г. Красноярск |
|
09 июня 2022 г. |
Дело N А33-30035/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" июня 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретаре судебного заседания Горлачёвой Ю.Д.,
при участии:
от ответчика (Управления Судебного департамента в Красноярском крае):
Маркевича А.Ю. представителя по доверенности от 09.07.2021,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Красноярском крае
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" марта 2022 года по делу N А33-30035/2021,
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (ИНН 2466161462, ОГРН 1152468019032, далее также - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Судебного департамента в Красноярском крае (ИНН 2466073216, ОГРН 1032402947092, далее - ответчик) об обязании в течение двенадцати месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
1) подготовить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в марте-ноябре 1917 года размещался Совет рабочих и солдатских депутатов" 1917 гг., расположенного по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, микрорайон Авиатор, 34;
2) выполнить в порядке статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в марте-ноябре 1917 года размещался Совет рабочих и солдатских депутатов" 1917 гг., расположенного по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, микрорайон Авиатор, 34.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 марта 2022 года требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре, а именно: подготовить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в марте-ноябре 1917 года размещался Совет рабочих и солдатских депутатов" 1917 гг., расположенного по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, микрорайон Авиатор, 34; выполнить в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в марте-ноябре 1917 года размещался Совет рабочих и солдатских депутатов"1917 гг., расположенного по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, микрорайон Авиатор, 34.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия своевременно не было осуществлено пор причине того, что департамент не планировал использовать спорный объект в будущем,
Как указывает ответчик, в настоящее время проводятся мероприятия по высвобождению спорного объекта культурного наследия с последующим прекращением вещных прав на него.
Истцом отзыв на апелляционную жалобу не направлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), явку представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министерства культуры России от 07.12.2016 N 61273-р объект культурного наследия регионального значения "Здание, где в марте-ноябре 1917 года размещался Совет рабочих и солдатских депутатов", 1917 гг., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, микрорайон Авиатор, 34 (далее - ОКН), зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Приказом от 08.12.2016 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца ОКН. Правообладателем ОКН (право оперативного управления) является ответчик, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13.08.2021 N N КУВИ-002/2021-105438122, КУВИ-002/2021-105443450, КУВИ-002/2021-105441170, КУВИ-002/2021-105442530, от 14.03.2022 NN КУВИ-001/2022-34471886, КУВИ-001/2022-34470551.
Актом от 18.03.2016 установлено общее состояние объекта культурного наследия, как удовлетворительное. В стенах здания обнаружены наклонные и вертикальные трещины, обнаружены трещины и мелкие повреждения по плоскости отмостки, выявлено выветривание раствора кирпичной кладки стен, водосточные трубы на стыках не герметичны, по ступеням лестницы множественные сколы и трещины и др.
Приказ направлен ответчику письмом от 09.12.2016. В указанно письме установлены сроки проведения работ по сохранению ОКН, а именно: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта - 01.05.2019; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией - 01.09.2021.
Приказом от 03.08.2021 утвержден предмет охраны ОКН регионального значения.
В 2021 году объект культурного наследия повторно осмотрен Службой, о чем составлен акт технического состояния от 13.09.2021, установлено, что общее состояние ОКН оценивается, как неудовлетворительное. Истцом были установлены следующие недостатки технического состояния ОКН:
фундамент здания - ленточный бутовый (по стенам здания обнаружены множественные наклонные и вертикальные трещины по кирпичной кладке, являющиеся косвенными признаками снижения несущей способности фундаментов здания);
цоколи и отмостки - цоколь кирпичный (выветривание раствора кирпичной кладки; деструкция кирпичной кладки; множественные следы замачивания и массовые поросли мха; штучные элементы кирпичной кладки в уровне цоколя отсутствуют); отмостка по периметру здания бетонная (обнаружены зазоры между цоколем и отмосткой, множественные трещины, растительность по плоскости отмостки);
стены наружные - выполнены из кирпича (выветривание раствора кирпичной кладки стен здания; множественные трещины по стенам здания, трещины значительной ширины раскрытия в перемычках; следы замачивания с разрушением наружной версты кладки и моховой порослью в местах крепления водосточных труб; в швах кладки растительность в виде мха);
крыша (стропила, обрешетка, кровля, фермы, водосточные желоба и трубы, пр.) - кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетке; стропильная система деревянная (следы ремонта кровельного покрытия на отдельных участках, нарушение герметичности кровли, следы замачивания стропил и обрешетки); с кровли организована наружная система отвода воды (водосточные трубы в стыках не герметичны, местами прерываются, имеется расстыкованный участок водосточной трубы;
антикоррозионная защита водосточных труб и воронок преимущественно нарушена; растительность в водосточных воронках и желобах);
внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, резные украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах и прочее убранство) - декоративные элементы выполнены из кирпичной кладки (обнаружено разрушение отдельных кирпичей элементов декора);
перекрытия (междуэтажные, чердачные, сводчатые, плоские) - перекрытия из кирпичных сводиков по металлическим балкам, оштукатурены и окрашены; в коридорах и большей части кабинетов перекрытия зашиты подвесными потолками типа "АРМСТРОНГ" или наклеена потолочная плитка (следы протечек в отдельных помещениях восточной части первого этажа и значительные следы замачивания по потолкам западной части второго этажа);
полы - полы преимущественно застелены линолеумом (локальные нарушения целостности покрытия пола); в части помещений первого этажа и коридоре второго этажа полы бетонные, брекчия (трещины в напольном покрытии);
стены внутренние (материал, конструкция, связи) - перегородки деревянные и кирпичные; преимущественно оштукатурены и окрашены (отделочный слой стен загрязнен, обои отстают от стен на больших участках в результате систематического замачивания; в штукатурном слое волосянные трещины и участки отставания);
дверные и оконные проемы и их заполнение - заполнения оконных проемов деревянные коробки с двойным остеклением, окрашенные (окрасочный слой шелушится, со стороны улицы окрасочный слой разрушился; отливы деформированы, замачивание межоконного пространства с потемнением и шелушением отделочного слоя); окна частично заменены на изделия из ПВХ профиля с одинарным стеклопакетом; на окнах цокольного этажа закреплены металлические решетки; заполнение наружных дверных проемов - металлические; заполнения внутренних дверных проемов - деревянные коробки с глухими деревянными полотнами; часть оконных проемов заложена кирпичом;
лестницы - бетонная междуэтажная лестница с деревянными перилами по металлическому ограждению в центральной части здания (нарушение окрасочного слоя перил и ступеней);
балконы, лоджии, карнизы, крыльца, веранды, лестницы, входы и пр. - со стороны северо-западного фасада кирпичное крыльцо, к которому ведет бетонная лестница с металлическим ограждением под металлическим навесом (деструкция бетона ступеней, множественные сколы и трещины, растительность в стыках конструктивных элементов; трещины, участки разрушения и поросли мха по кирпичной кладке крыльца, разрушение отделочного слоя, следы замачивания; по козырьку над лестницей растительность); с юго-западной стороны у входа устроена бетонная площадка под навесом, опирающимся на металлические столбы; металлическая лестница со стороны северо-восточного фасада; карниз кирпичный малого выноса.
Данный акт направлен в адрес ответчика письмом от 07.10.2021.
Истец, ссылаясь на невыполнение обязательств в области сохранения, использования и государственной охраны спорного объекта культурного наследия, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В преамбуле Закона N 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем, в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Закона N 73-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Таким образом, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиком на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
В силу пунктов 1, 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
На основании пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В силу пункта 3 статьи 11 Закон N 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предметом такого надзора, является, в том числе, осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Согласно подпункту 2 пункта 1.1 положения о Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 N 152-п (ред. от 21.12.2018), служба является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
Таким образом, истец является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ, истец, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования службы, исходил из того, что ответчик является правообладателем ОКН, следовательно, охранные обязательства подлежат выполнению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, на основании следующего.
В силу пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. При этом пунктом 13 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 2 Закона N 73-ФЗ). Таким образом, данные нормы предусматривают круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности.
С учетом вышеуказанного правового регулирования именно на ответчике, как правообладателе лежит обязанность по сохранению ОКН; ответчик на законных основаниях использует спорное помещение (право оперативного управления). При этом ОКН требует мер по сохранению, что подтверждается актами от 18.03.2016, а также повторным актом от 13.09.2021. При таких обстоятельствах ответчик обязан принять меры к сохранению и содержанию ОКН и привести его в надлежащее состояние.
То обстоятельство, что ответчик не планировал использовать спорный объект в будущем, а также предпринимает меры по высвобождению объекта, не изменяет правильных выводов суда первой инстанции, поскольку обязанность по осуществлению охраны ОКН возложена законом на ответчика. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный объект возвращен собственнику. Аргументы ответчика не могут являться причиной для отказа истцу в защите его прав с учетом установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и при отсутствии других способов защиты, иное бы противоречило общим принципам Арбитражного процессуального законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Ответчик может воспользоваться данным правом при наличии соответствующих обстоятельств.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" марта 2022 года по делу N А33-30035/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-30035/2021
Истец: Горлевская Яна Александровна, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4797/2024
13.07.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3275/2023
27.09.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4540/2022
09.06.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2507/2022
25.03.2022 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-30035/2021