г. Пермь |
|
20 июня 2022 г. |
Дело N А60-146/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Толстопят А.В., паспорт, доверенность N 08 от 01.02.2022, диплом,
от заинтересованного лица: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Главного управления МЧС России по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 апреля 2022 года
по делу N А60-146/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6678082192, ОГРН 1176658045728)
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы (по Железнодорожному району МО "город Екатеринбург") ОДН и ПР МО "город Екатеринбург" УНД И ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
о признании незаконным постановления N 1921 от 23.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - заявитель, ООО "УК "РЭМП Железнодорожного района", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы (по Железнодорожному району МО "город Екатеринбург") ОДН и ПР МО "город Екатеринбург" УНД И ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 1921 от 23.12.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены. Постановление о назначении административного наказания N 1921 от 23.12.2021 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Железнодорожному району МО "город Екатеринбург") ОДН и ПР МО "город Екатеринбург" УНД И ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным Главное управление МЧС России по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым прекратить производство по делу и оставить заявление без рассмотрения. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель настаивает на том, что данное дело не относится к компетенции арбитражного суда. Также указывает на отсутствие надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Заместителем главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору Тепловым Д.А. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" вынесено постановление N 1921 от 23.12.2021 г. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Полагая, что вышеназванное постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о недоказанности административным органом обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае если в апелляционной жалобе на решение арбитражного суда первой инстанции содержатся доводы относительно нарушения правил подсудности при рассмотрении дела в суде первой инстанции и арбитражный суд апелляционной инстанции установит, что у заявителя не было возможности в суде первой инстанции заявить о неподсудности дела этому арбитражному суду в форме ходатайства о передаче дела по подсудности в связи с неизвещением его о времени и месте судебного заседания или непривлечением его к участию в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции, установив нарушение правил подсудности, применительно к пункту 2 части 4 статьи 272 АПК РФ отменяет судебный акт и направляет дело в арбитражный суд первой инстанции по подсудности.
Если при рассмотрении апелляционной жалобы будет установлено, что дело не подлежало рассмотрению в арбитражном суде и лицо, подавшее жалобу, заявляло об этом при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции или не могло заявить об этом, поскольку не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, не было привлечено к участию в деле, то судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче арбитражным судом апелляционной инстанции в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 39 АПК РФ (часть 1 статьи 266 АПК РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", части 1 статьи 27 АПК РФ компетенция арбитражного суда является специальной.
Положениями части 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Обязательными критериями отнесения дела к компетенции арбитражного суда являются субъектный состав его участников и характер спора, возникший из правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Само по себе наличие статуса юридического лица не является основанием для отнесения любого спора с его участием к компетенции арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что Общество оспаривает постановление, вынесенное за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Указанная статья включена в главу 20 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность".
Правовая норма, предусматривающая состав административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, имеет объектом посягательства общественные отношения в сфере пожарной безопасности.
Диспозиция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ также не содержит указания на такой квалифицирующий признак правонарушения, как его совершение в процессе осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как разъяснено в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
При этом дела, прямо перечисленные в пункте 33 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (вопрос 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Таким образом, учитывая положения приведенных норм права, у арбитражного суда отсутствовали основания для рассмотрения указанного спора.
Вопреки доводам заявителя жалобы, наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области пожарной безопасности не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность, поскольку в любом случае представляет собой нарушение норм публичного права.
Рассмотрение судом первой инстанции дела, не относящегося к компетенции арбитражных судов, является существенным нарушением норм процессуального права.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что административный орган не имел возможности заявить суду о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Так, ч. 4 ст. 121 АПК РФ предусмотрено, что судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по адресу данного юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства юридического лица, такое извещение направляется также по адресу этого филиала или представительства. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Документы, подтверждающие направление арбитражным судом копий судебных актов и их получение адресатом в порядке, установленном настоящей статьей (уведомление о вручении, расписка, иные документы), приобщаются к материалам дела (ч. 5 ст. 122 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, определение арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2022, а также определения об отложении судебных разбирательств от 24.02.2022, 04.03.2022 были направлены по адресу, указанному заявителем в заявлении об оспаривании постановления: 620050, г. Екатеринбург, ул. Маневровая, 38.
Согласно оспариваемому постановлению по данному адресу состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении.
Между тем, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, представленной заявителем в материалы дела, юридический адрес административного органа: 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 84.
В связи с чем, направление определений арбитражного суда по адресу, не являющемуся юридическим адресом юридического лица, либо адресом филиала, представительства, которое адресатом не получено, не может свидетельствовать о надлежащем извещении административного органа о времени и месте рассмотрения искового заявления.
При этом по юридическому адресу, в нарушение вышеприведенных положений АПК РФ, ответчик о времени и месте рассмотрения искового заявления не извещался. Соответственно, ответчик не имел возможности заявить о неподведомственности спора арбитражному суду.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П закреплено, что подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Согласно части 4 статьи 39 АПК РФ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Принимая во внимание то, что спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, учитывая, что ответчик не мог заявить об этом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2022 подлежит отмене (часть 3 статьи 270 АПК РФ), а дело подлежит направлению в Свердловский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2022 года по делу N А60-146/2022 отменить.
Передать дело N А60-146/2022 в Свердловский областной суд для последующего направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-146/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ РЭМП ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Отдел надзорной деятельности и профилактики работы (по Железнодорожному району МО "город Екатеринбург") ОДН и ПР МО "город Екатеринбург" УНД и ПР Главного упарвления МЧС России по Свердловской области