г. Ессентуки |
|
8 июня 2022 г. |
Дело N А25-739/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Шебзухова А.А. (по доверенности от 29.11.2021), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда КарачаевоЧеркесской Республики от 13.12.2021 по делу N А25-739/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весна" (ОГРН 1150919000220, ИНН 0919005118) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по КарачаевоЧеркесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631) о признании незаконным решения от 16.03.2021 по делу N009/06/106-54/2021 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения от 16.03.2021 по делу N 009/06/106-54/2021 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.12.2021 по делу N А25-739/2021 требование общества с ограниченной ответственностью "Весна" удовлетворены. Суд признал недействительным и отменил решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 16.03.2021 по делу N009/06/106-54/2021.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.12.2021 по делу N А25-739/2021 Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Весна", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.12.2021 по делу N А25-739/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.12.2021 по делу N А25-739/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Заказчиком - Республиканским государственным казенным учреждением "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесскавтодор" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ЕИС) - www.zakupki.gov.ru. 12.02.2021 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0179200001921000069 на выполнение работ по реконструкции и содержанию автомобильной дороги межмуниципального значения ЧеркесскХабез подъезд к МЦО Архыз участками на км 23+380-27+000; 28+320-30+700 в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Начальная (максимальная) цена контракта 203 614 674,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.03.2021 08:00.
Настоящая закупка проводилась в раках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в соответствии с пп. б п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года".
На участие в открытом конкурсе в электронной форме поступило 1 (одна) заявка от участника закупки ООО ИСК "Кубанское":
Согласно протоколу подведения итого открытого конкурса в электронной форме от 12.03.2021 победителем открытого конкурса стал единственный участник открытого конкурса ООО ИСК "Кубанское".
Заказчиком - Республиканским государственным казенным учреждением "КарачаевоЧеркесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесскавтодор" в пункте 4.1 Приложения 1 к Разделу 2 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников:
Стоимостной критерий - "Цена контракта, значимость критерия 60 %.
Нестоимостной критерий - "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость критерия 40 %.
Для оценки заявок по не стоимостному критерию "Квалификация участников конкурса" используется показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров), значимость показателя: 100 %.
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
Суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, по контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ и исполненным за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Документы, подтверждающие соответствие данному показателю:
- копия исполненного (завершенного) контракта (договора на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта капитального строительства, включая дополнительные соглашения к такому контракту (договору) (при их наличии);
- копия акта (актов) сдачи-приемки выполненных работ, содержащего (их) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗЩ "О бухгалтерском учете" и подтверждающего (их) исполнение контракта (договора) в полном объеме;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (при их наличии), в том числе приложениями к дополнительным соглашениям, являющимся их неотъемлемой частью.
К оценке не принимаются: контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными); контракты (договоры), сведения о которых в составе заявки представлены не в полном объеме (отсутствуют частично или в полном объеме документы, подтверждающие соответствие данному показателю).
Отсутствие информации и/или отсутствие подтверждающих документов, оценивается в 0 баллов.
Не согласившись с порядком определения оценки по вышеуказанному показателю, 09.03.2021 заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия Заказчика - РГКУ "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесскавтодор" при осуществлении закупки.
По результатам рассмотрения жалобы Управление 16.03.2021 приняло решение по делу N 009/06/106-54/2021 о признании жалобы ООО "Весна" необоснованной.
Полагая, что решение Управления от 16.03.2021 является незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Удовлетворяя требования общества, суд руководствовался положением статей 198, 200 и 201 АПК РФ, статей 32, 54.3, Закона N 44-ФЗ, Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085).
Правилами N 1085, утвержденными во исполнение указаний части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, определено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки и нестоимостные критерии оценки. К числу последних относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 4 Правил оценки заявок).
На основании пункта 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В свою очередь, согласно пункту 27 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
деловая репутация участника закупки.
Заказчик вправе в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе определить в том числе нестоимостный критерий (наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставляемого характера и объема).
При этом участник закупки, не набравший баллы по спорным показателям, от участия в закупке не отстраняется и, может стать победителем конкурса, исходя из оценки по стоимостному критерию.
Согласно конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60% (Критерий N 1).
2) Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости критерия 0,4.
Оценка по данному показателю определяется по общей стоимости исполненных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (в том числе линейного), по ремонту автомобильных дорог.
В рамках данного показателя Заказчик оценивает общую стоимость (в рублях) исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
Документы, подтверждающие соответствие данному показателю:
копии исполненных контрактов (договоров) (включая все приложения к ним, в т.ч с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии)) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (в том числе линейного), по ремонту автомобильных дорог, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, заказчиком в конкурсной документации установлено, что опыт выполнения работ подтверждается исполненными за последние 3 года до даты подачи заявки контрактами, заключенными в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ.
Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ только по государственным (муниципальным) контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ.
Ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных. Подобный критерий дает преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд (по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют). Применение критерия означает, что квалификацию участника, имеющего опыт успешного выполнения работ не для государственных или муниципальных нужд, конкурсная комиссия необоснованно оценит в 0 баллов. Следовательно, действия заказчика ограничивают права участников закупки. Указанный правовой подход согласуется со сложившейся судебной практикой: определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2021 по делу N А20-5207/2020.
Доводы управления о том, что общество не являлось участником закупки и, следовательно, не имело право подавать жалобу в антимонопольный орган на действия заказчика, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При этом в силу части 3 статьи 105 названного закона жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
Жалоба потенциальным участником закупки (Обществом) подана на положения документации до окончания срока подачи заявок (т. 1, л.д. 115).
Ссылка управления в обоснование своей позиции на судебную практику не принимается апелляционным судом, поскольку приведенные в апелляционной жалобе судебные акты приняты по конкретным обстоятельствам и представленным доказательствам, не идентичным с рассматриваемым делом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение управления от 16.03.2021 по делу N 009/06/106-54/2021 не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ и нарушает права заявителя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2022 по делу N А25-1619/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2021 по делу N А20-5207/2020), вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.12.2021 по делу N А25-739/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-739/2021
Истец: ООО "Весна"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Шебзухов Азамат Адамеевич
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1399/2023
26.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-13/2022
26.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10092/2022
08.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-13/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-739/2021