город Воронеж |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А35-1423/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Капишникова Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Администрации города Курска: Шишкина М.Д. - представитель по доверенности от 14.02.2022 N 5/01-03, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска": Вылегжанина Ю.С. - представитель по доверенности от 10.03.2022, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ.
от Комитета по управлению имуществом Курской области: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Администрации Центрального округа города Курска: извещена надлежащим образом, представитель не явился;
от Администрации Курской области: извещена надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Муниципального казенного учреждения "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета городского хозяйства г. Курска: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от МУП "Курскводоканал" (Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Курска): извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета финансов г. Курска: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от Комитета финансов Курской области: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 28.02.2022 по делу N А35-1423/2020 по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" к Администрации города Курска о взыскании денежных средств в размере 4 121 руб. 75 коп. за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Центрального округа города Курска, Администрация Курской области, комитет экологической безопасности и природопользования Курской области, муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству"; комитет городского хозяйства г. Курска; Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет по управлению имуществом Курской области; Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска; МУП "Курскводоканал" (Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства г.Курска); Комитет финансов г. Курска, Комитет финансов Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "Спецавтобаза по уборке г. Курска", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области к муниципальному образованию "город Курск" в лице Администрации города Курска (далее - Администрация города Курска, ответчик) с исковым заявлением о взыскании 4 121 руб. 75 коп. расходов, связанных с ликвидацией мест несанкционированного размещения отходов (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, и отказов Комитета городского хозяйства г. Курска, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Центрального округа города Курска; администрация Курской области, Комитет экологической безопасности и природопользования Курской области (далее - Комитет экологии города Курска), муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" (далее - МКУ "Городская инспекция ЖКХ"); Комитет городского хозяйства города Курска (далее - Комитет городского хозяйства города Курска); Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - КУМИ города Курска).
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.08.2021 решение Арбитражного суда Курской области от 16.10.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по делу N А35-1423/2020 были отменены, дело передано на новое рассмотрение Арбитражного суда Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.02.2022 по делу N А35-1423/2020 заявленные требования удовлетворены, с муниципального образования "Город Курск" в лице администрации г. Курска, за счет средств казны муниципального образования "Город Курск" в АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" взысканы расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 4 121 руб. 75 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Курска обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Администрация города Курска указывает на то, что не является собственником земель, расположенных по адресу: город Курск, на прибрежной территории реки Кур в районе улиц Береговая, Золотой проезд и Ватутина. Выводы суда в указанной части являются ошибочными. Полномочиями по распоряжению указанными землями наделен субъект - Курская область.
Доказательства наделения Администрацию города Курска полномочиями органа государственной власти по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в установленном Законом N 131-ФЗ порядке в материалы дела представлено не было. Кроме того, поступление в бюджет города Курска денежных средств от реализации предоставления в собственность (аренду) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена не свидетельствует о предоставление денежных средств на ликвидацию несанкционированных мест ТКО, расположенных на таких участках. Также судом первой инстанции не учтено, что муниципальное образование "Город Курск" прекратило участие в АО "Спецавтобаза по уборке города Курска", а постановлением Администрации Курской области от 07.12.2021 N 1297- па утверждены Правила предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска", связанных с обеспечением качественного и надежного исполнения деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Курска и по Северо- Восточной зоне деятельности в Курской области, в форме безвозмездного вклада в денежной форме в имущество акционерного общества, не увеличивающего его уставный капитал.
Комитет городского хозяйства г. Курска и Комитета финансов г. Курска в своих отзывах поддерживают доводы, изложенные Администрацией города Курска в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывая, что обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на муниципальном образовании "город Курск". В соответствии с п. 2 ст. 3.3. ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2021 именно Администрация г. Курска выдает разрешения на использование земель, государственная собственность, на которые не разграничена, что напрямую свидетельствует о совершении именно ответчиком по распоряжению данными землями. Поскольку полученные от предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, денежные средства поступают в доход бюджета города Курска по установленному нормативу - 100 %. В связи с чем, именно орган местного самоуправления обеспечивается соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, именно Администрация города Курска, как лицо, получающее доход от использования земельного участка, обязана нести бремя по его содержанию.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В материалах дела имеется ходатайство, поступившее по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Комитета городского хозяйства г. Курска о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения третьих лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.10.2017 АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне города Курска.
Региональным оператором на прибрежной территории реки Кур в районе улиц Береговая, Золотой проезд и Ватутина было выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт обследования земельного участка от 08.10.2019.
Поскольку несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов осуществлено на территории муниципального образования "Город Курск", истец 22.10.2019 направил в адрес: Комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, администрации города Курска, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитета ЖКХ города Курска требование о ликвидации несанкционированной свалки.
В связи с неисполнением администрацией города Курска вышеуказанного требования истец за счет собственных денежных средств ликвидировал место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Расходы на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов согласно расчету АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" составили 4 121,75 руб.
В добровольном порядке администрация города Курска отказалась от возмещения истцу вышеуказанных расходов, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Руководствуясь статьями 11, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктами 16, 17 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", пунктами 4.13, 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001), суд области пришел к выводу о том, что обязанность по организации устранения несанкционированной свалки ТКО, несанкционированное размещение которой произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах муниципального образования "Город Курск", лежит на данном муниципальном образовании, именно орган местного самоуправления обеспечивается соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничен, поэтому взыскал с Администрации сумму неосновательного обогащения в виде понесенных истцом расходов по ликвидации несанкционированной свалки.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу статьи 51, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Так, подпункт 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") относит к вопросам местного значения городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Федеральным законом от 29.09.2014 N 458-ФЗ положения ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами изменены, в объем полномочий включено участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов
Вышеуказанное правовое регулирование соотносится с положениями статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в которой закреплено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (части 2 статьи 13 ЗК РФ).
Пунктами 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды, пункт 2 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного нормативного правового акта, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Таким образом, ликвидация выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в первую очередь, возлагается на собственника земельного участка, на котором расположены такие отходы.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение, Арбитражный суд Центрального округа, в постановлении от 24.08.2021 указал на необходимость исследования судами обстоятельств, связанных с установлением органа власти, который вправе был распоряжаться землями, на территории которых располагалась несанкционированная свалка, в соответствии с Законом Курской области от 05.03.2015 N 8-ЗКО, установления факта обеспечения органа местного самоуправления соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена.
При новом рассмотрении дела, судом первой инстанции было установлено следующее.
Несанкционированное размещение ТКО (свалки), по адресу :г. Курск, на прибрежной территории реки Кур в районе улиц Беговая, золотой проезд и Ватутина, указанные земельный участок не сформирован. Объем ликвидированного несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 6 куб. м, площадь ликвидированной свалки - 120 кв. м.
Вышеуказанный земельный участок, на котором было выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) на кадастровый учет не поставлен. Границы этого участка не определены. При этом площадь ликвидированной свалки составляет 120 кв. м.
В связи с чем, судом установлено, что несанкционированная свалка, выявленная в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства, расположена на землях, государственная собственность которых не разграничена, непосредственно на территории г. Курска.
Согласно положениям норм статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Исходя из положений пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
В соответствии с Законом Курской области от 30.11.2015 года N 117- ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", Законом Курской области от 05.03.2018 N 8- ЗКО "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, площадь которых превышает 200 кв.м., за исключением земельных участков для сельскохозяйственного использования, для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей, лесных участков, огородных и садовых земельных участков.
Поскольку границы этого участка территориально не определены, с достоверностью установить тот факт, что площадь спорного земельного участка превышает установленные указанным нормативным актом 200 кв.м., суду первой инстанции не представилось возможным, Вместе с тем, суд верно учел, что площадь ликвидированной свалки составляет всего лишь 120 кв.м.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что территория, на которой были несанкционированно размещены ТКО, не может быть отнесена к категории земельных участков, в отношении которых органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, определен комитет по управлению имуществом Курской области, поскольку площадь размещения ТКО не превышала 200 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации в содержание права собственности (в триаду полномочий собственника) входят правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Согласно п.2 Постановления Губернатора Курской области от 15.08.2016 N 226-пг "Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пределах полномочий, предусмотренных Законом Курской области от 5 марта 2015 г. N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено", для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в части заключения договоров аренды.
Иных полномочий Комитету по управлению имуществом курской области вышеуказанными нормативными актами не предоставлено.
Понятие "освоение территории" определено в ст.55.27 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заключают договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо наемного дома коммерческого использования.
Таким образом, судом первой инстанции справедливо отмечено, что полномочия комитета по управлению имуществом Курской области, как представителя исполнительной власти Курской области, в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами, сводятся лишь к предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пользование по договорам об освоении территории в целях строительства и эксплуатации, договорам комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, а также договорам аренды (в части заключения договоров).
Указанные полномочия являются выражением лишь одного полномочия собственника, а именно полномочия по распоряжению, но не владению и пользованию спорным имуществом.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Курска выдавались разрешения, регламентирующие использование выделенных земель, право собственности, на которые не разграничено, для размещения элементов благоустройства (контейнерных площадок), оформленных в виде Постановлений, что свидетельствует о реализации полномочий органа местного самоуправления в качестве собственника земель, собственность на которые не разграничена.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установил, что Администрация г. Курска обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Содержание пункта 2.1.3. Муниципальной программы "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 - 2024 годы" содержит раздел "участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе при ликвидации несанкционированных свалок", что полностью соответствует полномочиям, предусмотренным пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения. Муниципальной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия из бюджета города.
Истцом также предоставлены доказательства реализации ответчиком указанных полномочий на всей территории города Курска, а именно договоры на оказание услуг по обращению с ТКО N 330 от 27.11.2019 на сумму 1128998,73 руб., N 400 от 27.12.2019 на сумму 3999985,51 руб., N 082 от 30.07.2021 на сумму 3499966,30 руб. Данные договоры предполагали сбор и вывоз ТКО, смета уличного, мусора на территории города Курска, без разбивки мест образования отходов по формам собственности.
С учетом указанного, ссылки ответчика на то, что поскольку субъект РФ - Курская область наделен полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором было обнаружено и ликвидировано место несанкционированного размещения ТКО, то, следовательно, у него возникла обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО и возмещения понесенных региональным оператором расходов, являются несостоятельными.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2020 N 304-ЭС19-25436 по делу N А75-21156/2018 указано, что органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, или собственников земельных участков, привлекая их к ответственности и понуждая к ликвидации захламления отходами земельных участков, несанкционированных свалок.
Как указано выше, определяя уполномоченные органы по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что этим правом, в том, числе наделены органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Закрепление в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131) в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично - властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления, в рассматриваемом случае - Администрации города Курска.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 20.10.2021 N 301-ЭС21-9256 по делу N А43-49410/2019, Определении Верховного Суда РФ от 03.07.2020 N 306-ЭС20-9414 по делу N А06-5913/2019.
Договорами предусмотрено, что источником финансирования работ являются средства бюджета города Курска. Это подтверждает исполнение ответчиком пункта 2.1.3. Муниципальной программы на всей территории города Курска.
С учетом изложенного, ссылки ответчика на то, что поскольку субъект РФ - Курская область наделен полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором было обнаружено и ликвидировано место несанкционированного размещения ТКО, то, следовательно, у него возникла обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО и возмещения понесенных региональным оператором расходов, являются несостоятельными.
В части обеспечения органа местного самоуправления соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, судом первой инстанции установлено следующее.
Статья 62 Бюджетного кодекса РФ устанавливает перечень неналоговых доходов местных бюджетов.
Так, согласно указанной статье в бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением до разграничения государственной собственности на землю, в том числе поступают:
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением - по нормативу 100 процентов;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением - по нормативу 100 процентов.
Решением Курского городского Собрания от 21.11.2006 N 273-3-РС "О бюджетном процессе в городе Курске" (вместе с "Положением о бюджетном процессе в городе Курске") установлено, что в решении Курского городского Собрания о бюджете города Курска на очередной финансовый год и плановый период должны содержаться основные характеристики бюджета, в том числе определен перечень главных администраторов доходов бюджета.
Решением Курского городского Собрания от 17.11.2020 N 141-6-РС "О бюджете города Курска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета города Курска по кодам бюджетной классификации (КБК).
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 25 декабря 2019 г. N 1353-па "О порядке осуществления органами государственной власти Курской области (государственными органами Курской области), органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утверждены Правила осуществления органами государственной власти Курской области (государственными органами Курской области), органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н "О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" регламентировано закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов КБК.
Коды бюджетной классификации администрируемые комитетом по управлению имуществом Курской области утверждены приказом комитета от 26.12.2020 N 01.01-16/222.
Главные администраторы бюджетных средств представляют бюджетную отчетность в комитет финансов города Курска в установленные им сроки (п. 9.2 решения Курского городского Собрания от 17.11.2020 N 141-6-РС).
Бюджетная отчетность города Курска составляется комитетом финансов города Курска на основании бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств (п. 9.3 решения Курского городского Собрания от 17.11.2020 N 141-6-РС).
В соответствии с приказом Министерства Финансов РФ от 28.12.2010 N 191н комитет по управлению имуществом Курской области, как главный администратор доходов бюджета г. Курска ежемесячно, ежеквартально, ежегодно предоставляет отчетность в комитет финансов г. Курска о поступлении доходов в бюджет города Курска по администрируемым кодам доходов бюджетной классификации.
Таким образом, доходы, полученные от предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которыми управомочен распоряжаться комитет по управлению имуществом Курской области, поступают в доход бюджета города Курска по установленному нормативу - 100%.
Следовательно, именно Администрация города Курска, как лицо, получающее доход от использования земельного участка, обязана нести бремя по его содержанию.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Курска прекратила участие в АО "Спецавтобаза по уборке города Курска", а постановлением Администрации Курской области от 07.12.2021 N 1297- па утверждены Правила предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска", связанных с обеспечением качественного и надежного исполнения деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Курска и по Северо-Восточной зоне деятельности в Курской области, в форме безвозмездного вклада в денежной форме в имущество акционерного общества, не увеличивающего его уставный капитал", апелляционным судом не принимаются.
Так, пунктом 2 вышеуказанных Правил предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" в связи с погашением кредиторской задолженности за оказанные услуги по транспортированию перед перевозчиками. Администрация г. Курска в рамках данного дела не является кредитором истца и не оказывало истцу услуг по транспортированию ТКО.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Ликвидация истцом несанкционированной свалки на территории муниципального образования "город Курск" подтверждается актом ликвидации от 11.12.2020 и путевыми листами от 11.12.2019 N 00168944 (транспортное средство Wacker Neuson WL54 1987 КМ), N 00168946 (транспортное средство Камаз М686 ОО). На основании вышеуказанных документов, составлен локально-сметный расчет уборки места несанкционированного размещения отходов, включающий в себя фактические затраты на оказание услуги по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отражающий фактическую себестоимость выполненных работ.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составляет 4 121 руб. 75 коп.
Доказательства несения истцом расходов в меньшей сумме ответчиком не представлены.
С учетом изложенного, заявленные истцом требования правомерно удовлетворены судом области в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 28.02.2022 по делу N А35-1423/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Курска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т. И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1423/2020
Истец: АО "САБ по уборке г. Курска"
Ответчик: Администрация города Курска
Третье лицо: Администрация Курской области, Администрация Центрального округа г.Курска, Комитет городского хозяйства г. Курска, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет экологической безопасности и природопользования Курской обл., МКУ "Городская инспекция по ЖКХ и благоустройству", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2640/2021
21.06.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6866/20
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1423/20
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2640/2021
29.03.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6866/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1423/20