город Воронеж |
|
9 июня 2022 г. |
Дело N А14-79/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи |
Донцова П.В. |
без проведения судебного заседания и без осуществления протоколирования,
рассмотрев апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.03.2021 по делу N А14-79/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии домостроения" (ОГРН 1123668018682 ИНН 3665087624) к Воронежской таможне (ОГРН 1023601540830 ИНН 3664021807) о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2021 N 10104000-1541/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии домостроения" (далее - ООО "Совтехдом" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне (далее - административный орган или заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2021 N 10104000-1541/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.03.2021 по делу N А14-79/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным и отменено постановление, вынесенное Воронежской таможней от 22.12.2021 N 10104000-1541/2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии домостроения" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Воронежская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения лица к административной ответственной, который, по мнению административного органа, надлежит рассчитывать от даты направления заявителем формы в таможенный орган.
08.04.2022 в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, полагало решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу статьи 272.1 АПК РФ, а также пунктов 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" настоящая апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Таким образом, доказательства, полученные административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
Административным органом утверждается, что Обществом допущено несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров при следующих обстоятельствах.
26.11.2021 от ООО "Совтехдом" в Воронежскую таможню с использованием электронной подписи поступила статистическая форма учёта перемещения товаров (далее - статистическая форма): системный номер ED20211126141129231 (регистрационный номер 10104000/261121/С639924).
Согласно указанной статистической форме в апреле 2019 года осуществлён ввоз товара "Гидроцилиндр ГЦ" стоимостью 142 800,00 рублей на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь в рамках договора от 29.01.2019 N 97/19.
Поставка товара осуществлялась по товарной накладной от 11.04.2019. Дата отгрузки товара 11.04.2019, следовательно, срок представления ООО "Совтехдом" статистической формы за отчётный период апрель 2019 составлял до 21.04.2019 включительно.
Предоставление статистической формы с нарушением установленного срока послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 08.12.2021, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
22.12.2021 заместителем начальника Воронежской таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10104000-1541/2021, которым ООО "Совтехдом" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, ООО "Совтехдом" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об истечении срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (действовавшие в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В силу абзаца 1 пункта 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" утверждены новые правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, согласно которым срок представления статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган увеличен с 8 до 10 рабочих дней соответствующего календарного месяца.
Данное постановление вступило в силу 24.07.2020.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП России закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, установленный пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891, срок представления статистической формы в таможенный орган по сравнению с ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 был увеличен на два рабочих дня, что улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение и, следовательно, данная норма имеет обратную силу.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу разъяснений, данных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Совтехдом" 11.04.2019 ввезло на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза (Республика Беларусь) товары во исполнение договора от 29.01.2019 N 97/19.
Следовательно, ООО "Совтехдом" было обязано представить в Воронежскую таможню статистическую форму перемещения товаров не позднее 21.04.2019.
В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" данная статическая форма представлена в Воронежскую таможню 26.11.2021, то есть с существенным пропуском предусмотренного законом срока. Заявитель данный факт не оспаривал.
Согласно абзацу 1 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 5) срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Судом области правильно учтено, что объективная сторона вменяемого административного правонарушения выражена в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, то есть в форме бездействия.
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума N 5 невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В силу абзаца 4 пункта 14 Постановления Пленума N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, то есть со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.
В рассматриваемом случае для общества была установлена обязанность по предоставлению статистической формы отчета не позднее 21.04.2019.
При этом дата фактического предоставления обществом формы - 26.11.2021 - не может влиять на правильность исчисления судом области срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку такое предоставление является лишь последующим добровольным устранением допущенного нарушения, в связи с чем не изменяет момент, с которого вменяемое правонарушение следует считать оконченным.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 правил ведения статистики российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Обязанностям лица корреспондирует обязанность таможенного органа по осуществлению контроля за своевременностью представления статистических форм, предусмотренная абзацем 4 пункта 5 Правил ведения статистики взаимной торговли российской федерации с государствами - членами евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329, действовавшими в период спорных правоотношений (аналогичная обязанность указана в пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891, действующих на момент привлечения лица к административной ответственности).
Судом также учитывается, что несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров является одним из способов совершения правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. При этом диспозиция нормы содержит и другие способы совершения противоправного деяния (непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров и представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения), предполагающие невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей лицом в установленные законом сроки.
Таким образом, законодателем предусмотрена ответственность за правонарушение, которое не является длящимся и не поэтому может считаться оконченным с момента его обнаружения.
Кроме того судебная коллегия не может не учитывать, что таможенный орган не был лишён возможности осуществлять контроль за своевременным предоставлением статистической формы учета перемещения товаров с применением всех мер, предусмотренных гл. 46 ТК ЕАЭС, направленных на предупреждение, выявление или пресечение нарушений обязательных требований таможенного законодательства. Неприменение в рассматриваемом случае таможенным органом указанных мер контроля, обеспечивающих его эффективность, не должно порождать ситуацию правовой неопределённости для лица, привлекаемого к административной ответственности, в вопросе исчисления сроков, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, в рассматриваемом деле вменяемое обществу административное правонарушения было окончено им 21.04.2019, в связи чем после указанной даты производство по делу об административном правонарушении не могло быть начато, а начатое производство подлежало прекращению..
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения ООО "Совтехдом" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ, после 22.04.2020.
Поскольку в нарушение вышеуказанных положений постановление Воронежской таможни о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ, было вынесено 22.12.2021, то есть за пределами пресекательного срока, требования заявителя о признании его незаконным и подлежащим отмене были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции учитывает позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в пункте 20 Постановления Пленума от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Таким образом, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.03.2021 по делу N А14-79/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-79/2022
Истец: Воронежская таможня, ООО "Современные технологии домостроения"
Ответчик: ООО "Современные технологии домостроения", Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление Воронежская таможня