город Томск |
|
16 июня 2022 г. |
Дело N А45-28858/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ТеплоТрейд" (N 07АП-3318/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.03.2022 по делу N А45-28858/2021 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ТеплоТрейд" (633162, Новосибирская область, Колыванский район, Колывань рабочий поселок, Гагарина улица, дом 3, помещение 7 ОГРН: 1135476104125, ИНН: 5404488150) к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (630108, Новосибирская область, Новосибирск город, Труда площадь, 1) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ТеплоТрейд"; об обязании осуществить государственную регистрацию ликвидацию, исключить общество из ЕГРЮЛ,
третьи лица: 1) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области (ОГРН: 1045403917998, ИНН: 5410000109), 2) общество с ограниченной ответственностью "ТПК" (ОГРН: 1197031058454, ИНН: 7017461034),
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Кузнецова Н. Г. по дов. от 18.04.2022, диплом;
От заинтересованного лица: Мышкин Д. С. по дов. от 22.04.2022, диплом;
От третьих лиц: от ООО "ТПК" - конкурсный управляющий Гарфутдинов А. Х., паспорт; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области - без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ТеплоТрейд" (далее - ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - Инспекция N 16, заинтересованное лицо), выразившихся в неправомерном направлении требований о погашении налоговых обязательств за пределами установленного срока, отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Торговый дом ТеплоТрейд", незаконными; обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации ООО "Торговый дом ТеплоТрейд", исключить общество из ЕГРЮЛ в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области (далее - Инспекция N23), общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТПК".
Решением суда от 22.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что недостоверность сведений, отраженных в ликвидационном балансе, не подтверждена, следовательно, отказ в государственной регистрации ликвидации общества неправомерен; заявитель возражал против привлечения ООО "ТПК" к участию в деле, в связи с отсутствием у третьего лица процессуального интереса. По состоянию на момент совершения ответчиком оспариваемых действий какие-либо требования третьего лица отсутствовали.
Инспекция N 16 в отзыве на апелляционную жалобу, представленном порядке ст. 262 АПК РФ, с ее доводами не согласилась, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица (Инспекция N 23 и ООО "ТПК") в отзывах на апелляционную жалобу также считают ее не подлежащей удовлетворению.
От апеллянта поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно решения Инспекции N 23 об отказе в привлечении к ответственности N1366 от 25.05.2022, а также ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до момента рассмотрения апелляционной жалобы по делу N А45-7779/2022.
Ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств рассмотрено судом в порядке статей 159, 268 АПК РФ и в удовлетворении ходатайства отказано, поскольку они получены после вынесения решения суда по настоящему делу.
Рассмотрев ходатайство апеллянта о приостановлении производства по делу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ, производство по делу приостанавливается до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда (пункт 1 статьи 145 АПК РФ).
Приостановление производства по указанному основанию производится в случае, когда в производстве суда имеется иное дело, обстоятельства которого касаются одного и того же материального правоотношения, разрешаемые по этому делу вопросы находятся в пределах рассматриваемого арбитражным судом спора. Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до рассмотрения другого дела.
При этом обстоятельства, исследуемые в другом деле, должны иметь значение для арбитражного дела, рассмотрение которого подлежит приостановлению, то есть могут влиять на рассмотрение дела по существу.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что судом первой инстанции непосредственно в данном деле исследованы обстоятельств, связанные с порядком ликвидации юридического лица, не усматривает препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А45-7779/2022, в котором рассмотрен иск ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области о продлении срока ликвидации.
По аналогичным основаниям апелляционный суд не усмотрел оснований для приостановления производства по настоящему делу по ходатайству конкурсного управляющего ООО "ТПК" Гарфутдинова А. Х. до вступления в законную силу судебного акта по делу N А45-11847/2022; данное дело по иску конкурсного управляющего ООО "ТПК" Гарфутдинова А. Х. рассматривается в суде первой инстанции, предмет спора: признать незаконным бездействие ликвидатора ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" Белого В. Т. по необращению с заявлением о признании ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" банкротом.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали каждый свою позицию по делу.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решение о ликвидации ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд", об установлении срока ликвидации на 1 год и назначении ликвидатора принято участниками общества 17.08.2020.
С учетом положений п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ), процедура ликвидации ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" должна быть завершена не позднее 17.08.2021 с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Запись за ГРН 2205400967341 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора внесена в ЕГРЮЛ 24.08.2020 на основании пакета документов, представленного в регистрирующий орган 17.08.2020.
Запись за ГРН 2205401459514 о составлении промежуточного ликвидационного баланса внесена в государственный реестр 09.12.2020, на основании документов, представленных в регистрирующий орган (77538А).
В Инспекцию 10.04.2021 в связи с ликвидацией ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" в электронной форме (номер заявки U021040913629394) поступило заявление по форме N Р15016 (вх. N 18711 А) с приложением решения единственного участника от 09.04.2021, ликвидационного баланса на 09.04.2021.
Сообщение о принятом ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" решении о ликвидации юридического лица опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 35 (802) от 02.09.2020.
При рассмотрении указанных выше документов Инспекция располагала письмом Межрайонной ИФНС России N 15 по Новосибирской области (в настоящее время реорганизовано в Межрайонную ИФНС России N 23 по Новосибирской области) (далее - Налоговый орган) N 05-08/016406 от 12.04.2021 о том, что при проведении камеральной проверки в отношении ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" в связи с предоставлением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация по НДС), представленной 22.01.2021, за период 1 квартал 2020 выявлены нарушения, о чем составлен акт камеральной проверки N 1721 от 12.04.2021 (далее - акт от 12.04.2021), направлен в адрес ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" по телекоммуникационному каналу связи 13.04.2021, а также по почте заказным письмом от 15.04.2021.
Из указанного выше письма налогового органа следовало, что к ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" имеется претензия, поскольку у ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" имеются прямые расхождения по НДС вида "разрыв", в сумме НДС 112 945 рублей 14 копеек, а также налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" выявленные расхождения по НДС вида "разрыв", не отраженные в декларации по НДС в общей сумме НДС 1 001 424 рублей 96 копеек.
Регистрирующий орган с учетом информации, представленной налоговым органом, пришел к выводу о том, что обществом не соблюден порядок ликвидации, и ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а потому 16.04.2021 принято решение N 18711А об отказе в государственной регистрации на основании пп. "х", "ч" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
При принятии оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации учтена позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 и в Определение ВАС РФ от 18.03.2011 N ВАС-2646/11 по делу N А60-18817/2010-С9 о том, что достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Налоговым органом 01.11.2021 в УФНС России по Новосибирской области направлено письмо N 05-04/2112дсп@ о корректировке плана выездной налоговой проверки, для включения ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" в план проведения выездных налоговых проверок на 4 квартал 2021 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области жалоба ООО "Торговый дом "Тепло Трейд" на решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Новосибирской области об отказе в государственной регистрации при ликвидации Общества от 16.04.2021 N 18711А оставлена без рассмотрения.
Не согласившись действиями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Порядок ликвидации юридического лица, установленный статьей 63 ГК РФ, предусматривает: размещение ликвидационной комиссией в соответствующих органах печати публикации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принятие ликвидационной комиссией мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности; письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса и представление его на утверждение учредителям (участникам) юридического лица; составление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами и утверждение его учредителями (участниками) юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 указанного закона основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов. Предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Согласно частям 1 - 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 - 63 ГК РФ, подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления о ликвидации организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
Одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.
Из изложенного следует, что при наличии не погашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может и не должно быть ликвидировано, кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности. В противном случае могут быть нарушены права и законные интересы кредиторов, требования которых не могут быть удовлетворены при добровольной ликвидации должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Судом из материалов дела установлено, что со стороны Инспекции N 23 к ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" имеется претензия, на общую сумму НДС 3 296 587 рублей 47 копеек, прямые расхождения по НДС вида "разрыв", в сумме НДС 112 945 рублей 14 копеек, а также Налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" выявленные расхождения по НДС вида "разрыв", в общей сумме НДС 1 001 424 рублей 96 копеек.
Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоялось 01.06.2021, по результатам рассмотрения принято решение от 01.06.2021 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения регистрирующего органа отсутствовали основания утверждать, что у общества не имеется задолженности по налогам.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что в рамках дела N А67-10179/2020 признана недействительной сделка - платеж ООО "ТПК" от 02.12.2019 на сумму 1 500 000 руб. в адрес ИФНС России по Ленинскому району за ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд", применены последствия недействительности ничтожной сделки - взысканы с ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд" в конкурсную массу ООО "ТПК" денежные средства в размере 1 500 000 руб., а также проценты исходя из ключевой ставки Банка России (ставки рефинансирования), действовавшей на дату совершения платежа по дату возврата ООО "ТПК".
Таким образом, помимо претензии налогового органа имеются претензии ООО "ТПК" относительно неисполненных обязательств заявителем.
В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
Суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию регистрирующего органа о том, что обществом не соблюден порядок ликвидации, и ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а потому 16.04.2021 принято решение N 18711А об отказе в государственной регистрации на основании пп. "х", "ч" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апеллянта, при наличии не погашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может быть ликвидировано.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, поскольку действия заинтересованного лица соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя по настоящему делу.
При названных обстоятельствах оснований для иных выводов и иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.03.2022 по делу N А45-28858/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ТеплоТрейд" - без удовлетворения.
Возвратить Белому Владимиру Тимофеевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 25.03.2022 за общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ТеплоТрейд".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28858/2021
Истец: ООО "Торговый Дом ТеплоТрейд"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИФНС N 23 по Новосибирской области, МИФНС N 23 по НСО, ООО " "ТПК", Седьмой арбитражный апелляционный суд