г. Владивосток |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А51-20302/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток",
апелляционное производство N 05АП-2599/2022
на решение от 09.03.2022
судьи Л.П.Нестеренко
по делу N А51-20302/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток" (ИНН 2502035642, ОГРН 1082502000239, дата государственной регистрации 15.02.2008)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации 30.03.2005)
о признании незаконной проверки и предписаний,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: Малявина О.В. по доверенности от 12.01.2022, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 51514);
от акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток": не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (далее - заявитель, общество, АО "МАВ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными плановой выездной проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - управление, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю) на основании решения о проведении выездной проверки от 14.09.2021 N 1309, и предписаний от 30.09.2021 N 34/1309, N 34/1309/1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "МАВ" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что по результатам проверки управлением вынесено два предписания, тогда как возможность вынесения нескольких предписаний по результатам одной проверки в отношении одного проверяемого лица положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) не предусмотрена. Также обращает внимание на то, что копия решения о проведении проверки от 14.09.2021 N 1309 направлена в адрес общества в формате PDF, не заверенная надлежащим образом, что, по мнению общества, свидетельствует о том, что данный документ юридической силы не имеет, вследствие чего юридическое лицо не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте проведения плановой выездной проверки.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия по имеющимся в материалах дела документам.
Управление в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 17.09.2021 по 30.09.2021 на основании решения от 14.09.2021 N 1309 в связи с наступлением сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденный приказом от 30.10.2020, в отношении общества (местоположение: Приморский край, г. Артем, ул. Владимира Сайбеля, д. 41, д. 45, д. 47) управлением с привлечением экспертной организации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" и специалистов Морокиной О.С., Тухватуллиной С.А. (врачи по общей гигиене), Пасечник О.И. (врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям), Кругловой Л.В. (химик-эксперт), Мерзликиной Н.В. (техник-дозиметрист), Левановой Н.Д. (медицинский технолог) была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В рамках контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом от 30.09.2021 N 1309, управлением проведено обследование служебных, произведенных и санитарно-бытовых помещений, проведены лабораторные исследования и инструментальные замеры производственных факторов на рабочих местах в службах и отделах предприятия, в результате чего были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно положений статей 11, 24, 25, 29, 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктов 19, 20, пункта 81, подпункта 18 пункта 125, подпунктов 3, 10 пункта 131, пунктов 3406, 3407, 3477, 3501 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21), пункта 26 раздела VI (выполняемые работы) Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (приложение N 1 к приказу Минздрава России от 28.01.2021 N29н), пунктов 1.5, 1.7, 6.5, 8.2, 8.3, 8.4, 8.12, 8.21 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N40 (далее - СП 2.2.3670-20), пункта 3.83, таблицы 5.25 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), пунктов 1.7, 3.5.6, 3.5.12, 3.13.6, 3.13.7, 3.13.9-3.13.11 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N40 (далее - СП 2.6.1.2612-10), пунктов 2.7, 4.2.1, 4.3.3, 4.4.7 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N44 (далее - СП 2.1.3678-20).
По итогам проверки управление выдало заявителю предписания от 30.09.2021 N 34/1309 и N 34/1309/1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Так, в соответствии с предписанием от 30.09.2021 N 34/1309 обществу предписано в срок до 30.12.2021 провести следующие мероприятия:
1) довести уровни искусственной освещенности до гигиенических нормативов (не менее 300 лк), установленных СанПиН 1.2.3685-21 (таблица 5.25) на рабочих местах работников за стойками регистрации пассажиров международных воздушных линий N 4, N 5, N 6, N 7, за стойками регистрации пассажиров внутренних воздушных линий N 15, N 16, N 21, N 22;
2) внести изменение в технологию внутренней уборки и экипировки воздушных судов, обслуживаемых АО "МАВ", предусмотрев применение моюще-дезинфицирующего средства СИ БИ А-18 для уборки и дезинфекции помещений буфетно-кухонных отсеков и буфетно-кухонного оборудования обслуживаемых воздушных судов в концентрации 1:5;
3) организовать и провести обследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф работников службы наземного обслуживания воздушных судов (СНОВС), осуществляющих бытовое обслуживание воздушных судов в ходе подготовки их к полетному заданию: работников Борисенко Е.В., Рогова Н.Б., Чурилова О.В. и другие работники (всего 32 человека согласно представленному списку работников по состоянию на 22.09.2021);
4) организовать и провести обследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф работников службы ТИСТО, осуществляющих коммунальное обслуживание очистных сооружений по очистке сточных вод: Шишкалов В.Н., Курандин В.А., Журавлева О.И., Москвина С.Д.;
По разделу "радиационная безопасность":
5) лицом, назначенным ответственным за учет и хранение источников ионизирующего излучения (ИИИ) вести в установленном порядке регулирование приема и передачи ИИИ (по наименованию, заводскому номеру);
6) предоставить контрольные уровни ионизирующего излучения, согласованные и утвержденные в установленном порядке по следующим источникам ионизирующего излучения: установка рентгеновского контроля ручной клади и багажа "Di-Scan 60 40", зав. N 299, рентгенотелевизионная система досмотра "LineScan РХ-160Р", зав. N 201114, и рентгенотелевизионная система досмотра багажа и ручной клади "LineScan РХ-160Р", зав. N РХ1601023НР;
7) вести учет индивидуальных доз облучения персонала группы А за последовательные пять лет, а также суммарной накопленной дозы персонала за весь период профессиональной работы в организации;
По разделу "Медицинская деятельность" - здравпункт АО "МАВ":
8) организовать контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудников;
9) выполнять требования к раздельному хранению личной (домашней) одежды и рабочей (санитарной) одежды медицинского персонала;
10) соблюдать правила обработки рук персонала (как гигиеническую, так и хирургическую обработку рук) с целью обеспечения эффективности мытья и обеззараживания рук медицинского персонала;
11) организовать контроль за соблюдением правил разведения дезинфицирующих растворов.
Также согласно предписанию от 30.09.2021 N 34/1309/1 обществу предписано в срок до 01.10.2022 организовать проведение следующих мероприятий:
1) в помещении ожидания задания агентов СОАП (служба организации авиационных перевозок) и в помещении водозаборной скважины восстановить покрытие пола материалами, устойчивыми к механическим воздействиям и к обработке моющими и дезинфицирующими средствами;
По разделу "Медицинская деятельность" - здравпункт АО "МАВ":
2) организовать отдельный вход в здравпункт для населения (пассажиры, сотрудники аэропорта) с признаками инфекционного заболевания;
3) разграничить потоки приема больных и населения, обследуемого на возбудителей инфекционных болезней и здорового населения (лица, проходящие медицинские осмотры - предполетные, послеполетные, предрейсовые, послерейсовые);
4) обеспечить сотрудников здравпункта помещением для приема пищи, оборудовать место для сна сотрудников здравпункта, гардеробную;
5) отбор биологического материала от больных с подозрением на инфекционное заболевание и у лиц, обратившихся для проведения обследования на наличие возбудителей инфекционных заболеваний проводить в специально оборудованном помещении (комната забора материала);
6) зафиксировать элементы потолка в процедурном кабинете;
7) установить отдельную или двугнездную раковину в процедурном кабинете, где проводится обработка медицинских инструментов.
Не согласившись с проведенной проверкой, посчитав, что выданные по результатам проведения проверки предписания не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, в удовлетворении которого было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения управления, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), за исключением случаев расследования причин профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации регулируются Законом N 248-ФЗ, а в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В силу части 5 этой же статьи Закона N 52-ФЗ положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100 утверждено Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) (далее - Положение N 1100), которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Пунктом 2 данного Положения установлено, что государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Предметом государственного контроля (надзора) является, в том числе соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (подпункт "а" пункта 3 Положения N 1100).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения государственный контроль (надзор), помимо прочих органов государственного контроля (надзора), осуществляет также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Пунктом 11 Положения N 1100 установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Так, по правилам пункта 2 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Согласно части 1 статьи 73 Закона N 248-ФЗ под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (часть 2 статьи 73 Закона N 248-ФЗ).
В силу положений части 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
При этом в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ).
Аналогичные положения установлены частью 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, в соответствии с которой при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Положения Закона N 52-ФЗ направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (часть 2 статьи 24 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (часть 2 статьи 25 Закона N 52-ФЗ).
Пунктом 1.7 СП 2.2.3670-20 установлено, что по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда хозяйствующим субъектом должен быть разработан и выполняться в установленные им сроки перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.
В силу пункта 2.7 СП 2.1.3678-20 покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверочных мероприятий управлением было установлено, что в помещении ожидания задания агентов СОАП (служба организации авиационных перевозок) половое покрытие значительно повреждено, местами разрушено до бетонного основания, а в помещении водопроводной скважины часть полового покрытия значительно повреждена и разбита до кирпичного основания.
Соответственно, учитывая, что обществом нарушены требования статей 11, 24, 25, пункта СП 2.2.3670-20, пункта 2.7 СП 2.1.3678-20, у управления имелись законные основания для выдачи заявителю предписания от 30.09.2021 N 34/1309/1 в части пункта 1.
Согласно пункту 131 СанПиН 3.3686-21 на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования:
- для дезинфекции транспорта и объектов транспортной инфраструктуры используются дезинфицирующие средства III - IV класса опасности в соответствии с инструкциями по их применению (подпункт 3);
- на воздушных судах при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования: дезинфекционные мероприятия на воздушных судах проводятся в виде профилактической дезинфекции и заключительной дезинфекции по эпидемиологическим показаниям; профилактической дезинфекции подлежат: кухни воздушных судов, буфетно-кухонное оборудование, откидные столики и туалеты; профилактическая дезинфекция на воздушном судне проводится в ходе подготовки воздушных судов к полетному заданию силами уборочных бригад авиационного предприятия или организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность (подпункт 10).
Из материалов дела следует, что АО "МАВ" осуществляет наземное обслуживание воздушных судов, в том числе коммунально-бытовое обслуживание - уборку пассажирских салонов, буфетно-кухонных отсеков, санитарно-бытовых отсеков воздушных судов.
В обществе разработана и введена в действие приказом генерального директора от 17.03.2021 N 255 технология внутренней уборки и экипировки воздушных судов (далее - технология), в части 8 которой прописана технология уборки кухни воздушного судна.
В пункте 8.1 "Моющие средства" для уборки в салонах воздушных определено моющее-дезинфицирующее средство СИ БИ А-18, разрешенное в установленном порядке для внутренней уборки и дезинфекции ВС (свидетельство о государственной регистрации N RU.77.01.34.008.E.018531.11.11 от 15.11.2011).
Указанное средство сопровождается инструкцией по применению, в которой прописано, что средство СИ БИ А-18 применяется для уборки ВС в различных концентрациях (1:10, 1:20, 1:50), но для целей дезинфекции применяется только в растворе с водой в концентрации до 1:5, то есть более слабые концентрации средства не оказывают дезинфицирующего действия, а оказывают только моюще-очищающий эффект.
Технологией предусмотрено использование раствора СИ БИ А-18 для чистки панелей салона, откидных столиков, иллюминаторов, рабочих столов на кухне, для устранения пищевых запахов и предупреждения коррозии от пищевых загрязнений в разведении 1:10, то есть в качестве моющего средства.
Использование данного средства в разведении 1:1 (то есть как моюще-дезинфицирующего) предусмотрено только для удаления сильных загрязнений в виде черных полос от обуви, надписей авторучкой, пищевых и масляных пятен на коврах.
Использование средства СИ БИ А-18 в качестве дезинфектанта в концентрации до 1:5 для обработки помещения кухонь и буфетно-кухонного оборудования настоящей инструкцией не предусмотрено.
Следовательно, в инструкции по уборке ВС детально прописаны действия персонала только по уборке кухонных отсеков ВС (мойка, очистка от загрязнений). Дезинфекция буфетно-кухонного оборудования ВС, в том числе производственных столов, данной инструкцией не предусмотрена и не производится.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении заявителем вышеуказанных положений пункта 131 СанПиН 3.3686-21 и, как следствие, о наличии оснований для выдачи предписания от 30.09.2021 N 34/1309 по названному эпизоду (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В силу части 3 статьи 34 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (часть 4 статьи 34 Закона N 52-ФЗ).
На основании части 5 статьи 34 Закона N 52-ФЗ данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (часть 6 статьи 34 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 26 раздела VI (выполняемые работы) Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (приложение N 1 к приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н) лица, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием, должны проходить обследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф при поступлении на работу и в дальнейшем - по эпидпоказаниям.
Из материалов дела усматривается, что согласно представленному списку работников в АО "МАВ" работает 32 человека (отдел уборки и экипировки воздушных судов службы наземного обслуживания воздушных судов - СНОВС), осуществляющих коммунально-бытовое обслуживание воздушных судов в ходе подготовки их к полетному заданию, в том числе уборку пассажирских салонов, буфетно-кухонных отсеков, санитарно-бытовых отсеков воздушных судов, а в службе ТИСТО АО "МАВ" работает 4 человека (слесари-сантехники), осуществляющих работы на сооружениях по очистке и обеззараживанию сточных вод (коммунальное обслуживание).
Соответственно данные работники должны проходить медицинские осмотры в соответствии с требованиями пункта 26 раздела VI (выполняемые работы) Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (приложение N 1 к приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н).
Между тем, в ходе проведения проверки управлением было установлено, что работники Борисенко Е.В.. Рогова Н.Б., Чурилова О.В. и другие работники (всего 32 человека) приняты на работу и осуществляют коммунально-бытовое обслуживание воздушных судов без прохождения указанных медицинских обследований (сведения о прохождении данных обследований в личных медицинских книжках работников отсутствовали).
Аналогичные нарушения были выявлены в отношении принятых на работу и осуществляющих коммунальное обслуживание очистных сооружений сточных вод работников службы ТИСТО Шишкапова В.Н., Курандина В.А.. Журавлевой О.И.. Москвиной С.Д.
В связи с этим требования предписания от 30.09.2021 N 34/1309 в части пунктов 3 и 4 являются законными и обоснованными.
В силу пункта 1.5 СП 2.2.3670-20 факторы производственной среды и трудового процесса, воздействующие на работника, для рабочих мест с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, должны соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона N 52-ФЗ.
Требования к освещению рабочих мест в помещениях общественных зданий, а также сопутствующих им производственных помещениях приведены в таблице 5.25 СанПиН 1.2.3685-21.
Из материалов дела следует, что в ходе проверочных мероприятий управлением было установлено, что на стойках регистрации пассажиров международных воздушных линий N 4, N 5, N 6, N 7 уровень искусственной освещенности составил от 216 до 277 лк при допустимом уровне не менее 300 лк, а на стойках регистрации пассажиров внутренних воздушных линий N 15, N 16, N 21, N 22 уровень искусственной освещенности составил от 74 до 100 лк при допустимом уровне не менее 300 лк.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом измерений физических факторов от 28.09.2021 N 203А-Ф, экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" от 28.09.2021, актом проверки от 30.09.2021 N 1309.
Таким образом, учитывая, что на указанных рабочих местах уровни искусственной освещенности не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, у управления имелись законные основания для выдачи заявителю предписания от 30.09.2021 N 34/1309 в части пункта 1.
Пунктом 1.7 СП 2.6.1.2612-10 установлено, что техногенные ИИИ и радиоактивные отходы подлежат обязательному контролю и учету. Обращение с техногенными ИИИ или радиоактивными отходами допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с ними санитарным правилам (далее - СЭЗ).
Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи (пункт 3.5.6 СП 2.6.1.2612-10).
Юридические и физические лица должны проводить инвентаризацию источников излучения (пункт 3.5.12 СП 2.6.1.2612-10).
В соответствии с пунктом 3.13.6 СП 2.6.1.2612-10 результаты индивидуального контроля доз облучения персонала должны храниться в течение 50 лет. При проведении индивидуального контроля необходимо вести учет годовых эффективной и эквивалентных доз, эффективной дозы за 5 последовательных лет, а также суммарной накопленной дозы за весь период профессиональной работы.
На основании пункта 3.13.7 СП 2.6.1.2612-10 индивидуальная доза облучения должна регистрироваться в журнале с последующим внесением в индивидуальную карточку, а также в машинный носитель для создания базы данных на радиационных объектах в ЕСКИД. Копия индивидуальной карточки работника в случае его перехода в другую организацию, где проводится работа с источниками излучения, должна передаваться на новое место работы; оригинал должен храниться на прежнем месте работы.
Согласно пункту 3.13.9 СП 2.6.1.2612-10 в организациях, проводящих работы с техногенными источниками излучения, должны устанавливаться контрольные уровни.
Перечень и числовые значения контрольных уровней определяются в соответствии с условиями работы и согласовываются с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу пункта 3.13.10 СП 2.6.1.2612-10 при установлении контрольных уровней следует исходить из принципа оптимизации с учетом: неравномерности радиационного воздействия во времени; целесообразности сохранения уже достигнутого уровня радиационного воздействия на данном объекте ниже допустимого; эффективности мероприятий по улучшению радиационной обстановки.
При изменении характера работ перечень и числовые значения контрольных уровней подлежат уточнению.
При установлении контрольных уровней объемной и удельной активности радионуклидов в атмосферном воздухе и в воде водоемов следует учитывать возможное поступление их по пищевым цепочкам и внешнее излучение радионуклидов, накопившихся на местности.
Пунктом 3.13.11 СП 2.6.1.2612-10 предусмотрено, что результаты радиационного контроля сопоставляются со значениями пределов доз и контрольными уровнями. Превышения контрольных уровней должны анализироваться администрацией объекта. О случаях превышения годовых пределов эффективных доз для персонала, установленных НРБ-99/2009, годовых пределов эквивалентных доз облучения персонала или квот облучения населения администрация должна информировать органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как следует из акта проверки от 30.09.2021 N 1309, в ходе анализа представленных документов по разделу "радиационная безопасность" управлением было установлено, что в предоставленной АО "МАВ" документации (карточках учета индивидуальных доз облучения, журнале учета индивидуальных доз), отсутствуют (не фиксируются) дозы персонала за последовательные пять лет, а также суммарная накопленная доза персонала за весь период профессиональной работы в организации.
Кроме того, должностным лицом, назначенным ответственным за учет и хранение источников ионизирующего излучения (ИИИ) не осуществляется в установленном порядке регулирование приема и передачи ИИИ (по наименованию, заводскому номеру).
Помимо этого, обществом не предоставлены (отсутствуют) контрольные уровни ионизирующего излучения, согласованные и утвержденные в установленном порядке по следующим источникам ионизирующего излучения: установка рентгеновского контроля ручной клади и багажа "Di-Scan 60 40", зав. N 299, рентгенотелевизионная система досмотра "LineScan РХ-160Р", зав. N 201114, и рентгенотелевизионная система досмотра багажа и ручной клади "LineScan РХ-160Р", зав. N РХ1601023НР.
Учитывая, что обществом не обеспечено выполнение вышеуказанных положений СП 2.6.1.2612-10, коллегия приходит к выводу о том, что предписание от 30.09.2021 N 34/1309 в части пунктов 5, 6, 7 является законным и обоснованным.
Согласно пункту 8.4 СП 2.2.3670-20 в гардеробных шкафчики для хранения одежды должны предусматривать раздельное хранение рабочей и личной одежды.
По правилам пункта 3477 СанПиН 3.3686-21 для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук необходимо снять часы, браслеты и другие. Для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования, в санитарно-бытовых помещениях, помещениях приема пищи также допускается использовать электросушители или бесконтактные устройства для сушки рук; при обработке рук хирургов используют стерильные тканевые салфетки.
Пунктом 3501 СанПиН 3.3686-21 установлено, что обработка рук хирургов проводится в два этапа:
1) I этап - мытье рук жидким мылом и водой, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой);
2) II этап - обработка спиртсодержащим антисептиком кистей рук, запястий и предплечий способом втирания в кожу (до его полного высыхания).
В силу подпункта 18 пункта 125 СанПиН 3.3686-21 в медицинских организациях при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе объем емкости для проведения обработки и объем раствора средства в ней должны быть достаточными для обеспечения полного погружения медицинских изделий в раствор; толщина слоя раствора над изделиями должна быть не менее одного сантиметра.
На основании пункта 81 СанПиН 3.3686-21 деятельность, связанная с использованием дезинфекционных средств, включает: приготовление, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств, оборудования и материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, уничтожение дезинфекционных средств, контроль за эффективностью дезинфекционных средств и безопасным их применением, а также за проведением дезинфекционных мероприятий и их эффективностью.
Как подтверждается материалами дела, в нарушение вышеуказанных положений СП 2.2.3670-20, СанПиН 3.3686-21 медицинским персоналом общества допущено совместное (не раздельное) хранение личной и рабочей одежды в шкафчиках; при обработке рук фельдшером Улановой М.Л. не сняты кольца с рук, не использованы стерильные салфетки, не обработаны руки антисептиком; не обеспечено полное погружение корцанга (многоразовый медицинский инструмент) в дезинфицирующий раствор; не выполняется контроль за разведением дезинфицирующих средств: концентрация растворов дезинфицирующего средства "Самаровка", отобранных в здравпункте общества, расположенном по адресу: г. Артем, ул. Владимира Сайбеля, д. 41, выше заданной концентрации рабочих растворов по препарату.
Принимая во внимание, что в ходе проведения проверки обществом было устранено только нарушение подпункта 18 пункта 125 СанПиН 3.3686-21, что выразилось в необеспечении полного погружения корцанга в дезинфицирующий раствор, коллегия полагает, что у управления имелись правовые и фактические основания для выдачи заявителю предписания от 30.09.2021 N 34/1309 по устранению иных выявленных эпизодов (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 6.5 СП 2.2.3670-20 для лиц, работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон), должно быть оборудовано место для сна и принятия горячей пищи.
Использование санитарно-бытовых помещений не по назначению не допускается (пункт 8.2 СП 2.2.3670-20).
На основании пункта 8.3 СП 2.2.3670-20 гардеробные для переодевания и хранения домашней и рабочей одежды, санузлы, душевые, умывальные оборудуются отдельно для мужчин и женщин. Для предприятий, цехов, участков, площадок и иных обособленных объектов с численностью до 15 работников на объекте допускаются совмещенные гардеробные, санузлы, душевые, умывальные.
При производственных процессах, связанных с загрязнением спецодежды, а также с применением веществ I - II классов опасности, указанных в утвержденных гигиенических нормативах, оборудуется помещение, предназначенное для смены одежды, санитарной обработки персонала и контроля радиоактивного и химического загрязнения кожных покровов и спецодежды, включающее также душевую и гардеробную (пункт 8.12 СП 2.2.3670-20).
Пунктом 8.21 СП 2.2.3670-20 предусмотрено, что на предприятии должны быть организованы помещения для приема пищи. Прием пищи вне организованных помещений не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 4.2.1 СП 2.1.3678-20 размещение помещений медицинской организации должно обеспечивать соблюдение требований к последовательности (поточности) технологических процессов обработки оборудования, инвентаря, материалов.
В силу пункта 19 СанПиН 3.3686-21 при планировке, комплексном благоустройстве медицинских организаций должны предусматриваться меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, и соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования.
В медицинских организациях должны обеспечиваться безопасные условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (пункт 20 СанПиН 3.3686-21).
На основании пункта 3406 СанПиН 3.3686-21 к причинам, способствующим росту заболеваемости ИСМП, относятся нарушения в организации работы МО, санитарно-техническом состоянии, материальном обеспечении и соблюдении противоэпидемического режима.
Неудовлетворительные архитектурно-планировочные решения: несоответствие состава и площади помещений; перекрест технологических потоков (пункт 3407 СанПиН 3.3686-21).
По правилам пункта 4.3.3 СП 2.1.3678-20 материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
В кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка) (пункт 4.4.7 СП 2.1.3678-20).
Из материалов дела усматривается, что обществом не организовано помещение для приема пиши и не оборудовано место для сна сотрудников здравпункта АО "МАВ", имеющиеся помещения используются не по назначению; в здравпункте предусмотрен 1 вход для сотрудников аэропорта, членов экипажа, медперсонала и больных пассажиров, что создает перекрест технологических (эпидемиологических) потоков и способствует распространению и росту инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи населению; элементы потолка в помещении процедурного (манипуляционного) кабинета не зафиксированы, что не обеспечивает качественное проведение влажных уборок и дезинфекции кабинета; отсутствует отдельная раковина для обработки многоразового инструмента в процедурном кабинете.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем вышеуказанных нормативных положений Закона N 52-ФЗ, СП 2.2.3670-20, СП 2.1.3678-20, СанПиН 3.3686-21, и о наличии у управления оснований для включения выявленных нарушений в предписание от 30.09.2021 N 34/1309/1 под пунктами 2, 3, 4, 5, 6, 7.
По изложенному, принимая во внимание, что плановая выездная проверка в отношении общества проведена управлением в соответствии с требованиями Закона N 248-ФЗ, нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемых предписаний, имели место, и что данные ненормативные правовые акты были выданы управлением в пределах предоставленных ему полномочий, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании незаконными проверки и предписаний от 30.09.2021 N 34/1309, N 34/1309/1.
Утверждение общества о невозможности выдачи по итогам проверки нескольких предписаний признается коллегией необоснованным, поскольку положения пункта 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, части 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ не содержат прямого запрета на вынесение нескольких предписаний по итогам одной проверки, в связи с чем уполномоченный орган не лишен возможности вынесения нескольких предписаний по устранению выявленных нарушений, предусматривающих различные сроки их устранения, что имело место в рассматриваемом случае.
Довод заявителя жалобы о ненадлежащем уведомлении общества о времени и месте проведения плановой выездной проверки судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 73 Закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
В свою очередь, согласно части 4 статьи 21 Закона N 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
На основании части 5 статьи 21 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.
В рассматриваемом случае сведения о проводимой плановой выездной проверки были размещены заблаговременно: план проверок на 2021 год размещен в открытом доступе на официальном сайте управления http://25.rospotrebnadzor.ru/341, информация о проверке также размещена в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (https://proverki.gov.ru/portal).
Кроме того, о проведении плановой выездной проверки АО "МАВ" было уведомлено путем направления копии решения о проведении выездной проверки от 14.09.2021 N 1309 электронной почтой на адрес via@vvo.aero и получено обществом 15.09.2021, то есть не позднее чем за двадцать четыре часа до начала проверки.
При этом, положения Закона N 248-ФЗ не содержат обязательного требования по информированию контролируемого лица путем направления именно заверенной копии решения о проведении выездной проверки.
Также непосредственно с оригиналом решения от 14.09.2021 N 1309 общество было ознакомлено в ходе выездной проверки 17.03.2021, о чем свидетельствует отметка об ознакомлении на последнем листе решения.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 09.03.2022 по делу N А51-20302/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20302/2021
Истец: АО "Международный аэропорт Владивосток"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ