г. Санкт-Петербург |
|
24 июня 2022 г. |
Дело N А26-4908/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15111/2022) ООО "Стоматология "Дента-М" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2022 по делу N А26-4908/2021, принятое
по иску ООО "Карельский экологический оператор"
к ООО "Стоматология "Дента-М"
3-е лицо: ООО "Научно-производственная и проектная фирма "ЭКО-Маркетинг"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - истец, Региональный оператор, после смены наименования: общество с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стоматология "Дента-М" (далее - ответчик, ООО "Стоматология "Дента-М") о взыскании 5 778 рублей, в том числе 4 848,44 рублей задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2018 по 31.08.2020 и 929,56 рублей пени, начисленные за период с 11.03.2020 по 30.06.2021, а также неустойки по дату фактического исполнения обязательства.
Определением от 02.12.2021 суд привлек общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная и проектная фирма "ЭКО-Маркетинг" (ОГРН 5067847037704, ИНН 7801408972) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2022 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что договор не соответствует требованиям законодательства в области обращения с медицинскими отходами.
Никаких документов, подтверждающих наличие на муниципальных контейнерных площадках маркированных контейнеров, в которые перегружаются медицинские отходы данного класса; документов подтверждающих дезинфекцию оборотных межкорпусных контейнеров для сбора отходов класса истцом не представлено. Суд не рассматривал вопрос о соответствии контейнерных площадок требованиям санитарным правилам, фактически указал, что ответчик может складировать медицинские отходы на любой площадке, где посчитает необходимым, что недопустимо в силу указанных положений закона.
Судом при признании расчета истца обоснованным не принято во внимание, что объем принимаемых ТКО в год/м.куб. рассчитан как 1,939 куб./год * 2 сотрудников = 3,88 куб.м/год, вместе с тем, среднесписочная численность работников ООО "Стоматология "Дента-М" в спорный период составляет 1 (один) сотрудник
Действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется, и несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" по составу близки к ТКО, из приведенных выше норм законодательства не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО. Учитывая изложенное, собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Карельский экологический оператор" является Региональным оператором, обеспечивающим обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Республики Карелия с 01.05.2018 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным Региональным оператором с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 19.02.2018.
Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)".
ООО "Стоматология "Дента-М" является медицинской организацией и осуществляет свою деятельность на основании лицензии ДО-10-01-001254, выданной Министерством здравоохранения Республики Карелия.
Обращаясь в Арбитражный суд Республики Карелия, региональный оператор указал на то, что между сторонами, в силу норм действующего закона, заключен публичный договор N 31-311 АСТ на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно предмету Договора Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку и обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1 Договора). Дата начала оказания услуг 01.05.2018.
25.04.2018 на официальном сайте Регионального оператора http://rotkolO.ru/ была размещена информация о тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденная Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29.
Расчет объема ТКО определяется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объемов и (или) массы твердых коммунальных отходов" исходя из нормативов накопления ТКО на территории Республики Карелия, утвержденных Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 N 81 (размещены 23.03.2018 извещением N 1794 главной ленты новостей на официальном сайте Регионального оператора http://rotkolO.ru/).
Согласно пункту 6 Договора потребитель обязуется производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены Договором.
Постановлением Правительства РК от 29.12.2016 N 471-П утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Карелия" (далее - Территориальная схема обращения с ТКО).
Сегежский район включен в Территориальную схему обращения с ТКО на территории Республики Карелия (размещено в сети "Интернет" по адресу: http://minprirody.karelia.ru/ohrana-okruzhaiucshei-sredv/territorial-naia-shema-obracsheniia-s-othodami-respubliki-kareliia/) как объект, в котором имеются источники образования ТКО (приложение N 1 "Источники образования отходов (поселения)").
Для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории Сегежского муниципального района Региональным оператором по результатам электронного аукциона заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N 1аэф-18/223 от 28.04.2018 на период с 01.05.2018 по 31.12.2018 и N 04-19/223 от 11.12.2018 на период с 01.01.2019 по 28.02.2022 с ООО "АктивПро" (далее - Оператор).
Указанные договоры подписаны сторонами электронно-цифровой подписью непосредственно на официальном сайте закупок, в связи с чем представленные копия договоров не содержат подписей и печатей сторон.
Акты выполненных работ, согласно пункту 4.6. Договора N 1аэф-18/223 от 28.04.2018, предоставляются Оператором Региональному оператору до 10 числа месяца, а акты выполненных работ, согласно пункту 3.6. Договора N 04 - 19/223 от 11.12.2018 предоставляются Оператором Региональному оператору до 5 числа месяца, следующего за отчетным в отношении всего объема оказанных услуг по предмету договора за отчетный период, в данном случае, по всему Сегежскому району Республики Карелия.
Отчетным периодом по указанным договорам является календарный месяц (п. 3.8. Договора N 1аэф-18/223 от 28.04.2018; п. 3.4. Договора N 04 - 19/223 от 11.12.2018).
Акты оказанных услуг предоставляются по всему Сегежскому району.
Таким образом, оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Сегежского района Республики Карелия в указанный период подтверждается актами оказанных услуг оператора по транспортированию ТКО ООО "АктивПро".
Ответчик отказался заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО; в направленных в адрес истца письмах ответчик предлагал истцу заключить договор на вывоз медицинских отходов класса А; пояснял, что Общество не образовывало ТКО, а образовывало только медицинские отходы класса А. Задолженность по оплате услуг Регионального оператора за период с 01.05.2018 по 31.08.2020 ответчиком не погашена.
Истец, не согласившись с позицией ООО "Дента-М", направил ответчику претензию исх. N 08-210/3140 от 10.08.2020, оставленную Обществом без удовлетворения.
Оснований для отказа в иске суд первой инстанции не усмотрел, придя к выводу о том, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО следует из норм действующего законодательства, факт оказания услуг подтвержден, доказательств оплаты не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона "Об отходах производства и потребления").
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с твердыми коммунальными отходами эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статей 67, 68 названного Кодекса арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае, если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами, при этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156.
Для постановки правильных выводов по данному вопросу в рассматриваемом случае следовало установить обстоятельства направления потребителем заявки в адрес регионального оператора, размещения последним типового договора, направления им проекта договора в адрес потребителя, наличия (отсутствия) со стороны потребителя мотивированного отказа от его подписания, обоснованности такого отказа (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Как следует из материалов дела, истцом на официальном сайте регионального оператора был размещен типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ответчик отказался заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в направленных в адрес истца письмах ответчик предлагал истцу заключить договор на вывоз медицинских отходов класса А; поясняя, что Общество не образовывало ТКО, а образовывало только медицинские отходы класса А. Медицинские отходы класса "А" не относятся к ТКО, у него отсутствовала обязанность заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в связи с чем он заключил договоры с третьими лицами на вывоз данных отходов, поскольку тарифы, по которым региональный оператор производит начисление стоимости услуг по вывозу ТКО экономически нецелесообразны для учреждения.
Вместе с тем, суд первой инстанции признал отказ от заключения договора немотивированным, противоречащим нормам действующего законодательства, заключил, что отношения сторон в спорный период регулировались на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Между тем, довод заявителя жалобы о том, что медицинские отходы класса "А" не могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам, в связи с чем отношения связанные с обращением с указанными отходами регулируются иными нормативными актами, рассмотрен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в связи со следующим.
В силу части 2 статьи 2 Закона "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в частности в спорном периоде постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
В таблице 1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведены характеристики морфологического состава отходов. Так, класс "А" (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам) - это отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории и так далее. Сюда же относятся пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
С учетом вышеназванных норм медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам.
Указанное толкование норм права также подтверждается нормами права, относящимися к последующему периоду регулирования, так пункт 158 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", содержит уже прямое указание на применение Санитарных правил, предъявляемых к твердым коммунальным отходам, к обращению с медицинскими отходами класса "А".
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса "А" организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. При этом при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором.
При указанных обстоятельствах, поскольку факт оказания услуг по вывозу ТКО подтверждается представленными истцом актами об оказании услуг, при этом оплата их не произведена, доказательств обратного материалы дела не содержат, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, как в части взыскания основного долга, так и неустойки.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.04.2022 по делу N А26-4908/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4908/2021
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ООО "Стоматология "Дента-М"
Третье лицо: ООО "Научно-производственная и проектная фирма "ЭКО-Маркетинг", ООО "Карельский экологический оператор"
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8237/2024
18.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14813/2022
24.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15111/2022
13.04.2022 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4908/2021