г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А56-78980/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 01.06.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9154/2022) ООО "Прибрежный лов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2022 по делу N А56-78980/2021(судья Геворкян Д.С.), принятое по иску Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Прибрежный лов" 3-е лицо: Северо-Западное территориальное управление федерального агентства по рыболовству о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Прибрежный лов" (далее - Общество, ответчик) о расторжении договора о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства от 25 июля 2018 года N 12/47/2018 и договор о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства от 25 июля 2018 года N 13/47/2018, заключенные между Комитетом и ООО "Прибрежный лов".
Решением от 24.02.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ООО "Прибрежный лов" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что суд не учел введение Правительством РФ ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на основании пункта 3.6 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 15.07.2009 N 208, Комитет распределяет квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении квот добычи (вылова) водных биоресурсов во внутреннем водном объекте (за исключением договоров, касающихся закрепления доли квоты добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2018 N 260 "О переоформлении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" путем заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства по примерной форме договора, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.
В рамках возложенных полномочий Комитет 25.07.2018 заключил с ООО "Прибрежный лов" договоры о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства N 12/47/2018 (далее - Договор N 12/47/2018) для осуществления добычи (вылова) судака в Ладожском озере в размере 1,864 % и N 13/47/2018 (далее - Договор N 13/47/2018) для осуществления добычи (вылова) сига (пресноводная жилая форма) в Ладожском озере в размере 2,603 %.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", приказами Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации от 04.12.2018 N 713 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2019 год" и от 05.12.2019 N 654 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020 год" согласно подпункту "а" пункта 4 вышеуказанных договоров Комитет, как уполномоченный орган, обязан распределять пользователю каждый календарный год в течение срока действия договора, квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах для осуществления промышленного рыболовства по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за пользователем.
Распоряжением комитета от 17.12.2018 N 193 "О распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах Ленинградской области на 2019 год" в 2019 году ООО "Прибрежный лов" установлена квота добычи (вылова) судака в размере 2,386 тонн, сига в размере 0,729 тонн.
Распоряжением комитета от 12.12.2019 N 183 "О распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах Ленинградской области на 2020 год" в 2020 году ООО "Прибрежный лов" установлена квота добычи (вылова) судака в размере 2,759 тонн, сига в размере 0,654 тонны.
В комитет от Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) поступила информация об объемах освоения квот добычи (вылова) сига и судака в целях промышленного рыболовства в Ладожском и Онежском озерах за период 2019-2020 годы, согласно которой ООО "Прибрежный лов", получивший права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, осуществлял их добычу (вылов) в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, что влечет принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов (копия письма Росрыболовства от 27.01.2021 N 02/792 прилагается), а именно:
- по договору N 12/47/2018 за 2019 год процент освоения ООО "Прибрежный лов" от предоставленного объема добычи (вылова) судака составил 46,02%, в 2020 году - 67,52%;
- по договору N 13/47/2018 за 2019 год процент освоения ООО "Прибрежный лов" от предоставленного объема добычи (вылова) сига (пресноводная жилая форма) составил 26,89%, в 2020 году - 65,75%.
Комитет 15.02.2021 направил председателю сельскохозяйственного производственного кооператива "Прибрежный лов" требование о расторжении указанных договоров, содержащее информацию Росрыболовства по проценту освоения предоставленного объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов, с приложением соглашений о расторжении договоров.
Указанное требование ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу пункта 1 статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ на основании требования органа государственной власти, заключившего договоры, указанные в статьях 33.1, 33.3 и 33.4 Закона N 166-ФЗ, допускается их досрочное расторжение в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 13 Закона N 166-ФЗ.
Пунктом 11 договоров предусмотрено, что договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 13 Закона N 166-ФЗ.
На основании пункта 2 части 2 статьи 13 Закона N 166-ФЗ принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляется в случаях, если: добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемой лицу, осуществляющему промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство, за исключением случаев:
а) возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых добыча (вылов) водных биоресурсов в течение года осуществлена в объеме менее семидесяти процентов распределенного общего допустимого улова применительно к соответствующей квоте добычи (вылова) водных биоресурсов;
б) установления ограничений рыболовства, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в результате которых в отношении соответствующей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов добыча (вылов) водных биоресурсов в течение года осуществлена в объеме менее семидесяти процентов распределенного общего допустимого улова применительно к такой квоте добычи (вылова) водных биоресурсов.
Из материалов дела следует, что в 2019-2020 годах Предприниматель не произвел вылов сига и судака в установленном для него объеме.
Указанные обстоятельства подтверждены данными Росрыболовства, ответчиком не оспариваются.
Вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ Общество в подтверждение своих доводов не представило доказательства устранения допущенных нарушений в 2021 году.
При таких обстоятельствах сохранение договорных отношений с Обществом является нецелесообразным и противоречит национальным интересам в сфере продовольственной безопасности.
Ссылка ответчика на обстоятельства, связанные с введением в 2020 году ограничительных мер в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции C0VID-19, несостоятельна, поскольку согласно письму-разъяснению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03.04.2020 N ДП-14-27/4896 в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации бесперебойного обеспечения населения продуктами питания в достаточном количестве организации, осуществляющие производство, реализацию и хранение сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие предприятия, рыбоводные хозяйства, а также организации, обслуживающие суда рыбопромыслового флота, подпадают под подпункты "а", "в" и "г" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", т.е. относятся к организациям, на которые не распространяются меры ограничительного характера, предусмотренные Указом.
Этим же письмом Министром сельского хозяйства Российской Федерации дано указание обеспечить бесперебойную работу указанных организаций.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), разъяснил, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Пунктом 20 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 N 620 и пунктом 20 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 06.11.2014 N 427 предусмотрены стандартные ограничения рыболовства на Ладожском озере, касающиеся сроков и определенных мест для вылова судака и сига в период нереста;
- от распаления льда по 20 июня - для судака;
- с 15 октября до 15 ноября - для сига.
Помимо общих (стандартных) ограничений рыболовства, предусмотренных Правилами рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 N 620, и Правилами рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза России от 06.11.2014 N 427, дополнительных ограничений в течение 2019 и 2020 годов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 Закона N 166-ФЗ (запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов), не устанавливалось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2022 по делу N А56-78980/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78980/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМУ КОМПЛЕКСУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРИБРЕЖНЫЙ ЛОВ"
Третье лицо: Северо-Западное территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству