г. Владимир |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А43-41589/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2022 по делу N А43-41589/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мерканто" (ИНН 5263119252, ОГРН 1155263007789) о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области от 24.11.2021 N 73-1.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании поручения от 30.09.2021 N 04-03/73 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) провела проверку полноты учета обществом с ограниченной ответственностью ""Торговый дом "Мерканто"" (далее по тексту - Общество) выручки денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов и соблюдения порядка ведения кассовых операций за период с 01.06.2021 по 30.09.2021.
По результатам проверки оформлен акт от 27.10.2021 N 73.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 15.11.2021 N 73-1.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 24.11.2021 должностное лицо Инспекции вынесло постановление N 73-1 о назначении Обществу административного наказания по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением от 23.03.2022 (резолютивная часть 04.03.2022) заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что в установленный срок сведения и документы Обществом не представлены. По мнению Инспекции, непредставление истребуемых сведений свидетельствует об отсутствии документов, подтверждающих, что денежные средства, выдаваемые под отчет директору Общества Захарову 3. В., израсходованы на хозяйственные нужды организации. Отсутствие документов, подтверждающих расходование денежных средств на нужды организации, свидетельствует о формальном документообороте. Тем самым, Инспекцией сделан вывод, что выдача наличных денежных средств, поступивших в кассу Общества из торговой выручки под отчет на хозяйственные нужды организации носит формальный характер и свидетельствуют о несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Считает, что действия Общества свидетельствуют о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в виде несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, в силу чего образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Центральным банком Российской Федерации утверждено Указание от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание).
В пункте 2 Указаний N 3210-У определено, что для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Из содержания названного пункта Указаний N 3210-У следует, что организации должны хранить на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица (п.3 Указаний N 3210-У).
Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указаниям N 3210-У для юридического лица.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющихся свободными денежными средствами Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абзац 9 пункта 2 Указания N 3210 -У).
Пунктом 6.3. Указания N 3210-У установлено, что для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 должен оформляться согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица. Распорядительный документ юридического лица, индивидуального предпринимателя допускается оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам с указанием фамилии (фамилий) и инициалов, суммы (сумм) наличных денег и срока (сроков), на который они выдаются.
При этом, подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Как следует из материалов дела, с 01.06.2021 по 30.09.2021 из магазинов N 264 и N 254 в кассу Общества поступали наличные деньги и выдавались по отчет Захарову З.В:
- за июнь 2021 года - 6 790 924 рублей, из них на расчетный счет зачислены 2 375 000 рублей, а выдано в подотчет 4 060 024 рубля 91 копейки;
- за июль 2021 года - 6 732 376.00 рублей, из них на расчетный счет зачислены 2 514 000 рублей, а выдано в подотчет (в том числе Захарову З.В.) 4 751 979 рублей 06 копеек.
- за август 2021 года - 6 697 817 рублей, из них на расчетный счет зачислены 2 573 000 рублей, а выдано в подотчет (в том числе Захарову З.В.) 4 177 522 рублей 68 копеек.
- за сентябрь 2021 года в кассу юридического лица поступили наличные денежные средства в размере 6 576 886 рублей, из них на расчетный счет зачислены 2 425 000 рублей, а выдано в подотчет (в том числе Захарову З.В.) 4 169 537 рублей 48 копеек.
Как установлено судом, в соответствии с Приказом от 01.01.2021 N б/н лимит остатка наличных денежных средств, которые могут храниться в центральной кассе Общества, установлен в размере 246 153 рублей 85 копеек (л.д.125-126 том 1).
Согласно представленному Обществом приказу от 31.12.2020 N б/н "О выдаче подотчетных сумм" Захаров Зорий Владимирович является подотчетным лицом Общества (л.д.9 том 3).
Из Приказов Общества от 31.12.2020 (л.д.9 том 3), от 17.09.2021 N 37/ОД (л.д.20-21 том 3) и от 24.09.2021 N 38/ОД (л.д.22-24 том 3) следует, что срок предоставления отчетов по выданным авансам установлен 180 календарных дней.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что по вмененным эпизодам (с 01.06.2021 по 29.09.2021) срок предоставления отчета еще не наступил (с 01.07.2021 по 31.11.2021), в связи с чем на дату вынесения оспариваемого постановления от 24.11.2021 преждевременно утверждение Инспекции о нарушении Обществом Указания Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210 - У.
Как верно указано судом первой инстанции поскольку, срок для предоставления Обществом авансового отчета по вмененным эпизодам на дату вынесения оспариваемого постановления у Общества не истек, то у Инспекции отсутствовали основания для выводов, содержащихся в оспариваемом постановлении.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события вменяемого правонарушения соответствует материалам дела.
Недоказанность наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным постановление Инспекции о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2022 по делу N А43-41589/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-41589/2021
Истец: ООО "Мерканто", ООО "Торговый дом "Мерканто", ООО Представителю "ТД "Мерканто" Смирнову Д.С. Адвокатская контора N10 НОКА
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N21 по Нижегородской области