше нормам права и фактическим обстоятельствам дела, суд обоснованно удовлетворил требования предпринимателя, возложив на общество обязанность соблюдать согласованные условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N РФ03КО0315000090 от 01.08.2020 в редакции протоколов разногласий N N 1, 2, 3 и протоколов урегулирования разногласий NN 1, 2, аннулировать выставленные счета-фактуры на оказанные услуги от 24.08.2021 и 31.08.2021.
Изложенные обществом в обоснование апелляционной жалобы доводы о моменте заключения договора отклоняются, поскольку в соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В этой связи аннулирование счетов-фактур, выставленных в период нахождения сторон в преддоговорном споре, никоим образом нельзя рассматривать как освобождение предпринимателя от обязанности по оплаты оказанных услуг, при условии, что услуги фактически оказаны, разногласия по способу складирования ТКО, учету объема и массы ТКО между сторонами отсутствуют, что установлено судом первой инстанции, подтверждено протоколами разногласий N N 1, 2, 3 и протоколами урегулирования разногласий NN 1, 2, сторонами не оспаривается, предметом апелляционного обжалования не является. При этом вопрос оплаты фактически оказанных услуг не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, соответствующие доводы подлежат оценке при рассмотрении иска о взыскании стоимости оказанных услуг.
Оснований полагать, что суд необоснованно урегулировал разногласия, возникшие между сторонами, путем изложения раздела (столбец) N 15 перечень объектов, касающегося периодичности вывоза отходов, в редакции общества, вопреки доводам предпринимателя, не имеется в силу следующего.
Как указано в п. 25 Правил N 1156, существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является в частности периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов (подп. в).
Согласно п. 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В силу п. 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, а именно от количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В свою очередь срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток. Указанный срок установлен СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161 утверждены Методические рекомендации по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области.
Согласно п. 21 Методических рекомендаций срок складирования ТКО в емкостях, указанных в пункте 7 методических рекомендаций, в холодное время года (при температуре -5 град. C и ниже) должен быть не более 3 суток, в теплое время (при плюсовой температуре выше +5 град. C) не более 1 суток (ежедневный вывоз).
В п. 22 Методических рекомендаций указано, что учет ТКО исходя из емкости и количества контейнеров, установленных на контейнерной площадке для несортированных отходов, то есть из факта образования ТКО осуществляется: 1) для потребителей, относящихся к категориям: "многоквартирные дома", "индивидуальные жилые дома", а также являющимися собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме - при условии раздельного накопления ТКО; 2) для остальных категорий потребителей - при складировании ТКО в контейнер на контейнерной площадке.
Как указано в п.п. 23, 24, 25 Методических рекомендаций, раздельное накопление ТКО осуществляется в контейнеры для отдельных видов отходов, обозначенных цветовой индикацией или символическим изображением вида отхода. Решение об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов, в том числе отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав ТКО, принимается по согласованию с региональным оператором, с которым заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО. В случае раздельного накопления отходов, в том числе отходов от использования потребительских товаров и (или) упаковки, утративших потребительские свойства, на контейнерной площадке, лицом, ответственным за содержание контейнерной площадки, направляется уведомление о принятом решении о раздельном накоплении отходов на контейнерной площадке региональному оператору. При этом необходимо заключить договор на утилизацию собранных отходов от использования потребительских товаров и (или) упаковки, утративших потребительские свойства.
При этом п. 28 Методических рекомендаций установлены требования для осуществления учета ТКО исходя из емкости и количества контейнеров, включая оборудование контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления ТКО; включение сведений о контейнерной площадке в реестр мест (площадок) накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО путем направления заявления в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; согласование решения об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов с региональным оператором.
Учитывая, что предпринимателем не представлены доказательства выполнения требований о раздельном накоплении ТКО в соответствии с приведенным выше нормативным актом, при этом установление срока срок складирования ТКО в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха в представленной обществом редакции соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161, суд обоснованно изложил спорное условие договора в представленной обществом редакции.
В судебном заседании предприниматель также не дал пояснений относительно соблюдения требования Методических рекомендаций, установленных для осуществления раздельного накопления ТКО.
В отсутствие доказательств фактического раздельного накопления твердых коммунальных отходов оснований для установления периодичности вывоза ТКО в соответствии с предложением предпринимателя, а именно по заявке, но не реже 1 раза в квартал, не имеется.
При названных обстоятельствах решение является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, относятся на заявителей (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 марта 2022 года по делу N А60-57276/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57276/2021
Истец: ИП Седельников Василий Викторович
Ответчик: ООО КОМПАНИЯ РИФЕЙ