город Ростов-на-Дону |
|
17 июня 2022 г. |
дело N А53-45010/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от заявителя: представитель Атапин А.Н. по доверенности от 08.12.2021,
от заинтересованного лица: представитель Пономарева Н.К. по доверенности от 23.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества коммерческий банк "Центр-инвест"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2022
по делу N А53-45010/2021
по заявлению публичного акционерного общества коммерческий банк
"Центр-инвест" (ИНН 6163011391, ОГРН 1026100001949)
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
об оспаривании постановления N 23-14/2021-162 от 14.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество коммерческий банк "Центр-инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление, казначейство) об изменении постановления N 23-14/2021-162 от 14.12.2021 о назначении административного наказания в части вменения нарушения по включению в ноябре 2020 года в 6 случаях в расчет субсидии суммы процентов, не уплаченных заемщиками в расчетном периоде.
Заявление мотивировано необоснованными выводами казначейства о неправомерном включении в ноябре 2020 года в 6 случаях в расчет субсидии суммы процентов, уплаченных заемщиками не в полном объеме и с нарушением срока.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1711 (в редакции от 31.10.2019) ПАО КБ "Центр-Инвест" в ноябре 2020 года в 6 случаях неправомерно включило в расчет субсидии суммы процентов, не уплаченные заемщиками в расчетном периоде, а также уплаченные с нарушением установленного срока, то есть с нарушением условий договора: по кредитному договору 00181565 от 28.10.2020, заключенным с заемщиком Греховой; по кредитному договору 40200018 от 28.10.2020, заключенным с заемщиком Рыбалкиным, по кредитному договору 7819019 от 25.12.2019, заключенным с заемщиком Девятил; по кредитному договору 82200881 от 28.09.2020, заключенным с заемщиком Коваленко; по кредитному договору 131180225 от 28.09.2020, заключенным с заемщиком Бабаян; по кредитному договору 21200933 от 30.09.2020, заключенным с заемщиком Хамо.
Сумма неправомерно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за ноябрь составила 14 173,98 рублей.
Данное нарушение подтверждено заявлением на получение субсидии, кредитным договором, расшифровкой движения по счету общества, пояснениями общества, а также соответствующим образом зафиксировано в протоколе об административном правонарушении.
Из буквального толкования абз. 3 п. 4 Правил N 1711 (в редакции от 31.10.2019) следует, что условием предоставления субсидии является выполнение обязательств, как по погашению основного долга, так и уплате начисленных процентов в соответствии с условиями кредитного договора.
Постановление Правительства N 1060 от 30.06.2021 не содержит норм, касающихся распространения его положений на отношения, возникшие до введения его в действие.
Суд первой инстанции счел доказанным административным органом наличие в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, а также вину общества в совершении этого правонарушения.
Публичное акционерное общество коммерческий банк "Центр-инвест" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить.
В апелляционной жалобе общество повторило доводы, изложенные в заявлении, а также указало, что судом первой инстанции не указаны мотивированное нормами права выводы, послужившие основанием для отказа в удовлетворении жалобы ПАО КБ "Центр-инвест".
ПАО КБ "Центр-инвест" заявлялись доводы о применении положении части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации, которым не была дана надлежащая правовая оценка.
В постановлении Правительства РФ N 1711 от 30.12.2017 в редакции распространяющей свое действие на отношения, возникшие в 2020 году (редакции от 31.10.2019, от 27.07.2020), содержалось условие о том, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1060 указанное положение о порядке и размере возмещения недополученных доходов изменено. Редакция от 30.06.2021 предусматривает, что возмещение недополученных доходов осуществляется исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).
Таким образом, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1060 фактически улучшено положение ПАО КБ "Центр-инвест", так как заявления о получении субсидии направлялись исходя из фактически уплаченной в соответствии условиями кредитных договоров суммы процентов по кредитному договору до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1060.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо апелляционную жалобу не признало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 в составе суда произведена замена судьи Нарышкиной Н.В. на судью Фахретдинова Т.Р. в связи с нахождением судьи Нарышкиной Н.В. в отпуске.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Ростовской области от 22.06.2021 N 576 "О назначении плановой выездной проверки Публичного акционерного общества коммерческого банка "Центр-инвест" (в редакции приказа УФК по Ростовской области от 29.06.2021 N 607), в ПАО КБ "Центр-инвест" проведена проверка предоставления субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1711, и (или) соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1711 (в редакции от 31.10.2019) ПАО КБ "Центр-инвест" в ноябре 2020 года в 6 случаях неправомерно включило в расчет субсидии суммы процентов, не уплаченные заемщиком в расчетном периоде, что привело к завышению суммы субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам за ноябрь 2020 года на 14 173,98 руб.
30.11.2021 в присутствии представителя общества старшим контролером ревизором Управления Федерального Казначейства по Ростовской области в отношении ПАО КБ "Центр-Инвест" был составлен протокол N 23-14/2021-162 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
14.12.2021, в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя общества, заместитель руководителя Управления Федерального Казначейства по Ростовской области вынес постановление о назначении административного наказания N 23-14/2021-162 о признании ПАО "Центр- Инвест" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 354,87 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, ПАО КБ "Центр-Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления в указанной части.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются, в том числе: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как устанавливает пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, цели, условия и порядок предоставления субсидий определяются, в том числе, нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1711 (в редакции от 31.10.2019) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам) (далее - Правила).
Основные условия выдачи кредитов (займов) установлены пунктами 1, 9 и 10 Правил N 1711 предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям, которыми определены виды и сроки выдачи кредитов (займов), категории граждан, имеющих право на получение льготных кредитов (займов), требования к кредитным договорам (договорам займа).
Согласно пункту 15 данных Правил, для получения субсидии кредитная организация и общество "ДОМ.РФ" представляют в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, заявление на получение субсидии по форме согласно приложению N 3, подписанное руководителем кредитной организации (уполномоченным им лицом) или общества "ДОМ.РФ" (уполномоченным им лицом). В случае подписания заявления уполномоченным лицом в Минфин России одновременно с заявлением представляются документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия уполномоченного лица кредитной организации или общества "ДОМ.РФ".
Пунктом 3 Правил N 1711 установлено, что субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Минфину России на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1711, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до Минфина России как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 Правил N 1711.
В абзаце 4 пункта 4 Правил N 1711 предусмотрено условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).
Таким образом, условием предоставления субсидии является выполнение обязательств, как по погашению основного долга, так и уплате начисленных процентов в соответствии с условиями кредитного договора.
Как указано ранее, в ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 3 пункта 4 Правил N 1711 ПАО КБ "Центр-Инвест" в ноябре 2020 года в 6 случаях включило в расчет субсидии суммы процентов, не уплаченные заемщиком в расчетном периоде, уплаченные с нарушением установленного срока.
ПАО КБ "Центр-Инвест" включены в расчеты субсидий проценты, не уплаченные в расчетном периоде, уплаченные заемщиками не в полном объеме и уплаченные с нарушением установленного срока по следующим кредитным договорам: N 00181565 от 28.10.2020, заключенным с заемщиком Греховой; N 40200018 от 28.10.2020, заключенным с заемщиком Рыбалкиным, N 7819019 от 25.12.2019, заключенным с заемщиком Девятил; N 82200881 от 28.09.2020, заключенным с заемщиком Коваленко; N 131180225 от 28.09.2020, заключенным с заемщиком Бабаян; N 21200933 от 30.09.2020, заключенным с заемщиком Хамо.
Размер неправомерно включенных в расчет субсидии процентов составил 37 797,28 рублей, сумма неправомерно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за ноябрь 2020 года составила 14 173,98 рублей.
Судом первой инстанции верно установлено, что несвоевременное погашение, как кредита, так и процентов является нарушением условий предоставления субсидии, что влечет отсутствие права на предъявление к субсидированию.
Довод заявителя жалобы о том, что до внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1711 банк представлял заявления о возмещении недополученных доходов, исходя из фактически полученных сумм, оплаченных заемщиками без разделения на надлежащее или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитным договорам, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку документально не подтвержден.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что однозначное толкование норм постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1711, регулирующих размер получения субсидии в зависимости от надлежащего или ненадлежащего исполнения обязательства заемщика по оплате процентов за пользование кредитом и официальное толкование, отсутствует. При этом толкование должно исходить из цели субсидирования - государственной поддержки жилищного (ипотечного) кредитования.
Судом первой инстанции отмечено, что ПАО КБ "Центр-Инвест" в обоснование своих требований ссылается на положения Правил N 1711 в редакции от 30.06.2021, которая в свою очередь не распространяется на отношения, возникшие в 2020 году, являющиеся предметом проверки.
Из изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1060, следует, что абзац 3 пункта 4 Правил N 1711 изложен в иной редакции, слова "в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов" заменены на "исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетом месяце суммы процентов".
Вместе с тем, постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1060 вступило в силу 01.07.2021 и не содержит норм, распространяющих его положения на отношения, возникшие до введения его в действие.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам банка о применении положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В рассматриваемом случае закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение не принят, статья 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не изменена.
Улучшения положения лица, совершившего административное правонарушение, не произошло. Со вступления в силу Постановления N 1060 с 01.07.2021 изменился порядок получения субсидии, порядок получения субсидии в более ранний период, в том числе за ноябрь 2020 года, не изменился и для лиц, допустивших нарушения, изменения не произошли.
В связи с этим основания для применения положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заявителя жалобы отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих принятие всех достаточных мер, направленных на недопущение нарушений требований законодательства, правил предоставления субсидий и бюджетного законодательства, обществом не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности привлечения общества в административной ответственности по части 2 статье 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
У ПАО КБ "Центр-Инвест" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
При таких условиях, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2022 по делу N А53-45010/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-45010/2021
Истец: ПАО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЦЕНТР-ИНВЕСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ