г. Пермь |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А60-65549/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Муравьевой Е. Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
представителя заявителя, Федорович С.С., действующего по доверенности от 10.02.2022, предъявлены паспорт, диплом; Лунчевского В.В., действующего по доверенности от 17.11.2021, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 марта 2022 года
по делу N А60-65549/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Лёвкина Олега Петровича (ИНН 660900046235, ОГРНИП 317665800104034)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495)
о признании действий должностных лиц налогового органа незаконными, уведомление N 85364155 от 24.11.2021 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Левкин Олег Петрович (далее - заявитель, ИП Левкин О.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц ИФНС по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, отказавших в применении (не применивших) ставку налога в 1 % за 2020 год и не осуществивших перерасчет налога на имущество по объекту с кадастровым номером 66:41:0000000: 113373; признании недействительным налоговое уведомление N 85364155 от 24.11.2021 г. в части налога на имущество физических лиц по объекту с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 в сумме, превышающей 9 174 970 руб. и обязать ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга произвести перерасчет суммы налога на имущество.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе в применении ставки налога в 1 % ИП Левкину О.П. по объекту с кадастровым номером 66:41:0000000:113373; признано недействительным налоговое уведомление N 85364155 от 24.11.2021 в части налога на имущество физических лиц по объекту с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 в сумме, превышающей 9 174 970 рублей. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Лёвкина О.П.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Обращает внимание, объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей выделены в отдельную категорию, для которой установлена предельная налоговая ставка в размере 2 %, независимо от того включен объект в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 год или нет.
В письме Минфина России N 03-05-06-01/96816 от 11.12.2019 г. указано, что объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, составляют самостоятельную категорию объектов налогообложения, отличную от объектов налогообложения, включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения.
Полагает, что поскольку, на территории города Екатеринбурга ставки налога на имущество физических лиц на 2020 год приняты не были, в отношении объектов налогообложения остальных типов, расположенных на территории г. Екатеринбурга, для расчета налога за 2020 год должны быть применены предельные размеры налоговых ставок, установленные пунктом 2 статьи 406 НК РФ. Поскольку помещение с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 относится к объектам недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей, соответственно подлежит применению ставка 2 % при исчислении налога на имущество физических лиц за 2020 год.
В подтверждение своих доводов ссылается на имеющуюся судебную практику.
ИП Левкиным О.П. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому с доводами, изложенными налоговым органом, не согласен, считает их несостоятельными, а обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным
В заседании апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение, находящееся по адресу: 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная, 2 с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 за период с 30.12.2019 по настоящее время.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с 08.07.2017 Лёвкин О.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Основной вид предпринимательской деятельности - аренда и управление собственным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2 указан в ЕГРИП в качестве основного).
Для целей осуществления предпринимательской деятельности в 2019 году предприниматель приобрел в собственность нежилое здание по ул. Ясная, 2 в г. Екатеринбурге (торгово-развлекательный центр "Фан-Фан").
Здание с кадастровым номером 66:41:0000000:3979 по ул. Ясная, 2 в г. Екатеринбурге, состоит из двух объектов (помещений) с кадастровыми номерами 66:41:0000000:113372 и 66:41:0000000:113373.
Инспекцией 01.09.2021 г. Лёвкину О.П. выставлено налоговое уведомление N 36544913 об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год, в том числе в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 с применением ставки 2% с исчисленной суммой к уплате налога в размере 28 044 499 руб.
Предприниматель направил заявление на перерасчет налога на имущество физических лиц (исх. N 29 от 30.09.2021 г.) в налоговый орган по месту своего учёта - Межрайонную Инспекцию ФНС России N 29 по Свердловской области.
В ответ на обращение МРИ ИФНС N 29 по Свердловской области письмом от 01.10.2021 г. N 08-40/14800@ сообщило, что обращение направлено по принадлежности в ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.
Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга письмом от 11.10.2021 г. N 05-2-11/056978@ направлен ответ, где указано, что основания для применения иной ставки отсутствуют, поскольку кадастровая стоимость объекта составляет более 300 миллионов рублей, а подпунктом 2 пункта 2 ст. 406 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
ИФНС по Верх-Исетскому району отказала заявителю в перерасчёте ставки налога исходя из ставки 1% вместо 2 %, что выражено в письме от 11.10.2021 N 05-2-11/056978.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области от 25.10.2021, созданной при Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 признана в размере равной рыночной по состоянию на 25.12.2019 г. и составила 917 497 000 руб. (ранее кадастровая стоимость данного помещения составляла 1 402 224 950,68 руб.).
В связи с изменением кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости Инспекцией произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2020 год, в адрес предпринимателя выставлено уточненное налоговое уведомление от 24.11.2021 N 85364155, согласно которому сумма исчисленного налога на имущество физических лиц в отношении помещения с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 с применением налоговой ставки 2% составила 18 349 940 руб.
Не согласившись с начислением налога на имущество физических лиц с применением налоговой ставки 2% в отношении помещения с кадастровым номером 66:41:0000000:113373, налогоплательщик обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 03.12.2021 N 13-06/40541@ в удовлетворении жалобы отказано.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.
Признавая оспариваемое действие незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект недвижимости, принадлежащий заявителю, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а налоговая ставка установлена в размере 1%, в связи с чем в отношении данного объекта недвижимости в целях налогообложения по налогу на имущество физических лиц подлежит применению налоговая ставка 1 процент.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В соответствии со статьей 402 НК РФ (в редакции Кодекса, действующей в спорный период) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
В соответствии с Законом Свердловской области от 26.03.2019 N 23-03 "Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу" единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу является 1 января 2020 года.
Закон Свердловской области от 26.03.2019 N 23-03 вступает в силу с 01.01.2020.
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Подпункт 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ устанавливает, что в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Согласно пункту 6 статьи 406 НК РФ, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, по объектам налогообложения, по которым представительными органами муниципальных образований не установлены налоговые ставки, для расчета налога за 2020 год должны быть применены предельные размеры налоговых ставок, установленные пунктом 2 статьи 406 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ предусмотрена ставка 2% в отношении в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ - налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как: административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, перечень которых устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:113373, по состоянию на 25.12.2019, в размере 917 497 000, полагая, что объект 66:41:0000000:113373 соответствует одновременно двум критериям: включен в перечень в соответствии с п. 2 ст. 378.2. НК РФ, стоимость более 300 млн. рублей, по мнению налогового органа должна применяться ставка 2%, установленная пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ вне зависимости от того, что объект включен в перечень, для которого местным органом управления установлена ставка налога 1%, что составляет 18 349 940 рублей.
Признавая ошибочной позицию налогового органа о правомерности доначисления заявителю налога на имущества по ставке 2 процента, суд первой инстанции пришел к выводу, что им не учтено следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2. НК РФ Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2019 N 760-ПП утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
В указанный перечень включено здание с кадастровым номером 66:41:0000000:3979, в состав которого входит спорный объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:113373, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 30.12.2019 г., в которой в графе "кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости" указан кадастровый номер здания, включенного в перечень.
Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:113373, входящий в объект недвижимости 66:41:0000000:3979, включён в перечень объектов недвижимости в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ в 2020 году.
В 2020 году на территории Екатеринбурга налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц были определены Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 N 32/24 (далее - Решение Думы).
Специальные ставки налога на имущество физических лиц в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, установлены с 2015 года (п.2-1, 2-2, 2-3 Решения Думы). В отношении налогового периода 2020 год установлена ставка 1% (п.2-3 Решения Думы).
Поскольку здание 66:41:0000000:3979 включено в перечень объектов недвижимости в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ в 2020 году, ставка налога по которому утверждена пунктом 2-3 Решения Думы в размере 1 % от кадастровой стоимости, то по входящему в это здание помещению оплата налога должна быть произведена исходя из этой ставки - 1%.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принята во внимание позиция Минфина РФ, изложенная в Письме от 11.12.2019 N 03-05-06-01/96816, где отражено, что объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, составляют самостоятельную категорию объектов налогообложения, отличную от объектов налогообложения, включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения.
При этом, как указывает Минфин РФ, в отношении нежилых помещений, включенных в перечень, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налогообложение производится исходя из предельной налоговой ставки 2 процента кадастровой стоимости вне зависимости от величины их кадастровой стоимости (до 300 млн. рублей или свыше 300 млн. рублей).
Особенность налогообложения объектов, включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, заключается в том, что налог на имущество физических лиц исчислялся по ним исходя из кадастровой стоимости и до перехода на расчёт налога от инвентаризационной стоимости с кадастровой (т.е. до 01.01.2020 г. в Свердловской области). При этом после перехода расчета налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости утверждение этих перечней не прекратилось. Они утверждаются и на 2021, и на 2022 год, что свидетельствует об особенности именно этих объектов для целей налогообложения.
Таким образом, при определении ставки налога на имущество физических лиц преимущественным будет являться включение объекта недвижимости в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, а не его кадастровая стоимость.
Ссылки налогового органа на имеющуюся судебную практику подлежат отклонению, поскольку постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А15-5808/2018 суд применил ставку по налогу на физических лиц согласно п.2 ст. 406 НК РФ, ввиду того, что представительным органом муниципального образования г.Махачкалы не принят нормативно-правовой акт об установлении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Между тем, в настоящем деле ставки налога в г.Екатеринбурге, исходя из кадастровой стоимости объекта, определены.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Признав незаконным оспариваемое действие, суд первой инстанции правомерно, в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, возложил на Инспекцию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя без конкретизации мер, которые необходимо совершить, поскольку суд не вправе вмешиваться в пределы ведения налогового органа.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
От уплаты госпошлины по апелляционной жалобе налоговый орган освобожден (ст. 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 марта 2022 года по делу N А60-65549/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65549/2021
Истец: Левкин Олег Петрович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5114/2022
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5253/2022
07.06.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5114/2022
09.03.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-65549/2021