город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2022 г. |
дело N А32-1644/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Климан Ю.А. по доверенности от 30.03.2021, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.02.2022 по делу N А32-1644/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское"
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьего лица: администрации муниципального образования Северского района,
о признании незаконным решения, об обязании предоставить в собственность земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик, департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 N 101 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенное в письме N 52-32-16-36864/20 от 09.10.2020, об отказе в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское" (ИНН 2312217595) земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ПСК "Предгорье Кавказа", участок N 306;
- обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения и в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении в собственность Общества с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское" (ИНН 2312217595) земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ПСК "Предгорье Кавказа", участок N 306, а также подготовить проект договора купли-продажи указанного Земельного участка и направить его Обществу с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское" с предложением о заключении;
- взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Северский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 исковые требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что департаментом нарушены положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку вид разрешенного использования земельного участка соответствовал целям использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, вследствие чего отсутствовали законные основания для отказа ООО "ПХ-Смоленское" в предоставлении в собственность земельного участка.
Указанное решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в предоставлении в собственность ООО "ПХ-Смоленское" земельного участка нарушает законные интересы последнего.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении требований ООО "ПХ-Смоленское" отказать.
В обоснование жалобы департамент приводит следующие доводы:
- решение об отказе в предоставлении в собственность ООО "ПХ-Смоленское" земельного участка было принято с учетом информации, поступившей из Управления архитектуры администрации муниципального образования Северский район, согласно которой земельный участок расположен в зоне объектов санаторно-курортного значения Р-К. В связи с чем, использование земельного участка в целях сельскохозяйственного использования не предусмотрено ни основными, ни вспомогательными, ни условными видами разрешенного использования. На момент рассмотрения заявления истца у ответчика имелись законные основания для принятия решения об отказе, а соответствующие изменения в документы территориального планирования внесены не были, оспариваемое истцом решение полностью соответствовало действующему законодательству;
- документы, изготовленные после принятия решения об отказе, не могут являться основанием для признания такого решения недействительным, общество вправе повторно обратиться в уполномоченный орган.
В отзыве на апелляционную жалобу истец жалобу не признал.
В судебном заседании представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела, между администрацией муниципального образования Северский район (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Краснодарнефтегазстрой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 8826000075 от 01.02.2012 (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях данного договора земельный участок N 306 из земель сельскохозяйственного назначения (фонда перераспределения земель Краснодарского края) с кадастровым номером 23:26:1001000:286, общей площадью 189 902 кв.м, расположенный в границах бывшего ПСК "Предгорье Кавказа", предназначенный для сельскохозяйственного использования без капитального строительства (п. 1.1 договора).
Согласно п. 7.1 договор вступает в силу и становится обязательным для сторон со дня его государственной регистрации.
В соответствии с п. 7.2 договор земельного участка действует в течение 10 лет.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 30.03.2012, соответственно, действует до 30.03.2022.
Обществу с ограниченной ответственностью "ПХ-Смоленское" (арендатор) на основании договора переуступки прав (цессии) от 12.08.2014 по договору аренды земельного участка N 8826000075 от 01.02.2012 было передано право аренды на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером: 23:26:1001000:286, расположенный по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ПСК "Предгорье Кавказа", участок N 306.
Договор переуступки прав (цессии) зарегистрирован в установленном законом порядке 26.09.2014, запись регистрации 23-23-01/2087/2014-2108.
11.09.2020 заявитель, на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
В заявлении о предоставлении земельного участка в собственность ООО "ПХ-Смоленское" были перечислены следующие цели использования спорного земельного участка: для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство; для производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур, не менее, указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"; для создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян.
Письмом от 09.10.2020 N 52-32-16-36864/20 департамент отказал заявителю в заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Основываясь на положения п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности без проведения торгов, в связи с тем, что разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Основанием для отказа послужила информация, предоставленная управлением архитектуры администрации муниципального образования Северский район, предоставленная в письме N 909-А от 17.09.2020, согласно которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Смоленского сельского поселения от 31.10.2014 N 19 (с изменениями от 19.12.2019 N 502) земельный участок с кадастровым номером 23:26:1001000:286 расположен в зоне объектов санаторно-курортного значения Р-К. В связи с чем, использование земельного участка в целях сельскохозяйственного использования не предусмотрено ни основными, ни вспомогательными, ни условными видами разрешенного использования.
В соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В связи с вышеуказанным, департамент отказал обществу в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность.
Считая отказ департамента в предоставлении спорного земельного участка в собственность незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По смыслу ст.ст. 1, 11, 12 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующие принудительной защиты.
В соотвествии с ч. 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
В силу Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение, оспариваемых действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
На основании п. 6 ст. 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст. 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
В силу подп. 9 п. 2 ст. 39.3. ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды (договор 01.02.2012) при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (договор истекал 30.03.2022).
Заявление о предоставлении земельного участка в собственность подано заявителем 11.09.2020, то есть по истечении трех лет с момента заключения договора аренды земельного участка (договор переуступки прав (цессии) зарегистрирован 26.09.2014) и в пределах срока договора аренды (окончание срока действия договора аренды 30.03.2022).
Статьей 39.17 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 ЗК РФ.
Как указано выше, основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность послужило его нахождение в зоне объектов санаторно-курортного значения.
В соответствии со статьей 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами.
При определении правового режима спорного земельного участка необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 2 ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов" рекреационного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:26:1001000:286 относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного использования".
Среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности названы обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно п.п. 2 и 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительной документацией, содержащей положение о территориальном планировании развития территории, служит генеральный план. Вместе с тем, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса, реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Частью 5 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
На спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, относящиеся к санаторно-курортному назначению.
Уполномоченным органом не представлены доказательства, подтверждающие реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов санаторно-курортного назначения.
Согласно предоставленному третьим лицом - администрацией муниципального образования Северский район отзыву на заявление, внесение сведений в Правила землепользования и застройки об отнесении расположения спорного земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286 к зоне объектов санаторно-курортного значения Р-К произошло вследствие технической ошибки. В настоящее время ведутся работы по корректировке генерального плана Смоленского сельского поселения.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, с момента предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286 в аренду ООО "ПХ-Смоленское" администрацией муниципального образования Северский район не было выявлено нарушений земельного законодательства при использовании спорного земельного участка арендатором.
В материалы дела представлен акт обследования земельного участка N 497 от 27.10.2021, в соответствии с которым, нарушений земельного законодательства при осмотре спорного земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286 (из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство) не выявлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовые основания для отказа заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка у заинтересованного лица отсутствовали.
Таким образом, требования заявителя о признании оспариваемого отказа незаконным подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Соответственно, положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в части обязания соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, применяются в случаях указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными. Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) соответствующего органа - незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконными суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок.
Суд первой инстанции признал незаконным, не соответствующим ЗК РФ и Закону N 101-ФЗ решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенное в письме N 52-32-16-36864/20 от 09.10.2020 об отказе в предоставлении в собственность ООО "ПХ-Смоленское" земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, в границах ПСК "Предгорье Кавказа", участок N 306 и обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении в собственность ООО "ПХ-Смоленское" указанного земельного участка, а также подготовить и направить в адрес ООО "ПХ-Смоленское" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:26:1001000:286.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Довод о том, что заинтересованное лицо действовало на основании документа, который свидетельствовал об изменении категории земель и разрешенном использовании земельного участка не состоятелен, поскольку в распоряжении уполномоченного органа имелись также иные сведения, подтверждающие, что земельный участок относится к категории сельскохозяйственного назначения.
Так, указанные сведения содержались в самом договоре аренды, в котором подробно были прописаны и категория земель, и разрешенное использование, сведения об отнесении земельного участка к категории сельскохозяйственных земель отражены в ЕГРП.
Как указано ранее, в силу ч. 3 ст. 5 Закона N 172-ФЗ перевод земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Таких изменений в ЕГРП не вносилось.
С учетом данных обстоятельств, Департамент имущественных отношений Краснодарского края при наличии противоречивой информации относительно категории земель спорного земельного участка, содержащейся в ЕГРП, и отраженной в письме Управления архитектуры администрации муниципального образования Северский район, не может ссылаться на принятие им законного и обоснованного решения по заявлению.
Ссылка о том, что решение об отказе не затрагивало имущественные права заявителя, не соответствует действительности, поскольку именно указанным решением истец был лишен возможности приобрести спорный земельный участок в собственность.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о признании незаконным соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции критически относится к доводу о том, что заявитель - ООО "ПХ Смоленское" может повторно обратиться в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, поскольку фактически истец в настоящее время лишен такого права в силу в силу ст. 39.3. ЗК РФ. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства возможна, если заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В рассматриваемом случае договор аренды истек 30.03.2022, следовательно, повторная подача заявления истцом не будет соответствовать положениям вышеуказанной нормы права.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 по делу N А32-1644/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1644/2021
Истец: ООО "ПХ-СМОЛЕНСКОЕ"
Третье лицо: Администрация мунициплаьного образования Северский район, Администрация Северского района Краснодарского края, Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края