г. Москва |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А41-71769/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.
судей Погонцева М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в заседании:
от МАУК "ПАРКИ КРАСНОГОРСКА" (истец) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Экогород" (ответчик) - Князев А.Г. по доверенности от 09.11.2020 года, паспорт, диплом;
от КСП ГО КРАСНОГОРСК МО (третье лицо) - Купцова О.А. по доверенности от 25.03.2022 года, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Экогород" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 года по делу N А41-71769/21, по иску МАУК "ПАРКИ КРАСНОГОРСКА" к ООО "Экогород" о взыскании, 3-е лицо - КСП ГО КРАСНОГОРСК МО,
УСТАНОВИЛ:
МАУК "ПАРКИ КРАСНОГОРСКА" (ИНН: 5024091158) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ЭКОГОРОД" (ИНН: 5024174252) о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 301 898 руб. 76 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2022 года по делу N А41-71769/21 с ООО "ЭКОГОРОД" в пользу МАУК "ПАРКИ КРАСНОГОРСКА" взыскано неосновательное обогащение в размере 4 301 898 руб. 76 коп. и 44 509 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Экогород" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель МАУК "ПАРКИ КРАСНОГОРСКА" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Истец является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа Красногорск в социально-культурной сфере, осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе муниципального задания, финансируемого за счет муниципальных субсидий, а также является получателем муниципальных субсидий на иные цели в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2019 году расходы бюджета городского округа Красногорск Московской области на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Истцом составили 141 393 000,00 рублей. Фактический же объем его расходов на выполнение муниципального задания составил в 2019 году 105,8% от запланированных показателей (с отклонением за счет остатков средств субсидии предшествующего года).
Во исполнение предоставленных ему функций между МАУК "Парки Красногорска" (далее Истец) и ООО "ЭкоГород" (далее Ответчик) был заключен договор от 14.02.2019 г. N 2019.21997, по условиям которого Ответчик обязался выполнить работы по текущему содержанию территорий Городского парка, Губайловского парка, парка "Опалиховский пруд" в 2019 году в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к договору), локальными сметами (Приложение N3 к договору) и сведениями о качественных и технических характеристиках товаров и материалов (Приложение N 4 к договору), а Истец в свою очередь обязался принять и оплатить результат произведенных работ.
Договор заключен на электронно-цифровой площадке РТС-тендер при помощи электронно-цифровой подписи.
Срок оказания услуг - с момента заключения контракта по 31.12.2019. Согласно п. 2.5. заключенного договора оплата результатов выполненных работ производится истцом ежемесячно на основании подписанных Сторонами Справки о стоимости работ (КС-3) и Акта приемки выполненных работ (КС-2), в течение 30 (Тридцати) рабочих дней с даты их подписания обеими Сторонами, предоставления Ответчиком счета, счета-фактуры и при отсутствии у Истца претензий и замечаний по количеству и качеству выполненных работ.
Оплата по договору произведена истцом в полном объеме за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2019 год в размере определенном в 2.1. договора - 32 928 243, 48 рублей, и в частности, работы, выполненные в ноябре, оплачены платежным поручением от 12.12.2019 N 000908 в общей сумме 2 257 240,41 рублей, работы, выполненные в декабре - платежным поручением от 27.12.2019 N000983 в общей сумме 3 381 524,46 рублей.
В соответствии с данными актов в рамках исполнения муниципального контракта в ноябре 2019 года ответчиком были выполнены следующие виды работ:
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную в Городском парке на общую сумму 285 492,66 рубля, а также россыпь противогололёдных материалов на сумму 83 163,40 рубля (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 1-98, позиции NN 4-6);
- сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров в Городском парке на сумму 7 029,26 рублей (акт от 30.11.2019 N 1-99, позиция N 1);
- сметание снега с гранитных поверхностей памятников в Городском парке на сумму 209,07 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 1-101, позиция N 1);
- очистка детской площадки от снега вручную в Городском парке на сумму 29 941,06 рубль (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 1-102, позиция N 1);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную в Городском парке на сумму 13 307,01 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 1-103, позиция N 1);
- очистка площадок Летней сцены и павильона тихих игр от снега вручную в Городском парке на сумму 5 242,80 рубля (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 1-104, позиция N 1);
- очистка спортивных площадок, закрепленных за МАУК "Парки Красногорска" от снега вручную на сумму 67 654,40 рубля (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 1-105, позиция N 2);
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную на общую сумму 173 862, 60 рубля, а также россыпь противогололёдных материалов на сумму 66 796,28 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 2-87, позиции NN 4-6);
- сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров на сумму 8 211,33 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 2-88, позиция N 1);
- очистка участка под зодчество от снега вручную на сумму 42 582,40 рубля, а также россыпь противогололёдных материалов на сумму 3 184,74 рубля (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 2-90, позиции NN 1-2);
- очистка площадки для выгула собак от снега вручную на сумму 21 29-1,19 рубль (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 2-91, позиция N 1);
- очистка площадки под маунтинбайк от снега вручную на сумму 48 224,59 рубля (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 2-92, позиция N 1);
- очистка хоккейно-футбольной коробки от снега вручную на сумму 74 519,21 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 2-93, позиция N 2);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную на сумму 26 614,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 2-94, позиция N 1);
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную на общую сумму 126 655,98 рублей, а также россыпь противогололёдных материалов на сумму 28 279,36 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 3-73, позиции NN 3-5);
- сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров на сумму 1 457,94 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 3-74, позиция N 1);
- очистка спортивной и волейбольной площадок от снега вручную на сумму 46 234,96 рубля (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 3-76, позиция N1);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную на сумму 7 826,63 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 3-77, позиция N 1);
- очистка детской площадки от снега вручную на сумму 26 379,49 рублей (акт о приемке выполненных работ от 30.11.2019 N 3-78, позиция N 1).
Общая стоимость указанных видов работ в ноябре 2019 года составила 1 194 160,36 рублей. С учетом НДС в размере 20%, заложенного в сметной документации, и коэффициента снижения по итогам электронного аукциона в размере 0,99 за выполнение данных работ Истец оплатил Ответчику (подрядчику) 1 418 662,51 рубля.
В соответствии с данными актов в рамках исполнения муниципального контракта от 14.02.2019 N 2019.21997 в декабре 2019 года Ответчиком были выполнены следующие виды работ:
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную в Городском парке на общую сумму 513 887,44 рублей, а также россыпь противогололёдных материалов на сумму 149 694,79 рубля (акт от 31.12.2019 N 1-106, позиции NN1-3);
- сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров в Городском парке на сумму 8 435,25 рублей (акт от 31.12.2019 N -107, позиция N2);
- очистка детской площадки от снега вручную в Городском парке на сумму 83 834,10 рубля (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 1-110, позиция N2);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную в Городском парке на сумму 37 725, 57 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 1-111, позиция N 2); очистка площадок Летней сцены и павильона тихих игр от снега вручную в Городском парке на сумму 10 486,21 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 1-112, позиция N 1);
- очистка спортивных площадок, закрепленных за МАУК "Парки Красногорска", от снега вручную на сумму 96 648,89 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 1-113, позиция N2);
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную на общую сумму 347 725,57 рублей, а также россыпь противогололедных материалов на сумму 133 592,16 рубля (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 2-95, позиции NN2-4);
- сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров на сумму 9 853,59 рубля (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 2-96, позиция N1);
- очистка участка под зодчество от снега вручную на сумму 127 747,21 рублей, а также россыпь противогололёдных материалов на сумму 9 554,29 рубля (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 2-98, позиции NN 2,3);
- очистка площадки для выгула собак от снега вручную на сумму 63 873,60 рубля (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 2-99, позиция N1);
- очистка площадки под маунтинбайк от снега вручную на сумму 144 673,78 рубля (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 2-100, позиция N1);
- очистка хоккейно-футбольной коробки от снега вручную на сумму 21 291,19 рубль (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 2-101);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную на сумму 53 228,01 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 2-102, позиция N 2);
- очистка тротуаров от снега механизированная и вручную на общую сумму 354 636,85 рублей, а также россыпь противогололёдных материалов на сумму 56 557,66 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 3-79, позиции NN5-5);
- сметание снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров на сумму 1 457,94 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 3-80, позиция N 2);
- очистка спортивной и волейбольной площадок от снега вручную на сумму 120 925,77 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 3-82, позиция N2);
- очистка площадки под воркаут от снега вручную на сумму 15 653,29 рубля (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 3-83, позиция N 2);
- очистка детской площадки от снега вручную на сумму 65 949,34 рублей (акт о приемке выполненных работ от 31.12.2019 N 3-84, позиция N 2).
Общая стоимость указанных видов работ в декабре 2019 года составила 2 426 966,54 рублей. С учетом НДС в размере 20%, заложенного в сметной документации, и коэффициента снижения по итогам электронного аукциона в размере 0,99 за выполнение данных работ истец оплатил ответчику 2 883 236,25 руб.
В соответствии с пунктом 7.7 Контракта в случае установления уполномоченными контрольными органами фактов завышения объема выполненных работ и/или их стоимости подрядчик осуществляет возврат заказчику излишне уплаченных денежных средств в течение 5 дней после получения предписания уполномоченного контрольного органа.
В соответствии с уведомлением Контрольно-счетной палаты городского округа Красногорск Московской области (далее 3-е лицо) от 06.04.2021 г. 3 97/1.17 в порядке осуществления муниципального финансового контроля должностными лицами контрольно- счетной палаты г. о. Красногорск Московской области с 12.04.2021 г. по 04.06.2021 г. проведена проверка соблюдения получателем (Истцом) субсидий условий договоров, целей и порядка их предоставления, а также проверка результативности (экономности и эффективности) мер муниципальной поддержки, оказанной получателем субсидий за период времени с 18.09.2019 по 31.12.2021.
В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что в рамках исполнения договора от 14.02.2019 N 2019.21997, заключенного с Ответчиком, на оказание услуг по текущему содержанию территорий Городского парка, Губайловского парка, парка "Опалиховский пруд" в 2019 году в актах приемки выполненных работ за ноябрь и декабрь 2019 года указаны работы, в том числе и по очистке тротуаров от снега механизированная, очистке тротуаров от снега вручную, сметанию снега с диванов при толщине слоя 10 сантиметров и других подобных работ на общую сумму 4 301 898,76 рублей, которые не могли быть выполнены в указанный период в связи с отсутствием выпадения осадков в виде снега в ноябре-декабре 2019 года.
Анализ расходования средств субсидии, выделенной учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2019 год, в рамках исполнения указанного договора, заключенного Истцом в проверяемом периоде, показал, что учреждением были приняты и оплачены мнимые (несуществующие) работы на общую сумму 4 301 898,76 рублей, что является нарушением условий заключенного договора, а также указывает на наличие фактов причинения ущерба экономическим интересам городского округа Красногорск. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.06.2021 г. (листы 13-16 акта) и направленном в адрес истца представлении N 11 от 1.06.2021 г.
Таким образом, истец полагает, что данная перечисленная ответчику сумма за уборку снега за ноябрь, декабрь 2019 г. является неосновательным обогащением ответчика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Статьей 1107 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Истцом были представлены сведения, что согласно архивным данным метеонаблюдений в ноябре и декабре 2019 года в городе Красногорске Московской области выпадение осадков в виде снега не было зафиксировано.
По запросу суда Росгидрометом (ФГБУ "Центральное УГМС") также была представлена справка от 13.01.2022 г. о наличии осадков на территории г.Красногорск за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г., согласно которой также следует, что осадков в виде снега и иных осадков в ноябре и декабре 2019 г. на территории г.Красногорск не имелось.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, такие факты хозяйственной жизни как очистка тротуаров от снега механизированная, очистка тротуаров от снега вручную, сметание снега и другие из указанных выше работ на общую сумму 4 301 898,76 руб. не могли иметь место в связи с отсутствием снега в указанный период.
Данные обстоятельства также косвенно подтверждаются фотографиями, размещенными ежедневно в онлайн-режиме на официальных страницах администрации городского округа Красногорск (ИНН 5024002077) и муниципального бюджетного учреждения "Красногорская городская служба" (ИНН 5024140006).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что температура постоянно перешагивала нулевую отметку, что согласно законам физики образуют гололедицу, наледь и другие негативные последствия отрицательных температур, подлежат отклонению, так как не подтверждены соответствующими доказательствами, носят предположительный характер.
По результатам контрольного мероприятия (акт от 04.06.2021), проведенного контрольно-счетной палатой, как органом муниципального финансового контроля, был составлен протокол в отношении должностного лица - директора МАУК "Парки Красногорска" Ковтуна В.Н. по признакам совершенного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административного дела N 5/457/2021 мировой судья судебного участка N 320 Красногорского судебного района Московской области 01.07.2021 вынес постановление о назначении административного наказания Ковтуну В.Н. в виде штрафа в размере 15 000 рублей в доход государства, как должностному лицу, допустившему грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в регистрации не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Ковтун В.Н. свою вину признал полностью, тем самым подтвердив, что подписание актов о приемке выполненных работ со стороны истца (как заказчика по муниципальному контракту от 14.02.2019 N 2019.21997) и полная их оплата в ноябре и декабре 2019 года произведены необоснованно.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, истец перечислил, а ответчик без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел денежные средства истца в размере 4 301 898 руб. 76 коп., что является неосновательным обогащением ответчика и подлежит возврату.
На основании изложенного, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявленное требование о взыскании задолженности в виде неосновательного обогащения подлежащим удовлетворению, как законное, подтвержденное материалами дела и основанное на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.03.2022 года по делу N А41-71769/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71769/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК "ПАРКИ КРАСНОГОРСКА", ФГБУ Росгидромет "Центральное УГМС"
Ответчик: ООО "ЭКОГОРОД"
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ