г. Санкт-Петербург |
|
24 июня 2022 г. |
Дело N А56-2875/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Лебедева Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Абрамова Д.И. по доверенности;
от ответчика: Кульбертинова А.Н. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10239/2022) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2022 по делу N А56-2875/2022, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 16.12.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2515/2021, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 10.03.2022 оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, штраф снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с необходимостью согласования с третьими лицами проведения работ об осуществлении транзитного технологического присоединения, а также проведения закупочных процедур. Кроме того, Общество полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Управления выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, письменный отзыв не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Егорова А.Ю. с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 31.03.2021 между Егоровым А.Ю. и ПАО "Россети Ленэнерго" заключен договор N ОД-СЭС-009022-21/005918-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Агалатовское сельское поселение, д. Касимово, кадастровый номер: 47:07:0485001:5035 (далее - Объект), присоединяемая мощность - 15 кВт, 3 категория надежности, точка присоединения - РУ-0,4 кВ новой ТП-10/0,4 кВ, транзитом через сети 0,4 кВ ООО "Земельный ресурс".
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору составляет 6 месяцев с даты его заключения (пункт 13 Технических условий).
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи с чем определением от 24.11.2021 в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-2515/2021 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 02.12.2021 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-2515/2021.
Постановлением Управления от 16.12.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2515/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом первой инстанции установлено, что договор N ОД-СЭС-009022-21/005918-Э-21 заключен 31.03.2021, срок выполнения мероприятий по Договору составляет 6 месяцев.
Между тем технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора, не осуществлено.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору подтверждается материалами административного дела и установлен судом первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с необходимостью согласования с третьими лицами проведения работ об осуществлении транзитного технологического присоединения, а также проведения закупочных процедур.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства.
Так, судом установлено, что после поступления от Егорова А.Ю. заявки и заявок иных заявителей, ЭПУ которых расположены в одном массиве с Объектом, на заключение договора об осуществлении технологического присоединения Обществом проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в непосредственной близости от границ земельных участков заявителей расположены сети, которые находятся на балансе ООО "Земельный ресурс".
30.03.2021 Обществом в адрес генерального директора ООО "Земельный ресурс" направлен запрос исх. N СЭС/046/1646 о согласовании транзитного технологического присоединения через сети ЛЭП-0,4 кВ к земельному участку каждого из заявителей.
Письменный ответ от руководителя ООО "Земельный ресурс" в адрес Общества не поступил.
Ввиду длительности согласования транзитного технологического присоединения с вышеуказанной организацией Обществом лишь в октябре 2021 года завершены закупочные процедуры по привлечению подрядчика на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в соответствии с Техническими условиями.
В ноябре 2021 года между Обществом и привлеченным им подрядчиком заключен договор подряда на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в соответствии с Техническими условиями.
Таким образом, как полагает Общество, им осуществлены все зависящие от него действия по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в условиях недобросовестности действий третьего лица - ООО "Земельный ресурс", которое является балансодержателем сетей, расположенных в непосредственной близости от земельного участка Егорова А.Ю.
Между тем, Управлением и судом установлено, что заключение с подрядчиком договора подряда на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в соответствии с Техническими условиями выполнены за пределами сроков, установленных договором и пунктом 16 Правил.
Будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии Общество было обязано учесть сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861, а также необходимость проведения таких мероприятий с использованием сетей третьих лиц.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлены.
Таким образом, вина Общества установлена судом и Управлением и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, суд первой инстанции посчитал, что штраф в размере 600 000 руб. будет являться чрезмерным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер, в связи с чем посчитал возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением наказания до 300 000 руб. (1/2 минимального размера санкции).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 марта 2022 года по делу N А56-2875/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2875/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области