город Москва |
|
10 июня 2022 г. |
дело N А40-232374/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бизнес-Сервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2022
по делу N А40- 232374/21,
по заявлению ООО "Бизнес-Сервис"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
о признании незаконным требования;
при участии:
от заявителя - Молчанова И.А. по доверенности от 01.01.2022; Низова Ю.П. по доверенности от 01.01.2022;
от заинтересованного лица - Сушильников И.С. по доверенности от 17.12.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Бизнес-Сервис" требований о признании незаконным требования о возврате субсидии и уплате пени исх. N 55834/02 от 05.07.2021, уплате штрафа исх. N 84999/02 от 04.10.2021, отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что в адрес ООО "Бизнес-Сервис" от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации поступило письмо (исх. N 55834/02 от 05.07.2021) - уведомление о расторжении договора с требованием о возврате субсидии в размере 41.441.621, 63 руб., уплате пени в размере 12.610.911, 59 руб.
Общество, не согласившись с требованием, обратилось в Министерство с возражениями.
07.10.2021 от Министерства поступило письмо исх. N 84999/02 от 04.10.2021 с требованием о возврате субсидии и уплате штрафа.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и отсутствия правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2015 N 831 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков, в рамках подпрограммы "Индустриальные парки" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков, в рамках подпрограммы "Индустриальные парки" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (в редакции от 22.08.2015).
Согласно п. 1 Правил субсидии предоставляются в целях стимулирования инвестиционной активности управляющих компаний.
Пунктом 3 Правил установлены критерии соответствия инвестиционного проекта.
Таким образом, условием и целью предоставления субсидии является достижение данных ключевых показателей.
Резидентом индустриального (промышленного) парка или технопарка в рамках Правил является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией индустриального (промышленного) парка или технопарка договор аренды и (или) купли-продажи объектов промышленной инфраструктуры индустриального (промышленного) парка или технопарка либо их частей и (или) земельного участка, находящихся в границах территории индустриального (промышленного) парка в целях ведения промышленного производства промышленной продукции или в границах территории технопарка в целях обеспечения рынка промышленной продукцией и технологиями.
Данное определение установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 в редакции от 04.08.2015.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" промышленное производство (промышленность) - это определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.
Во исполнение Правил между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ООО "Бизнес-Сервис" заключен договор о предоставлении субсидии от 06.10.2015 N 16У6067.2015.02.
Объем предоставленной субсидии по договору составляет 41.441.621, 63 руб. Согласно предмету договора (п. 1.2 договора) Министерством предоставляются субсидии на возмещение часта затрат, связанных с уплатой процентов по следующим кредитам (траншам в рамках кредитных линий), полученным в 2013- 2016 на реализацию инвестиционного проекта по созданию объектов индустриального парка "Две башни", а общество обязуется реализовать инвестиционный проект в соответствии с Планом-графиком реализации инвестиционного проекта, согласно приложению N 1 к договору и целевыми показателями эффективности реализации инвестиционного проекта, согласно приложению N 2 и договору.
По условиям п. п. 3.1.4, 3.1.3 договора общество обязуется соблюдать порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также в процессе реализации инвестиционного проекта выполнить план-график реализации инвестиционного проекта, согласно приложению N 1 к договору, и достигнуть целевые показатели эффективности реализации инвестиционного проекта, согласно приложению N 2 и договору.
Согласно п. 3.1.7 договора, общество обязуется до завершения срока реализации инвестиционного проекта каждое полугодие в срок, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Министерство, в том числе, по форме согласно приложению N 4 к договору отчет о ходе выполнения плана-графика, о динамике достижения целевых показателей, о размере привлекаемых заемных средств и выплате по привлеченным средствам, о ходе реализации инвестиционного проекта с применением геоинформационной системы индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков (при наличии).
Общество представляет в Министерство отчет по указанной форме в 3-х экземплярах с приложением подтверждающих документов, в том числе: договоры подрядов и выполнения услуг, копии платежных поручений, копии актов ввода в эксплуатацию, копии актов приема работ и др.
ООО "Бизнес-Сервис" письмом от 19.01.2021 N 01-БС/19012021 направлен в Министерство отчет о достижении целевых показателей эффективности инвестиционного проекта, согласно которому заявлялось полное достижение всех целевых показателей эффективности инвестиционного проекта.
В целях проверки фактического достижения ООО "Бизнес-Сервис" целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта Министерством письмами от 25.11.2020 N 90742/02 и N 29372/02 от 12.04.2021 истребованы копии подтверждающих документов.
ООО "Бизнес-Сервис" подтверждающие документы предоставлены не в полном объеме - не представлены документы, подтверждающие достижение целевых показателей "количество высокопроизводительных рабочих мест" и "среднегодовой коэффициент роста производительности труда".
В целях установления фактического уровня достижения ООО "Бизнес-Сервис" целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта, а также проверки соблюдения ООО "Бизнес-Сервис" порядка, целей и условий предоставления субсидии, во исполнение приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.04.2021 N 1254 "О проведении обязательных проверок соблюдения управляющими компаниями целей, условий и порядка предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков", Министерством 16.04.2021 проведена обязательная выездная проверка соблюдения ООО "Бизнес-Сервис" целей, условий и порядка предоставления субсидий.
По результатам проведенной обязательной выездной проверки составлен акт обязательной выездной проверки, которым установлено неисполнение ООО "Бизнес-Сервис" условий получения субсидий из федерального бюджета по следующим основаниям.
В нарушение п. 3 Правил, п. п. 3.1.2, 3.1.3 договора по состоянию на 31.12.2020 ООО "Бизнес-Сервис" не обеспечено достижение 3-х из 6-ти целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта, предусмотренных приложением N 2 к договору: достижение целевого показателя "количество резидентов" составило 50 % (1 из 2 резидентов); установлен факт размещения и ведения производственной деятельности на территории индустриального парка "Две Башни" только одним арендатором ООО "Система-5".
В нарушение п. п. 2, 3 требований к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" арендатор АО "ДКС" не соответствует требованиям к резидентам индустриального (промышленного) парка, поскольку не осуществляет на территории индустриального парка "Две Башни" промышленную деятельность, на территории парка занимается только логистической и складской деятельностью, что отражено в акте.
Производственные помещения, которые согласно заявлению ООО "Бизнес-Сервис" арендует АО "ДКС" в индустриальном парке в целях ведения промышленного производства, проверяющим не продемонстрированы.
Не достигнут целевой показатель "количество высокопроизводительных рабочих мест".
В целях установления фактического уровня достижения целевого показателя "количество высокопроизводительных рабочих мест" письмами от 25.11.2020 N 90742/02 и от 12.04.2021 N 29372/02, а также в ходе проведения обязательной проверки повторно запрошены у представителей ООО "Бизнес-Сервис" документы, подтверждающие достижение целевого показателя "Количество высокопроизводительных рабочих мест" (штатное расписание резидентов индустриального парка и (или) отчеты о фактической численности работников резидентов индустриального парка, подготовленные резидентами индустриального парка в соответствии формой N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" по состоянию на 31.12.2020).
По информации, полученной от Департамента региональной промышленной политики и проектного управления, вышеуказанные документы представителями ООО "Бизнес-Сервис" не представлены.
Кроме того, ООО "Бизнес-Сервис" письмом от 21.07.2021 уведомило Министерство о не достижении целевого показателя "Количество высокопроизводительных рабочих мест" (план - 1710, факт - 757).
Однако, подтверждающие документы для определения фактического уровня достижения показателя ООО "Бизнес-Сервис" не представлены Министерству.
Не достигнут целевой показатель "среднегодовой коэффициент роста производительности труда".
Подтверждающие документы для определения фактического уровня достижения показателя ООО "Бизнес-Сервис" не представлены контрольному органу в ходе проведения обязательной выездной проверки.
По информации, полученной от Департамента региональной промышленной политики и проектного управления, представители ООО "Бизнес-Сервис" в ходе проведения обязательной проверки затруднились сообщить о том, как рассчитан указанный показатель при представлении отчетности за 2020 год.
В нарушение п. 3 Правил и п. 3.1.4 договора ООО "Бизнес-Сервис" не выполнен показатель "уровень заполняемости объектов резидентами индустриального (промышленного) парка или технопарка на конец 2020 года - не менее 70 % общей совокупной площади".
Фактический уровень заполняемости объектов резидентами индустриального парка на конец 2020 года составил 33,6 % (учитывая, что арендатор АО "ДКС" не соответствует требованиям к резидентам индустриального (промышленного) парка).
Таким образом, ООО "Бизнес-Сервис" не достигнуты 3 целевых показателя, предусмотренные Правилами и договором, что является нарушением условий предоставления субсидии и нарушением предмета договора.
Кроме того, в 2020 году Федеральным казначейством проведена камеральная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк") в 2013-2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков (камеральная проверка).
Согласно акту камеральной проверки, направленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации письмом Федерального казначейства от 13.11.2020 (вх. N МП-218444 от 26.11.2020), Федеральным казначейством установлено несоответствие индустриального парка "Две Башни" и ООО "Бизнес-Сервис" требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794.
Согласно п. 24 Правил и п. 5.2 договора в случае установления по итогам проверок факта нарушения условий, цели и порядка предоставления субсидии, определенных Правилами и договором, общество возвращает полученную субсидию в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Также общество несет ответственность за достоверность сведений, представляемых в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по условиям п. 5.3 договора.
В ходе обязательной выездной проверки установлено, что ООО "Бизнес-Сервис" письмом от 19.01.2021 N 01-БС/19012021 фактически представлены недостоверные сведения в отчет за 2020 и предыдущие годы о достижении целевых показателей эффективности инвестиционного проекта.
В соответствии с п. 5.4 договора общество в случае не достижения значений, предусмотренных целевыми показателями эффективности реализации инвестиционного проекта, уплачивает штрафные санкции в размере согласно расчету, указанному в приложении N 3 к Правилам.
Штрафные санкции уплачиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования.
Министерством неоднократно направлялись запросы в адрес ООО "Бизнес-Сервис" о предоставлении необходимых документов.
В связи с изложенным, Министерством письмом от 05.07.2021 N 55834/02 общество уведомлено о расторжении договора на основании п. 8.1 договора и направлено требование о возврате предоставленной субсидии в полном объеме в соответствии с п. 24 Правил и п. 5.1 - 5.3 договора.
На основании ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2022 по делу N А40-232374/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232374/2021
Истец: ООО "БИЗНЕС-СЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ