г. Киров |
|
24 июня 2022 г. |
Дело N А29-15114/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Овечкиной Е.А.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Платто А.И., действующей по доверенности от 10.01.2022 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2022 по делу N А29-15114/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтодор" (ИНН: 4345414218, ОГРН: 1154345009202)
к государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (ИНН: 1101486886, ОГРН: 1111101006873)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтодор" (далее - истец, подрядчик, Общество, ООО "Спецавтодор") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ответчик, заказчик, заявитель, податель жалобы, Учреждение, Управление, ГКУ РК "Управдоркоми") о взыскании 1 854 819 рублей 14 копеек задолженности за выполненные работы по государственному контракту на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Ухта - Сосногорск км 0+000 - км 8+000 от 13.09.2021 N 0307200030621001559/2021 (далее - контракт), а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на положениях контракта, статей 309, 310, 395, 431, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 146, 168, 173, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 4, 35, 110, 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 34, 93, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) и мотивированы ненадлежащим исполнением заказчиком денежных обязательств.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции указал, что наличие или отсутствие у контрагента по договору обязанности начислить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) не исключает обязанности заказчика уплатить задолженность в размере, установленном контрактом.
Учреждение с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, не соответствующим условиям контракта является обстоятельство увеличения подрядчиком работ путем использования коэффициента 1,2 вместо выделения НДС; Учреждение ссылается на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 08.02.2021 N 305-ЭС20-18251, согласно которой указание заказчиком в проекте контракта цены с НДС не возлагает на подрядчика, применяющего упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), обязанности по уплате НДС, кроме случаев выставления самим подрядчиком счета-фактуры с выделенной в нем суммой НДС. Ответчик полагает, что в акте КС-2 подрядчик должен был выделить НДС.
Общество в отзыве отклоняет доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2022 оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.05.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.05.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Истец явку представителя не обеспечил.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без участия представителя ООО "Спецавтодор".
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.09.2021 между ГКУ РК "Управдоркоми" (заказчик) и ООО "Спецавтодор" (подрядчик) заключен контракт, по которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Ухта - Сосногорск км 0+000 - км 8+000 (далее - объект; пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 5.1 контракта цена контракта - 78 291 758 рублей 47 копеек, в том числе НДС 20 % - 13 048 626 рублей 41 копейка.
Цена контракта включает в себя все затраты, связанные с его исполнением, в том числе все налоги, сборы и другие обязательные платежи, подтверждается сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение N 8 к контракту).
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объемов работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта.
Цена контракта может быть изменена, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работы не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы
Согласно пунктам 5.2, 5.3 контракта оплата выполненных работ осуществляется путем перечисления средств с лицевого счета заказчика, открытого в Управлении Федерального казначейства по Республики Коми, на счет подрядчика в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Оплата за выполненные работы осуществляется на основании представленной заказчику подписанной и оформленной в установленном порядке справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 с приложением счета-фактуры (счета) в течение 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ формы N КС-2. При этом оплата выполненных работ осуществляется путем выплаты подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пени), указанной в справке о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3.
Источником финансирования контракта являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5.8, 5.9 контракта расчеты за выполненные работы производятся с подрядчиком. Сумма, подлежащая уплате заказчиком подрядчику (юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя), подлежит уменьшению на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Как следует из материалов дела, Общество частично выполнило работы по контракту, предъявив к приемке и оплате акт о приемке выполненных работ от 29.10.2021 N 1 и справку о стоимости выполненных работ и затрат от 29.10.2021 N 1 на сумму 11 128 914 рублей 82 копейки.
ГКУ РК "Управдоркоми" приняло выполненные работы частично на сумму 9 274 095 рублей 68 копеек, а в остальной части, составляющей 1 854 819 рублей 14 копеек, отказало в приемке и оплате, поскольку вместо выделения суммы НДС истец в акте о приемке выполненных работ применил коэффициент 1,2, что не соответствует условиям контракта.
Общество направило претензию с требованием об оплате оставшейся суммы долга Неисполнение требований претензии стало основанием для обращения с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 8, 307 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождающих гражданские права и обязанности. В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие причинения вреда и иных действий граждан и юридических лиц.
Правоотношения сторон по спорному контракту регулируются положениями главы 37 ГК РФ и Закона N 44-ФЗ.
Подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 ГК РФ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Статьей 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, НК РФ кодекса Российской Федерации) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу пункта 2 статьи 346.11 НК РФ по общему правилу организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Таким образом, подрядчик, применяющий УСН, не должен указывать НДС ни в актах КС-2, ни в актах КС-3.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, направление истцом для оплаты счета, акта по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 без выделения суммы НДС не является препятствием к оплате работ, выполнение которых ответчиком не оспаривается. Доводы Управления о применении истцом в расчетах поправочного коэффициента 1,2 при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения.
В силу статей 1, 9 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе и по своему усмотрению. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Ответчик, объявляя электронный аукцион и заключая с истцом контракт на приведенных в нем условиях, где отсутствуют положения об обязательном уменьшении цены контракта на сумму НДС в отношении подрядчика, находящегося на УСН, должен был предвидеть и осознавать последствия своего поведения.
Таким образом, учитывая, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 АПК РФ), а в рассматриваемом случае истец, избрав способ защиты права в виде взыскания оставшейся суммы долга за выполненные работы по контракту, который проанализировал суд первой инстанции в рамках рассматриваемого спора, в сложившейся ситуации доказал факт нарушения со стороны ответчика своих прав и законных интересов.
Доводам Учреждения также дана надлежащая оценка в решении суда первой инстанции, у апелляционного суда нет оснований для их переоценки.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.03.2022 по делу N А29-15114/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.А. Овечкина |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15114/2021
Истец: ООО "СПЕЦАВТОДОР"
Ответчик: Государственное Казенное Учреждение Республики Коми "Управление Автомобильных Дорог Республики Коми"