г. Москва |
|
09 июня 2022 г. |
Дело N А41-76495/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от ИП Коновалова Сергея Аркадьевича: Томилин А.А., представитель по доверенности от 03.08.2021;
от АО "Мособлгаз": не явился, извещен;
от Администрации городского округа Кашира: Громов П.А., представитель по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Коновалова Сергея Аркадьевича на решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2022 года по делу N А41-76495/21, по исковому заявлению ИП Коновалова Сергея Аркадьевича к Акционерному обществу "Мособлгаз", Администрация городского округа Кашира об установлении платы за пользование сервитутом на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Коновалов Сергей Аркадьевич обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Мособлгаз", Администрации городского округа Кашира (далее - ответчики) об установлении платы за сервитут, расположенный на участке с кадастровым номером 50:37:0060214:13, по адресу: Московская область, г. о. Кашира, г. Кашира, ул. Урицкого, д. 5, из расчета 27826 руб. в месяц, сроком на 49 лет, установлении порядка индексации ежемесячной платы за сервитут один раз в год согласно уровню инфляции потребительских цен, публикуемого Росстатом по итогам года, об обязании заключить договор сроком на 49 лет и солидарно выплачивать установленную судом оплату за сервитут владельцу земельного участка.
В обоснование своих требований истец указал, что сервитут, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060214:13, принадлежащем ему на праве собственности, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2022 года по делу N А41-76495/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Коновалов Сергей Аркадьевич обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
АО "Мособлгаз" своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Коновалов Сергей Аркадьевич является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060214:13 с категорией "земли населенных пунктом", с видом разрешенного использования "для застройки и размещения производственных объектов", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Кашира, г. Кашира, ул. Урицкого, д. 5, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.04.2020 N 50/001/003/2020-20009.
Истец указал, что при получении выписки из ЕГРН от 10.08.2021 N КУВИ-002/2021-103313297 ему стало известно, что на основании постановления Администрации городского округа Кашира Московской области от 26.10.2020 N 2243-па в ЕГРН внесены сведения об ограничениях права на объект недвижимости, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, в целях размещения газораспределительной сети г. Кашира.
Истец, полагая свои права нарушенными ввиду прохождения на принадлежащем ему земельном участке охранной зоны, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Главной V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) регламентирован порядок установления публичного сервитута в отдельных целях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения).
Из указанной нормы следует, что для целей подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения возможно установление публичного сервитута в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса.
В соответствии со ст. 39.38 Земельного кодекса публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов.
Пунктом 1 статьи 39.39 Земельного кодекса установлено, что публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (пункт 1 статьи 39.40 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 данной статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения права аренды земельного участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет его копию в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.
При этом, плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Из материалов дела следует, что АО "Мособлгаз" 24.09.2020 направило в Администрацию ходатайство об установлении публичного сервитута в отношении, в том числе, земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения и его неотъемлемых технологических частей, право собственности на который возникло до 01.09.2018 в рамках реализации права, предусмотренного пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Установление публичного сервитута обусловлено необходимостью беспрепятственной эксплуатации, капитального и текущего ремонта газораспределительной сети г. Кашира и ее технологических частей, принадлежащих на праве собственности АО "Мособлгаз".
Мероприятия по размещению объектов системы газоснабжения производятся АО "Мособлгаз" в рамках реализации программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50.
Постановлением Администрации городского округа Кашира Московской области от 26.10.2020 N 2243-па на основании ходатайства АО "Мособлгаз" установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении части земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060214:13. Утверждены границы публичного сервитута.
Также, судом установлено, что органом местного самоуправления проведены мероприятия по выявлению правообладателей земельных участков и в официальном источнике Газета городского округа Кашира "Вести Каширского района" опубликовано извещение о возможном установлении публичного сервитута на 49 лет в отношении части земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060214:13 в целях размещения существующего объекта системы газоснабжения и его неотъемлемых технологических частей.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о соблюдении администрацией процедуры установления публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060214:13, предусмотренной главой V.7 Земельного кодекса с учетом положений, изложенных в пункте 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Сведений о том, что в настоящее время постановление Администрации городского округа Кашира Московской области от 26.10.2020 N 2243-па оспаривается, заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы об отклонении АО "Мособлгаз" письма об установлении сервитута на платной основе суд находит несостоятельными, поскольку заключение с правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута является правом, а не обязанностью для обладателя публичного сервитута.
В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута (пункт 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ).
При этом законодатель не только предоставляет право в целях эксплуатации уже существующих объектов оформить публичный сервитут на части земельных участков независимо от формы собственности на земельные участки, но и не устанавливает плату за публичный сервитут, если право собственности на сооружения возникло до 01.09.2018.
Также в материалы дела не представлено достаточных доказательств невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
При этом, согласно части 1 статьи 39.48 Земельного кодекса, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 настоящего Кодекса, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, прекращением прав на земельный участок.
Способы судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав определены в статье 12 ГК РФ.
При этом в тех случаях, когда для защиты того или иного права закон предусматривает определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным, может воспользоваться только предусмотренным законом способом.
Избранный способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду не представлены.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2022 по делу N А41-76495/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76495/2021
Истец: ИП Коновалов Сергей Аркадьевич
Ответчик: АО "МОСОБЛГАЗ"