г. Чита |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А19-18636/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года по делу N А19-18636/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (ОГРН 1043800526582, ИНН 3801072147; 665821, Иркутская область, г. Ангарск, мкр Старо-Байкальск, д. 5) к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986; 664073, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Канадзавы, д.2) о взыскании 613 599 рублей 67 копеек,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299; 664027, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д.1 к.а), областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (ОГРН 1143850038309, ИНН 3801992708; 665821, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Коминтерна, д. 41), общество с ограниченной ответственностью "Расчётно-кассовый центр "Салвент" (ОГРН 1023800527541, ИНН 3801047454; 665825, Иркутская область, г. Ангарск, кв-л 85, д. 9, офис 21), общество с ограниченной ответственностью "Газета "Время" (ОГРН 1043800538847, ИНН 3801073616; 665830, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Ленина, д.43),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" - Пескова А.С. - представителя по доверенности от 21 марта 2022 года
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (далее - истец, общество или ООО "Автоколонна 1951") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее также - ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 604 011 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство финансов Иркутской области (далее - Минфин Иркутской области), областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району").
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Расчётно-кассовый центр "Салвент" (далее - ООО "РКЦ "Салвент"), общество с ограниченной ответственностью "Газета "Время" (далее - ООО "Газета "Время").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года по делу N А19-18636/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии надлежащих доказательств подтверждающих размер затрат, которые истец понес при предоставлении скидки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Автоколонна 1951" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в подтверждение расходов представил ответчику в установленные соглашением сроки контрольные талоны к единым социальным проездным билетам, расчеты суммы расходов, акты сверок реестров учета за рассматриваемый период, что не оспаривается ответчиком.
Общество обращает внимание суда, на тот факт, что подлинность предоставленных контрольных талонов ответчиком не оспаривается.
В обоснование заявленных требований ООО "Автоколонна 1951" указывает, что у перевозчика отсутствовала установленная нормативными актами обязанность по проверке документов удостоверяющих личность у лиц, предоставивших контрольный талон к единому социальному проездному билету, как и отсутствовало такое право.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Автоколонна 1951" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, ответчик, Минфин Иркутской области, ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району", ООО "РКЦ "Салвент", ООО "Газета "Время" извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "Автоколонна 1951" (перевозчик) и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (уполномоченный орган) 31.12.2015 заключено соглашение N 529/180 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальным сообщении на территории Иркутской области, согласно которому уполномоченный орган обеспечивает организацию транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении, а перевозчик выполняет регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) в Иркутской области в соответствии с законодательством и соблюдением согласованных параметров перевозок по регулируемым тарифам, указанных в Согласовании на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по маршрутам в Иркутской области, предусмотренными приложениями 1, 4, 7, 10, 13 к настоящему Соглашению.
Приложением N 1 к указанному соглашению была установлена обязанность перевозчика по осуществлению перевозок по регулируемому тарифу по маршруту N 194 "г. Ангарск (ост. Автостанция) - с/о Архиреевка (с. Целоты)".
27.12.2018 между Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ООО "Автоколонна 1951" (перевозчик) было заключено соглашение о предоставлении бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказании мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области N 05-53-1268/18-11.
Предметом данного соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат получателя, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказании мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.
Согласно пункту 2.2. соглашения, расчет суммы расходов получателя по единым социальным проездным билетам определяется в соответствии с пунктом 12 (2) Положения.
Расчет суммы расходов получателя по электронным единым социальным проездным билетам определяется в соответствии с пунктами 12(3) - 12(7) Положения.
В соответствии с пунктом 2.3. соглашения, объем транспортных услуг по единым социальным проездным билетам определяется в соответствии с абзацами 1 -3 пункта 14 Положения.
Расчет суммы недополученных доходов перевозчика при связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказании мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области за период 2019 года рассчитывался по формуле:
Количество купонов (количество осуществленных перевозок * тариф* среднее расстояние.
Размер тарифа составлял 1,85 рубль/километр.
Среднее расстояние поездки было установлено, как 36,5 км.
Как указывает истец, перевозчик свои обязательства по осуществлению перевозок по маршруту N 194 "г. Ангарск (ост. Автостанция) - с/о Архиреевка (с. Целоты)" выполнил в полном объеме.
Так же перевозчик выполнил свои обязательства по предоставлению документов, предусмотренных пунктом 3.12 Соглашения.
Однако субсидия в полном объеме выплачена не была.
В период с января по декабрь 2019 года количество поездок отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области по маршруту N 194 "г. Ангарск (ост. Автостанция) - с/о Архиреевка (с. Целоты)" составило 426 134 поездок, при этом субсидия была предоставлена за 417 147 поездок.
Количество совершенных поездок подтверждается актами сверок контрольных талонов на 1 поездку N 1-12; сопроводительными письмами ООО "Автоколонна 1951" в адрес УСЗН по Ангарскому району.
Таким образом, не выплачена субсидия за совершение 8 945 поездок на общую сумму 604 011 рублей.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения универсальной электронной карты, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также порядок и условия предоставления бюджетных ассигнований перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси), определены в Положении об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - Положение), утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп.
В соответствии с пунктом 1 Положения о бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2019 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12.03.2013 N 81-пп (далее - Положение N 81-пп), право на получение субсидий имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашение о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан с территориальными подразделениями министерства.
Субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган) на цели, указанные в настоящем пункте. Пунктами 13, 16 названного Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что условиями предоставления субсидий являются:
наличие соглашения, включающего в том числе согласие юридического лица, индивидуального предпринимателя на осуществление уполномоченным органом, службой государственного финансового контроля Иркутской области проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидий;
представление в территориальные подразделения ежемесячно не позднее установленного срока, по прилагаемым к Положению формам реестров учета выданных месячных проездных билетов на электронном и бумажном носителях; отчетов об объемах оказанных услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам, актов сверки реестра учета месячных проездных билетов.
В соответствии с Положениями между сторонами заключены названные Соглашения, определяющее порядок предоставления в 2019 году истцу субсидий из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области по маршруту N 194, согласно схеме маршрута.
Право на предоставление субсидии, согласно условиям Положения, имеют перевозчики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира на всех видах общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам (кроме такси) обязанность перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, при соблюдении соответствующих условий, предусмотренных Положением.
Из абзаца 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, следует, что для получения субсидии истец предоставляет предусмотренные соглашениями документы; субсидии подлежат выплате истцу только при исполнении им обязанности по представлению установленных пунктами 3.1.2, 3.2 соглашений документов.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Кодекса публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
В абзаце втором названного пункта предусмотрено, что предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Истец, как лицо, осуществляющее перевозку льготной категории граждан, в силу вышеназванных Положения и соглашений о предоставлении субсидий перевозчикам имеет право на получение субсидий в пределах бюджетных лимитов в связи с предоставлением льгот по проезду граждан в городском сообщении.
Условиями Соглашений предусмотрено, что на основании представленных документов, предусмотренных пунктом 3.1.2, 3.2 соглашений, ответчик обязан произвести возмещение расходов перевозчику в пределах, представленных из средств областного бюджета на осуществление расходов на указанные цели, предусмотренные областным бюджетом.
В соответствии с Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп (далее - Положение), в редакции, действовавшей в 2019 году, министерство является уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам, которые осуществляют перевозку пассажиров, относящихся к отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественным автомобильным транспортом в пригородном сообщении (кроме такси).
Пунктом 3 Положения определено, что реализация права на проезд транспортом в городском сообщении или транспортом в пригородном сообщении осуществляется гражданами, в том числе на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ).
Согласно пункту 4 Положения ЕСПБ с прилагаемыми контрольными талонами на одну поездку приобретается гражданами (выдается гражданам) в организации по реализации (выдаче) ЕСПБ (далее - организация-реализатор), определенной государственным учреждением Иркутской области, подведомственным уполномоченному органу и включенным в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа (далее - учреждение) в соответствии с законодательством, один раз в месяц.
Таким образом, ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" заключало контракты с организациями-реализаторами на основании пункта 4 Положения.
Каждый контрольный талон на одну поездку действителен на разовую поездку. При отсутствии у гражданина, сопровождающего лица контрольного талона на одну поездку проезд осуществляется на общих основаниях.
Форма контрольного талона на одну поездку должна предусматривать уникальный номер единого социального проездного билета, к которому он прилагается, Ф.И.О. гражданина, порядковый номер.
Форма контрольного талона на одну поездку сопровождающего лица должна предусматривать Ф.И.О. гражданина, относящегося к категории инвалид 1 группы, ребенок-инвалид, и отметку "Для сопровождающего".
Не использованные в текущем календарном месяце контрольные талоны на одну поездку в следующем календарном месяце использованию не подлежат.
В соответствии с пунктом 5 Положения для приобретения (выдачи) ЕСПБ граждане уплачивают его стоимость, за исключением граждан, указанных в абзаце втором пункта 4 Положения, а также предъявляют:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) документ, подтверждающий отнесение гражданина к категориям, установленным пунктом 2 Положения;
3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
4) распоряжение о назначении ЕСПБ, выданное территориальным подразделением (управлением) уполномоченного органа до 1 октября 2014 года, либо решение о назначении ЕСПБ, выданное в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа, учреждением.
Пунктом 8 Положения установлены условия предоставления субсидий:
1) заключение соглашения;
2) представление в полном объеме документов, указанных в пунктах 11(1), 11(2), 12, 12(1) настоящего Положения, по формам, установленным настоящим Положением;
3) представление достоверных сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 11(1), 11(2), 12, 12(1) настоящего Положения.
Пунктом 11(1) Положения установлено следующее.
Организация-реализатор в срок не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным, представляет для сверки в учреждение по месту реализации (выдачи) ЕСПБ на бумажном и электронном носителях реестр учета ЕСПБ, подписанный руководителем, главным бухгалтером организации-реализатора и заверенный ее печатью (при наличии печати), а также акт сверки реестра учета ЕСПБ в двух экземплярах по форме, установленной Положением.
Учреждение осуществляет проверку реестра учета ЕСПБ на предмет соответствия установленной форме, достоверности сведений, указанных в нем.
В случае соответствия реестра учета ЕСПБ установленной форме учреждение в течение двух рабочих дней со дня поступления реестра учета ЕСПБ проводит сверку данных о гражданах, включенных в реестр учета ЕСПБ, с данными автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Иркутской области" в части идентификации граждан, получивших решение (распоряжение) о назначении ЕСПБ.
По результатам сверки учреждение в течение трех рабочих дней со дня проведения сверки согласовывает реестр учета ЕСПБ и подписывает акт сверки реестра учета ЕСПБ в двух экземплярах, один из которых возвращается организации-реализатору, либо отказывает частично в их согласовании (подписании), о чем уведомляет организацию- реализатора с указанием причин отказа.
Учреждение отказывает частично в согласовании реестра учета ЕСПБ и подписании актов сверки реестра учета ЕСПБ, если содержащиеся в реестре учета единых социальных проездных билетов сведения будут признаны недостоверными по основаниям, установленным пунктом 11(3) Положения.
В случае частичного отказа в согласовании реестра учета ЕСПБ и подписании актов сверки реестра учета ЕСПБ учреждение согласовывает реестр учета ЕСПБ и подписывает акты сверки реестра учета ЕСПБ на количество граждан, идентифицированных в качестве получивших решение (распоряжение) о назначении ЕСПБ, с данными АИС "ЭСРН Иркутской области".
В Положении отсутствуют нормы, в соответствии с которыми министерство обязано было бы осуществлять контроль за выдаваемыми ЕСПБ и контрольными талонами на одну поездку.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что доводы истца относительно вины Министерства, выразившейся в ненадлежащем контроле за выдаваемыми ЕСПБ и контрольных талонам, являются необоснованными, основанными на неверном толковании норм Положения.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 11(1) Положения перевозчики в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют для сверки в учреждение по месту нахождения перевозчика контрольные талоны на одну поездку отдельно по каждому гражданину, сопровождающему лицу и акт сверки контрольных талонов на одну поездку по форме, установленной Положением, в двух экземплярах.
Учреждение подсчитывает количество контрольных талонов на одну поездку отдельно по каждому гражданину, сопровождающему лицу и заносит данные в АИС "ЭСРН Иркутской области".
Учреждение в течение десяти рабочих дней со дня поступления актов сверки контрольных талонов на одну поездку на основании сведений реестра учета ЕСПБ и количества контрольных талонов на одну поездку отдельно по каждому гражданину, сопровождающему лицу подписывает акты сверки контрольных талонов на одну поездку в двух экземплярах, один из которых возвращается перевозчику, либо отказывает частично в их подписании, о чем уведомляет перевозчика с указанием причин отказа.
Учреждение отказывает частично в подписании актов сверки контрольных талонов на одну поездку в случае не идентификации граждан в качестве получивших решение (распоряжение) о назначении ЕСПБ с данными АИС "ЭСРН Иркутской области", а также в случае не включения граждан, указанных в контрольном талоне на одну поездку, в согласованные учреждением реестры учета ЕСПБ.
В случае частичного отказа в подписании актов сверки контрольных талонов на одну поездку учреждение подписывает акты сверки контрольных талонов на одну поездку на количество граждан, идентифицированных в качестве получивших решение (распоряжение) о назначении ЕСПБ, с данными АИС "ЭСРН Иркутской области" и включенных в согласованные учреждением реестры учета ЕСПБ.
Пунктом 11(3) Положения установлены основания для признания сведений, указанных в реестре учета ЕСПБ и в акте сверки реестров учета ЕСПБ, недостоверными, при которых учреждение частично отказывает в их согласовании (подписании), являются:
1) не идентификация учреждением граждан в качестве получивших решение (распоряжение) о назначении ЕСПБ с данными АИС "ЭСРН Иркутской области";
2) включение одних и тех же граждан в реестры учета ЕСПБ и реестры учета электронных социальных проездных билетов за один и тот же период по одному виду сообщения;
3) установление факта не приобретения гражданами (невыдачи гражданам) ЕСПБ у организации-реализатора.
В соответствии с пунктом 11(5) Положения перевозчики в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в учреждение документы, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 12 Положения, для проверки правильности произведенного расчета и соответствия формам, установленным настоящим Положением. Учреждение в течение двух рабочих дней осуществляет соответствующую проверку, согласовывает представленные перевозчиком документы и возвращает их перевозчику.
Согласно пункту 12 Положения для получения субсидий по ЕСПБ перевозчики ежемесячно в срок не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган следующие документы, согласованные с учреждением:
1) расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом объема транспортных услуг, предоставленных гражданам, и количества контрольных талонов на одну поездку на проезд транспортом в городском сообщении по форме, установленной Положением, согласованный со службой по тарифам Иркутской области (за исключением муниципального транспорта);
2) расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом объема транспортных услуг, предоставленных гражданам, и количества контрольных талонов на одну поездку на проезд транспортом в пригородном сообщении по форме, установленной Положением, согласованный с министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и службой по тарифам Иркутской области (за исключением муниципального транспорта);
3) акт сверки контрольных талонов на одну поездку в течение 20___ года на проезд транспортом в городском сообщении;
4) акт сверки контрольных талонов на одну поездку в течение 20___ года на проезд транспортом в пригородном сообщении;
ООО "Автоколонна 1951" в своем исковом заявлении указывал, что за период с января по декабрь 2019 года 8 945 поездок не оплачены, так как не подтверждены ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району".
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы (убытки).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьей 16, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Между тем применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать следующую совокупность обстоятельств: факт причинения убытков и их размер, противоправное поведение причинителя вреда (нарушение гражданско-правового обязательства), наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица. Ответчик должен доказать отсутствие вины, исходя из ее презумпции (за исключением случаев наступления ответственности на иных основаниях).
Отсутствие одного из вышеперечисленных условий служит основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Институт компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан направлен на возмещение в полном объеме затрат, которые перевозчики реально понесли при предоставлении льгот отдельным категориям пассажиров.
Вместе с тем, возмещение таких убытков не должно приводить к неосновательному обогащению перевозчиков за счет средств соответствующего бюджета.
В этих целях при определении размера убытков, подлежащих компенсации, необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности (определение Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N 306-ЭС15-6942).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09, такой вред следует расценивать не как упущенную выгоду, а как реальный ущерб с учетом установления того, что сумма неполученной перевозчиком платы за проезд не была надлежаще возмещена за счет соответствующей казны вследствие незаконного бездействия компетентного государственного органа.
Исходя из общих норм об убытках вследствие причинения вреда (статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязанность по доказыванию наличия необходимых условий для возмещения убытков лежит на лице, требующем их возмещения.
По результатам проведения сверки граждан, идентифицированным реестров учета ЕСПБ и контрольных талонов на одну поездку, предоставленных ООО "Автоколонна 1951" и организациями-реализаторами, ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" проводилась идентификация граждан, получивших распоряжение/решение о назначении ЕСПБ с данными АИС "ЭСРН Иркутской области":
1) Январь 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за январь 2019 года представлено 35 228 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, что за январь 2019 года представлено 34 987 шт. контрольных талонов на 929 человек, из которых учреждение подтвердило идентификацию 899 человек, совершивших 33 787 поездок; учреждением не подтверждено 30 человек (1200 поездок); представлено 43 талона на 2 человек, которые идентифицированы с данными АИС ЭСРЕ Иркутской области.
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 01 от 31.01.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
2) Февраль 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за февраль 2019 года представлено 40240 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, что за февраль 2019 года представлено 39 996 шт. контрольных талонов на 1055 человек, из которых учреждение подтвердило идентификацию 1025 человек, совершивших 38 796 поездок; учреждением не подтверждено 30 человек (1200 поездок); представлено 128 талона на 4 человек, из которых учреждением идентифицировано 3 человека, совершивших 112 поездок; учреждением не подтвержден 1 человек (9 поездок); учреждение не подтвердило 7 поездок - количество представленных талонов для сопровождающего лица инвалида 1 группы (ребенка-инвалида) превышает количество представленных контрольных талонов на 1 поездку самого инвалида 1 группы (ребенка-инвалида).
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 02 от 28.02.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
3) Март 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за март 2019 года представлено 28 051 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, что за март 2019 года представлено 27 767 шт. контрольных талонов на 784 человек, из которых учреждение подтвердило идентификацию 768 человек (в том числе 2 сопровождающих), совершивших 27 127 поездок; учреждением не подтверждено 16 человек (640 поездок) - 7 человек, совершивших 280 поездок - не идентифицированные в качестве получивших решение (распоряжение) о назначении ЕСПБ, 9 человек, совершивших 360 поездок - умершие.
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 03 от 31.03.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
4) Апрель 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за апрель 2019 года представлено 40833 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за апрель 2019 года представлено 40 366 шт. контрольных талонов на 1 229 человек, из которых учреждение подтвердило идентификацию 1 219 человек (в том числе 4 сопровождающих), совершивших 39 998 поездок; учреждением не подтверждено 10 человек (368 поездок) - 8 человек, совершивших 288 поездок - не идентифицированные в качестве получивших решение (распоряжение) о назначении ЕСПБ, 2 человека, совершивших 80 поездок - умершие.
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 04 от 30.04.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
5) Май 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за май 2019 года представлено 33211 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за май 2019 года представлено 32 594 шт. контрольных талонов на 1 076 человек, из которых учреждение подтвердило идентификацию 1 076 человек, совершивших 32 594 поездок.
По подсчётам контрольных талонов на одну поездку для сопровождающих лиц учреждением установлено, что количество контрольных талонов на одну поездку для сопровождающих за май 2019 составляет 148 штук на 6 человек, из которых: подтверждено 5 человек, совершивших 147 поездок, 1 человек не подтвержден, совершивший 1 поездку (гражданин, указанный в контрольном талоне на одну поездку, не включен в согласованные реестры учета ЕСПБ).
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 05 от 31.05.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
6) Июнь 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за июнь 2019 года представлено 37 371 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за июнь 2019 года представлено 36 718 шт. контрольных талонов на 1 186 человек, из которых учреждение подтвердило идентификацию 1 185 человек (в том числе 7 сопровождающих), совершивших 36 710 поездок (в том числе 195 поездок сопровождающих).
Не подтвержден 1 человек, 7 поездок - гражданин, указанный в контрольном талоне на одну поездку, не включен в согласованные реестры учета ЕСПБ; по 1 гражданину количество представленных талонов для сопровождающего лица инвалида 1 группы (ребенка-инвалида) превышает количество представленных контрольных талонов на 1 поездку самого инвалида 1 группы (ребенка-инвалида).
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 06 от 30.06.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
7) Июль 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за июль 2019 года представлено 40 065 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за июль 2019 года представлено 39 404 шт. контрольных талонов на 1 264 человек (в том числе на 10 сопровождающих), из которых учреждение подтвердило идентификацию 1 257 человек (в том числе 9 сопровождающих), совершивших 39 396 поездок; учреждением не подтверждено 7 человек (в том числе 1 сопровождающий), совершивших 8 поездок (в том числе 1 сопровождающий) - по 4 гражданам, совершивших 5 поездок, представлены контрольные талоны на одну поездку за май 2019; 2 человека, совершивших 2 поездки - ФИО граждан и номера талонов не читаются; 1 гражданин, совершивший 1 поездку, указанный в контрольном талоне на сопровождающего (с указанным номером талона), был включен в согласованный реестр учета ЕСПБ в июне 2019.
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 07 от 31.07.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
8) Август 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за август 2019 года представлено 40 940 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за август 2019 года представлено 40 373 шт. контрольных талонов на 1 285 человек (в том числе на 10 сопровождающих), из которых учреждение подтвердило идентификацию 1 283 человек (в том числе 9 сопровождающих), совершивших 40 340 поездок (в том числе 209 сопровождающих); учреждением не подтверждено 2 человека (в том числе 1 сопровождающий), совершивших 33 поездки (в том числе 1 сопровождающий) - по 1 человеку, совершившему 1 поездку, гражданин, указанный в контрольном талоне в качестве сопровождающего включен в согласованный реестр учета ЕСПБ за другой период; 1 человек, совершивший 32 поездки - не включен в согласованный реестр учета ЕСПБ.
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 08 от 31.08.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
9) Сентябрь 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за сентябрь 2019 года представлено 39 441 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за сентябрь 2019 года представлено 38 938 шт. контрольных талонов на 1 221 человек (в том числе на 7 сопровождающих), из которых учреждение подтвердило идентификацию 1 221 человек (в том числе 196 сопровождающих), совершивших 38 938 поездок (в том числе 7 сопровождающих).
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 09 от 30.09.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
10) Октябрь 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за октябрь 2019 года представлено 38 360 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за октябрь 2019 года представлено 37 465 шт. контрольных талонов на 1 190 человек (в том числе на 148 сопровождающих), из которых учреждение подтвердило идентификацию 1 1900 человек (в том числе 196 сопровождающих), совершивших 37 465 поездок (в том числе 148 сопровождающих).
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 10 от 31.10.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
11) Ноябрь 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за ноябрь 2019 года представлено 27 359 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за ноябрь 2019 года представлено 27 011 шт. контрольных талонов на 797 человек (в том числе на 4 сопровождающих), из которых учреждение подтвердило идентификацию 797 человек (в том числе 4 сопровождающих), совершивших 27 011 поездок (в том числе 132 сопровождающих).
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 11 от 30.11.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
12) Декабрь 2019 года.
Перевозчик в своем письме указал, что за декабрь 2019 года представлено 25 035 шт. контрольных талонов на одну поездку.
Учреждением при рассмотрении установлено, за декабрь 2019 года представлено 24 683 шт. контрольных талонов (в том числе 141 сопровождающих), на 710 человек (в том числе на 4 сопровождающих), из которых учреждение подтвердило идентификацию 710 человек (в том числе 4 сопровождающих), совершивших 24 683 поездок (в том числе 141 сопровождающих).
Указанные данные согласованы ООО "Автоколонна 1951" и ОГКУ "УСЗН по Ангарскому району" в акте сверки N 12 от 31.12.2019, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчете, которые подписаны уполномоченными должностными лицами ООО "Автоколонна 1951".
Взыскание недополученной суммы субсидии за всех граждан, в том числе не прошедших сверку, которая предусмотрена нормативным правовым регулированием, определенным Положением, а также Соглашением, свидетельствует неправомерном требовании, заявленном в исковом заявлении перевозчика.
Согласованные между перевозчиком и учреждением акты сверки, с учетом сверки реестров учета ЕСПБ, представленных организацией-реализатором, и в расчетам, были представлены в министерство, на основании которых истцу в 2019 перечислены субсидии в общей сумме 29 059 871 рублей 06 копеек.
Из позиции, изложенной в определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2015 N 306-ЭС15-6938, следует, что при определении размера убытков, подлежащих компенсации, необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности.
Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что истцом не представлен расчет, все переменные которого были бы экономически обоснованными, соответствующими действительности и правовому регулированию нормативных правовых актов, регулирующим спорные правоотношения.
Кроме того, истцом заявлены к возмещению убытки за перевозку граждан, которые умерли в 2016, 2017 и 2018 годах. Сведения об умерших гражданах, в отношении которых истец заявил исковые требования, являлись и являются предметом рассмотрения в рамках дел N А19-31226/2019, NА19-31224/2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии надлежащих доказательств подтверждающих размер затрат, которые истец понес при предоставлении скидки.
Поскольку, возмещение убытков в виде выпадающих доходов не должно приводить к неосновательному обогащению перевозчиков за счет средств соответствующего бюджета, принимая во внимание, что материалами дела не подтверждено наличие у общества фактических убытков от перевозки льготных категорий пассажиров за 2019 год в размере, превышающем полученной субсидии, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: факт причинения убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
Истцом доказательств, того что убытки возникли у истца в результате противоправных действий (бездействия) Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, также не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года по делу N А19-18636/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18636/2020
Истец: ООО "Автоколонна 1951"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области, Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району", ООО "Газета Время", ООО "Расчетно-кассовый центр "Салвент"