город Томск |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А67-7691/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей: |
Аюшева Д.Н., |
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Арышевой М.С., после перерыва - помощником судьи Кирсановым В.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-3912/2022) федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" на решение от 05 апреля 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7691/2021 (судья Дигель Е.Б.) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица Ивана Буева, дом 67, ИНН 7002020823, ОГРН 1197031057860) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, улица Мичурина, 7, ИНН 7002008336, ОГРН 1027002952800) о взыскании 4 867 150, 72 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по государственным контрактам водоотведения от 24.02.2021 N64/21 и от 15.02.2021 N64/21-1,
при участии в судебном заседании:
от истца: Цедрик Ж.С., паспорт, диплом, доверенность от 16.08.2021, Сорокодум Н.Ю. по доверенности от 10.01.2022, паспорт, служебное удостоверение;
от ответчика: Игнатенко Н.А. по доверенности от 01.02.2022, паспорт, диплом.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал" (далее - МУП АГП "Асиновский водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области, ответчик) о взыскании 4 867 150,72 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по государственным контрактам водоотведения от 24.02.2021 N 64/21, от 15.02.2021 N 64/21-1 за июль 2021 года (с учетом заявления об увеличении требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Требования мотивированы тем, что ответчик в нарушение положений статей 309, 310, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), пунктами 25, 35, 36, 111, 114, 118, 119, 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) не внес плату за негативное воздействие за июль 2021 года, рассчитанную ввиду превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций загрязняющих веществ, принятых от объектов абонента, включенных в государственные контракты от 15.02.2021 N 64/21-1, от 24.02.2021 N 64/21; процедура отбора проб проведена в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными на то лицами; повышающий коэффициент при расчете применен к ответчику обоснованно.
Решением от 05 апреля 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7691/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП АГП "Асиновский водоканал" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, таким образом, просит решение от 05 апреля 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7691/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка нарушениям, допущенным истцом при отборе проб сточных вод 06.07.2021. При этом в представленных суду доказательствах сторон и показаниях свидетелей имеются явные расхождения. Вместе с тем судом первой инстанции не дана правовая оценка тем обстоятельствам, что отбор проб сточных вод 06.07.2021 и акт отбора проб сточных вод N 164/577 от 06.07.2021 со стороны МУП АГП "Асиновский водоканал" отобраны и подписаны неуполномоченным лицом. Помимо этого истец при начислении платы за негативное воздействие на ЦСВ необоснованно применил коэффициент 2.
Определением от 29.04.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.06.2022.
По итогам заслушивания представителей сторон, апелляционным судом поставлен вопрос об обоснованности применения истцом коэффициента 2 в связи с непредоставлением ответчиком декларации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16.06.2022.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к нему отмечает, что в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что на момент отбора проб в июле 2021 года канализационный колодец ТО-1, согласованный сторонам в контракте в качестве точки отбора проб, находился на подпоре. При этом участвовавший в отборе проб представитель учреждения подписал акт отбора пробы от 06.07.2021 N 164/377 без замечаний, в том числе относительно процедуры и места отбора проб. Вместе с тем отмечает, что законодательством прямо не указаны требования, которым должны соответствовать лица участвующие в отборе проб сточных вод от имени организации осуществляющей водоотведение. Кроме того, истец указывает на наличие неоднократных и повторяющихся нарушений, указанных в декларации которые имели место в первичной декларации о составе и свойствах сточных вод (подана 30.10 2020 - л.д. - 38-42 т.2), а также в декларациях поданных 21.04.2021 - л.д. 29-31 т.2, 12.05.2021 - л.д. 34-36 т.2, которые были устранены ответчиком только при подаче декларации 30.08.2021 - л.д. 43-48 т.2.
Письменный отзыв с дополнениями на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) приобщен судом к материалам дела.
Апеллянтом по указанному вопросу представлены письменные пояснения, которые также приобщены к материалам дела
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснениях к ней, отзыве и дополнениях к нему, соответственно.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнения и пояснения, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (организация ВКХ) и учреждением (абонентом) заключены государственные контракты водоотведения от 15.02.2021 N 64/21-1 и от 24.02.2021 N 64/21, в соответствии с которыми организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в контрактах (л.д. 28-64, т. 1).
В пункте 1.2 контрактов стороны согласовали, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации ВКХ определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению N 1.
Объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение, указаны в пункте 1.3 контрактов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 контрактов абонент обязался оплатить организации ВКХ оказанные услуги по приему от абонента в ЦСВ сточных вод и загрязняющих веществ в полном объеме.
Согласно пункту 3.3 контрактов расчетный период равен календарному месяцу. Абонент оплачивает сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Абонент обязался получать все платежные и иные необходимые для исполнения контрактов документы по месту нахождения организации ВКХ: город Асино, улица И. Буева, дом 15А. При невозврате абонентом подписанного акта выполненных работ в течение 5 календарных дней с момента его получения и отсутствии претензий по качеству оказанных услуг и количеству принятых сточных вод, акт считается признанным (согласованным) абонентом. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ.
Пунктом 3.6 контрактов предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также размер платы за нарушение абонентом нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ рассчитываются в соответствии с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Оплата за негативное воздействие на работу ЦСВ производится абонентом в соответствии пунктом 3.2 контрактов, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде.
В приложениях N N 2 сторонами согласовано место отбора проб сточных вод: точка отбора проб ТО-1 по адресу: Томская область, город Асино, улица Мичурина, 7, согласно схеме. Указана периодичность отбора проб: 1 раз в квартал.
В обязанности организации ВКХ входит осуществление контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов состава отводимых в ЦСВ сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункт "ж" пункта 4.1 контрактов).
Организация имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу ЦСВ (подпункт "г" пункта 4.2 контрактов).
По условиям подпункта "е" пункта 4.3 контрактов абонент обязан производить оплату по договору в сроки, порядке и размере, которые определены в соответствии с договором, а также вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за вред, причиненный водному объекту, при этом абонент обязуется получать все платежные и иные необходимые для исполнения договора документы (в том числе счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.) по месту нахождения организации ВКХ.
Абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункт "з" пункта 4.3 контрактов).
Согласно пунктам 7.1, 7.2, 7.3 контрактов контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод (далее - нормативы допустимых сбросов), осуществляется в соответствии с Правилами N 728 осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами N 728. Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ указаны в Правилах N 644, Федеральном Законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Уведомлением от 06.07.2021 N 657 водоканал известил ответчика о том, что 06.07.2021 предприятием будет произведен отбор пробы сточных вод в месте отбора проб - канализационный колодец ТО-1 согласно схеме к контракту (л.д. 82, т. 1).
06.07.2021 истцом в ходе осуществления контрольного мероприятия в присутствии представителя ответчика Кожевникова Ю.В. произведен отбор сточных вод в канализационном колодце ТО-1, о чем составлен акт отбора пробы сточной воды от 06.07.2021 N 164/577, подписанный представителем абонента без замечаний и возражений.
В акте указано, что отобрана точечная проба, со стороны абонента претензии к отбору пробы отсутствовали, отбор параллельной и резервной проб не осуществлялся, фотофиксация не производилась (л.д. 84, т. 1).
В соответствии с протоколом результатов измерений от 14.07.2021 N 1410, выполненным ОГБУ "Облкомприрода", анализ отобранной истцом пробы показал несоответствие определяемых показателей состава и свойств сточных вод допустимым концентрациям (л.д. 87, т. 1).
В связи с выявленным превышением в отобранной пробе сточных вод допустимых концентраций загрязняющих веществ истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2021 года в размере 4 867 150,72 руб., из них: 3 900 047,87 руб. платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 24.02.2021 N 64/21, 967 102,85 руб. платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 15.02.2021 N 64/21-1 (л.д. 106-107, т. 1).
К оплате выставлены счета на оплату и счета-фактуры на общую сумму 4 867 150,72 руб. (л.д. 96-99, т. 1).
Расчет размера платы произведен истцом по формуле, предусмотренной пунктами 120, 123 Правил N 644, исходя из объема сточных вод, сброшенных абонентом через канализационные выпуски, определенные по показаниям приборов учета сточных вод (л.д. 88, 106-107, т. 1).
Письмом от 21.07.2021 N 72/ТО/2/01-7607 учреждение просило истца провести повторный отбор проб сточных вод ввиду того, что контрольный отбор осуществлялся из подтопленного колодца, и пробы должны были браться из нескольких мест по сечению колодца, однако в нарушение пункта 18 Правил N 728 этого сделано не было (л.д. 89, т. 1).
Письмом от 28.07.2021 N 673 водоканал сообщил ответчику, что, поскольку в точке отбора проб отсутствовали лоток и падающая струя, отбор проб был осуществлен в нескольких местах по сечению канализационного колодца ручным пробоотборником объемом 2,0 дм3 и составлена смешанная проба в объеме 10 дм3 (л.д. 93, т. 1).
Претензией от 23.08.2021 N 745 истец потребовал от ответчика произвести оплату задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (л.д. 66-69, т. 1).
Уклонение ответчика от оплаты, оставление претензий без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении или Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Часть 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
На основании пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом N416-ФЗ и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в ЦСВ сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
В пункте 113 Правил N 644 указано, что сточные воды, отводимые в ЦСВ, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 114 Правил N 644 и пункту 1 приложения N 2 к ним состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118 Правил N 644).
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 120 Правил N 644, в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
П = Кк x Т x Q,
где:
П - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение;
Кк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение 12 календарных месяцев с даты совершения предыдущего нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 10, при последующих нарушениях в течение 12 календарных месяцев с даты совершения первого нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 25;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб/куб. м);
Q - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано нарушение запрета, установленного подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, до следующего визуального контроля или отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий визуальный контроль или отбор проб сточных вод были осуществлены в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий визуальный контроль или отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (куб. метров). В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Q такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В силу пункта 121 Правил N 644, в случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктами 112 и 113 настоящих Правил, абонент также обязан возместить в полном объеме фактически причиненный ущерб, выразившийся в разрушении конструкций, сооружений и оборудования централизованной системы водоотведения и нарушении работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений. Кроме того, если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект, абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня письменного требования организации, осуществляющей очистку сточных вод, компенсировать ей дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, определяемой и взимаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
В пункте 123 Правил N 644 предусмотрена формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций. Кратность превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод определяется по формуле, содержащейся в пункте 123 (1) Правил N 644.
Таким образом, взыскание с абонентов указанной платы предусмотрено Правилами N 644. Для начисления платы имеет значение факт пользования услугами водоотведения и сброса стоков, содержащих загрязняющие вещества в концентрации, превышающей установленные Приложением N 3 к Правилам N 644.
Отбор проб сточных вод осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
В силу пункта 123 (4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.
Абзацем двенадцатым пункта 123 (4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Таким образом, актуальная редакция Правил N 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов. При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
Ранее действовавшая редакция пункта 123 (4) Правил N 644 предусматривала аналогичный механизм внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, однако, он распространялся лишь на отдельные категории абонентов, хозяйственная деятельность которых заведомо (презюмируемо) оказывала негативное воздействие на ЦСВ, исключая необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю состава сбрасываемых ими стоков. Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату. При этом наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 123 (4) Правил N 644.
Таким образом, в соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится на основании результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, - без отборов проб.
В силу пункта 123 (4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В силу пункта 203 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов; расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
По смыслу нормативного регулирования, законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Таким образом, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте формуле, абонент (ответчик) должен соответствовать любому из условий.
Как следует из материалов дела, среднесуточный объем сбрасываемых учреждением сточных вод составляет менее 30 куб. м, при этом в результате анализа отобранной на объекте учреждения пробы установлены превышения допустимых концентраций в сточных водах, в связи с чем, обществом произведено доначисление платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Материалами дела подтверждается, что при анализе пробы сточных вод за июль 2021 года (с учетом проведения отбора проб 1 раз в квартал) зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций на основании протокола результатов измерений от 14.07.2021 N 1410.
Ввиду того, что ответчиком допущен сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, водоканал правомерно осуществил начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за июль 2021 года в размере 4 867 150,72 руб., из них: 3 900 047,87 руб. платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 24.02.2021 N 64/21, 967 102,85 руб. платы, рассчитанной от объема сточных вод, принятых от объекта, включенного в государственный контракт от 15.02.2021 N 64/21-1.
Учитывая формулы, установленные пунктами 120, 123 Правил N 644, судом апелляционной инстанции расчет задолженности проверен, признан верным.
Доводы апелляционной жалобы относительно нарушений порядка отбора проб судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 3 Правил N 788 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем отбора и анализа проб сточных вод.
Согласно пункту 18 Правил N 728 отбор проб сточных вод осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи ручным методом (за исключением случая использования автоматического оборудования). При отсутствии лотка или падающей струи отбор проб сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
В силу пункта 25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения.
Пунктом 33 Правил N 728 предусмотрено, что при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, на месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную (пункт 34 Правил N 728).
В силу пунктов 41, 42 Правил N 728 результатом, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод по конкретному показателю, признается вычисленное организацией, осуществляющей водоотведение, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб в следующих случаях (за исключением случаев, указанных в пунктах 39 и 40 настоящих Правил): результаты анализов контрольной и параллельной проб по конкретному показателю сопоставимы (модуль разности значений полученных результатов анализов меньше или равен сумме абсолютных значений норм погрешности в соответствии с протоколом исследований для результата анализа (измерения) конкретного показателя); результаты анализов контрольной и параллельной проб по конкретному показателю несопоставимы (модуль разности значений полученных результатов анализов больше суммы абсолютных значений норм погрешности в соответствии с протоколом исследований для результата анализа (измерения) конкретного показателя), но ни абонент, ни организация, осуществляющая водоотведение, в течение 5 рабочих дней со дня направления абоненту результатов оценки сопоставимости результатов анализов контрольной и параллельной проб не направили письменное сообщение об отказе принимать в качестве результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод по данному показателю, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб. В случае если результаты анализов контрольной и параллельной проб несопоставимы и при этом абонент или организация, осуществляющая водоотведение, направили письменное сообщение об отказе, резервная проба передается в аккредитованную лабораторию лицом, направившим письменное сообщение об отказе, не позднее 2 рабочих дней со дня направления письменного сообщения об отказе (если лицом, направившим письменное сообщение об отказе, является абонент - со дня выдачи ему резервной пробы в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил).
Анализ резервной пробы осуществляется по тем показателям состава и свойств сточных вод, по которым результаты анализов контрольной и параллельной проб несопоставимы и по которым в письменном сообщении об отказе было выражено несогласие принимать в качестве результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб, и для определения которых (на дату передачи резервной пробы в аккредитованную лабораторию) срок хранения пробы не истек.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что на момент отбора проб в июле 2021 года канализационный колодец ТО-1, согласованный сторонам в контракте в качестве точки отбора проб, находился на подпоре. Отбор проб осуществлялся привлеченным истцом специалистом Д.П. Новиковой.
Свидетель Новикова Д.П. в судебном заседании, состоявшемся 20.01.2022, сообщила, что отбор проб осуществлялся ею путем неоднократного забора сточных вод в нескольких местах по сечению колодца специальным пробоотборным устройством и последующего смешивания отобранных проб в ведре. Пояснила также, что указание в акте на то, что отбиралась точечная проба, связано с заполнением данной части акта до выезда на место отбора проба в целях экономии времени при отборе проб.
При этом пунктами 7.3 и 7.4 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод предусмотрено, что к материалам сосудов, из которых на месте отбора проба переливается в сосуд для хранения, предъявляются менее жесткие требования, чем к сосудам для хранения и транспортировки проб. В частности допускается применение стальных и эмалированных емкостей. В качестве ручных пробоотборников могут применяться черпаки, ведра, широкогорлые склянки.
Аналогичные сведения относительно порядка отбора пробы содержатся в письме МУП АГП "Асиновский водоканал".
Данные свидетелем пояснения согласуются также и с содержанием акта отбор проб, согласно которому общий объем отобранной для химического анализа жидкости (5,5 куб. дм) существенно превышает объем используемого предприятием пробоотборного устройства (2 куб. дм).
В рассматриваемом случае учреждение не воспользовалось правом параллельного отбора проб сточных вод с целью опровержения результатов исследования организации ВКХ, которые ответчик считает недостоверными, равно как и участвовавший в отборе проб представитель учреждения Кожевников Ю.В. подписал акт отбора пробы от 06.07.2021 N 164/377 без замечаний, в том числе относительно процедуры и места отбора проб.
Таким образом, замечания ответчика, касающиеся процедуры отбора проб, в отсутствие опровержения результатов анализа проб в предусмотренном Правилами N 728 порядке не могут свидетельствовать о недостоверности результатов лабораторных исследований.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что акты подписаны неуполномоченным лицом, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В подтверждение полномочий Новиковой Д.П. истец представил договор комплексного обслуживания N 5-К от 06.11.2020, сроком действия до 20.09.2021. указанный договор заключен по результатам закупки у единственного поставщика. Результатом согласования договора от 06.11.2020 стало постановление Администрации Асиновского городского поселения N 693/20 от 02.11.2020. Впоследствии истцом заключен аналогичный договор 21.09.2021. Новикова Д.П. является представителем организации, осуществляющей водоотведение уполномоченной от имени и в интересах водоканала осуществлять отбор проб сточных вод.
Полномочия Новиковой Д.П. на совершение действий по отбору проб явствовали для всех заинтересованных лиц из обстановки (абзац второй пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации), и данные действия одобрены истцом в последующем применительно к пункту 2 статьи 183 Кодекса.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что истец при начислении платы за негативное воздействие на ЦСВ необоснованно применил коэффициент 2, судом апелляционной инстанции также отклоняются.
В соответствии с пунктом 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию ВКХ декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
Декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в ЦСВ и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года (пункт 125 Правил N 644).
Согласно пункту 127 Правил N 644 декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию ВКХ. После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией, осуществляющей водоотведение, и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию. Рассмотрение организацией ВКХ декларации с изменениями, вносимыми абонентом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 130 Правил N 644. Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией ВКХ.
После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод и до окончания таких мероприятий внесение изменений в декларацию не допускается.
Пунктом 130 Правил N 644 предусмотрено, что организация ВКХ рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.
При этом организация ВКХ вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в строго определенных случаях, включая: отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации; несоответствие сведений, указанных в пунктах 1 - 5 формы декларации, примечаниях и приложениях к ней, действительности; подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (за исключением случаев создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 123(2) Правил N 644 в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Указанный пункт введен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" и вступил в силу с 01.04.2017.
Из содержания приведенных норм права следует, что предусмотренный пунктом 123(2) Правил N 644 повышающий коэффициент является элементом ценообразования в механизме определения размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и подлежит применению в случае невыполнения абонентом к моменту проведения соответствующего контрольного мероприятия императивно установленной обязанности по подаче декларации. Этот элемент, очевидно, носит стимулирующий характер, побуждая абонента к правомерному поведению, состоящему в своевременном раскрытии сведений о составе сточных вод и учете их организацией ВКХ в расчетах за услуги водоотведения.
В свою очередь, организация ВКХ, будучи профессиональным участником энергетического отношения и организационно более сильной стороной (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2020 N 305-ЭС20-9918), сведущей в порядке и основаниях расчетов за поставляемый ресурс и оказываемые услуги (определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2020 N 305-ЭС21-9404), а, значит, и в требованиях (включая технические аспекты), предъявляемых к содержанию деклараций, обязана оказывать абоненту необходимое содействие в подаче декларации, в том числе, посредством предоставления необходимой информации (пункт 3 статьи 307 ГК РФ) и при этом не вправе возлагать на добросовестных абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия.
В любом случае, предусмотренное пунктом 130 Правил N 644 право организации ВКХ не принимать декларацию, не соответствующую установленным требованиям и (или) поданную по истечении нормативно установленного срока, не может осуществляться произвольно, а подлежит реализации при условии соблюдения прав абонента на своевременное и полное информирование о недостатках поданной декларации, а также предоставления ему эффективной возможности устранения таких недостатков даже за пределами 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация, с распространением правового значения исправленной декларации на период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята (или должна была быть принята) для осуществления контроля организацией ВКХ (по аналогии с пунктом 127 Правил N 644).
Иное означало бы наличие у организации ВКХ неограниченного усмотрения на принятие либо отказ в принятии декларации, поданной за пределами 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (в том числе, независимо от причин, по которым абонент не реализовал такую обязанность), что недопустимо.
Нормативно установлено, что результаты анализов состава и свойств сточных вод, выполненных по поручению абонента аккредитованной лабораторией могут быть использованы абонентом для подготовки декларации о составе и свойствах сточных вод (пункт 129 Правил N 644).
При этом, декларация существенно отличается от односторонних анализов абонента, как формой, так и содержанием.
Так, согласно пунктам 128, 129 Правил N 644 декларация содержит: а) сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);
б) фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения; в) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев; г) иные сведения, указанные в форме декларации; загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод и по которым в декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ и показатели свойств сточных вод, определяются в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 5 к настоящим Правилам, а также нормативами состава сточных вод (действующими для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в соответствующую централизованную систему водоотведения или технологическую зону водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).
Таким образом, декларация - это документ, в котором абонент подтверждает фактические концентрации веществ в сточных водах по каждому загрязняющему веществу из Приложения N 5 к Правилам N 644 и нормативам состава сточных вод. Декларация характеризует состав и свойства сточных вод абонента на весь период действия декларации (не менее года), а не только на момент отбора. При этом, законодательно установлены последствия предоставления недостоверной декларации - пункт 130(1) в виде прекращения ее действия.
При этом в настоящем деле суд первой инстанции учел и исследовал на предмет наличия либо отсутствия у организации ВКХ оснований для отказа в принятии как первоначальной, так и каждой последующих (исправленных) деклараций.
Представленная ответчиком первичная декларация на 2021 год - л.д. 38, 39 т.2 возвращена учреждению письмом от 17.11.2020 N 505, с указанием причин отказа в ее принятии, а именно: схема внутриплощадочных канализационных сетей объекта оформлена ненадлежащим образом, отсутствуют обозначения, не заверена печатью и подписью руководителя; фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента не указаны (не заполнены); отсутствует информация о среднесуточном фактическом объеме сбрасываемых сточных вод за истекший календарный год.
Указанные в письме истца от 17.11.2020 исх.N 505 - л.д. 37 т.2 основания для отказа в принятии декларации соответствуют пункту 130 Правил N 644, апелляционным судом проверены, имеют место быть, кроме указанных истцом нарушений также очевидно, что ответчиком не указан период за который подается декларация, количество листов декларации с приложениями - также не указано, схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев представлена на 4-х листах формата А4, нечитаемая, без опознавательных знаков, обозначений, без привязки зданий к канализационным сетям и колодцам, без указания схемы сбора и сброса стоков по каждому зданию и последовательности их соединения.
Консультации по порядку заполнения декларации и составлению схемы внутриплощадочных канализационных сетей истцом проводились неоднократно, однако, не учитывались ответчиком.
При второй попытке подать декларацию о составе свойствах сточных вод на 2021 год - л.д. 29-31 т.2, ответчиком указано за какой период она подается - 2021 год, но истец в письме от 29.04.2021 исх.N 398 - л.д. 27 указал, что истцом декларация вновь квалифицирована как неподанная, в связи с тем, что ответчиком допущено несоответствие сведений, указанных в пунктах 1-5 формы декларации, примечаниях и приложениях к ней.
В частности ответчиком неверно заполнен пункт 3 декларации - неверно указан номер договора с истцом; неверно заполнен пункт 6 декларации, а именно неверно указаны фактические концентрации и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых абонентом, неверно указан среднесуточный фактический объем сбрасываемых сточных за истекший календарный год.
При проверке обоснованности отказа истца в принятии декларации апелляционным судом установлено, что сведения о фактических концентрациях и фактических показателях свойств сточных вод, отводимых абонентом, указаны ответчиком в пункте 6 декларации указаны без анализа и оценки результатов анализа состава и свойств сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента аккредитованной лабораторией, чем нарушен абзацы 2,4 пункта 129 Правил N 144, в произвольном порядке, пункт 6 примечаний к декларации в части сведений о среднесуточном фактическом объеме сбрасываемых сточных за истекший календарный год также имеют недостоверный характер, указаны в произвольном объеме, согласно данным истца за период с 01.07.2019 по 01.06.2020 этот объем составил 86, 75 куб.м/сут., в декларациях ответчиком указано 24,98 куб.м/сут., 108,2 куб.м/сут.
При подаче декларации на вопрос истца о причинах отсутствия достоверных данных о составе и свойствах сточных вод ответчиком указано на отсутствие собственного мониторинга отводимых сточных вод, а также, что протоколы МУП АГП "Асиновский водоканал" утеряны.
По схеме внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев, являющейся приложением к декларации, ситуация не изменилась, схема представлена нечитаемая, без опознавательных знаков, обозначений, без привязки зданий к канализационным сетям и колодцам, без указания схемы сбора и сброса стоков по каждому зданию и последовательности их соединения, не указана контрольная точка отбора проб.
В письмеN N 494 от 26.05.2021 - л.д. 32, истцом указаны аналогичные нарушения при подаче декларации, что и в письме от 29.04.2021 исх.N 398.
В письме от 26.07.2021 исх.N 670 - л.д. 21 на представленную ответчиком декларацию от 18.06.2021, вх.N 600 за период на 2022 год и который уже находится за переделами периода имеющего отношение к спорной проверке, истцом вновь указано, что документ не отвечает требованиям пункта 130 Правил N 644, а именно имеет несоответствие сведений, указанных в приложении к декларации.
По схеме внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев ситуация не изменилась, схема нечитаема, без опознавательных знаков, обозначений, без привязки зданий к канализационным сетям и колодцам, без указания схемы сбора и сброса стоков по каждому зданию и последовательности их соединения, не указана контрольная точка отбора проб.
Как указано, согласно абз 2. Пункта 130 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля, в том числе в случае отсутствия сведений или документов, указанных в форме декларации.
Согласно Форме декларации, абонент обязан указывать фактические концентрации по каждому канализационному выпуску (аналогичное требование содержится в пункте 129 Правил).
Как обоснованно указал истец, декларация, поданная ответчиком, не соответствовала Форме декларации, содержащейся в Приложении N 1 к Правилам N 644, перечень загрязняющих веществ, указанных в декларации не соответствовал пункту 129 Правил N 644, неверно указаны фактические концентрации по всем показателям, неверно указан объем водоотведения, не представлена схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев.
Доказательства того, что истцом до подачи спорных деклараций производился мониторинг состава и свойств сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента аккредитованной лабораторией ответчиком в материалы дела не представлено, внесение сведений в декларацию, а также составление схемы внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев находилось в пределах контроля ответчика, соответственно, после принятия решения о подаче декларации должно было быть реализовано именно ответчиком, но ответчик вместо совершения юридически значимых действий в виде направления декларации с представлением достоверных данных и приложений стал вновь и вновь подавать т.н. декларации в отсутствие таковых, что квалифицируется апелляционным судом также как судом первой инстанции и истцом как отсутствие декларации применительно к спорному периоду.
Доказательств опровергающих указанный вывод суда первой инстанции со ссылками на конкретные доказательства, ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, является обоснованным довод истца о том, что у абонента отсутствовала декларация, поданная в установленном порядке, действующая на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате учреждения за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов контрольных проб, правомерно применен коэффициент 2.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как апеллянт в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05 апреля 2022 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7691/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7691/2021
Истец: МУП Асиновского городского поселения "Асиновский водоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области"