г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2022 г. |
Дело N А56-18803/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Лебедева Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10720/2022) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2022 по делу N А56-18803/2021, принятое
по заявлению акционерного общества "Почта России"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании акта,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным акта от 01.02.2021 N 04-20/1724 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (далее - Акт).
Решением суда от 24.02.2022 оспариваемый акт признан недействительным.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управлением подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что акт контроля составлен за пределами сроков, установленных законом, является ошибочным. Также Управление полагает, что судом необоснованно не рассмотрено фактическое состояние расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) между Обществом и бюджетом.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам проверки представленной ФГУП "Почта России" (правопреемником является АО "Почта России") декларации НВОС за 2019 год был составлен акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 01.02.2021 N 04-20/1724, в котором отражены следующие нарушения:
- неправомерно была не исчислена плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды объектом III категории в отсутствие отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
В результате перерасчета Управление на основании пункта 46 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255) направило Обществу требование о погашении задолженности по плате за НВОС в размере 112 049 руб. 20 коп.
Не согласившись с актом от 01.02.2021 N 04-20/1724, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, указав на то, что в нарушение пункта 37 Правил N 255 оспариваемый акт от 01.02.2021 N 04-20/1724 составлен за пределами установленного срока для проведения контроля за исчислением платы за НВОС.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС является календарный год (часть 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (часть 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2020).
В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
Пунктом 4 Правил N 255 установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 35 Правил N 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 40 Правил N 255 в случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Судом первой инстанции установлено, что декларация о плате за НВОС за 2019 год поступила в Управление 04.03.2020 в электронном виде.
Поскольку контроль за исчислением заявителем платы за НВОС за 2019 год не был осуществлен Управлением в установленный пунктом 37 Правил N 255 срок, суд пришел к выводу о составлении оспариваемого акта с нарушением требований названных Правил, что послужило основанием для признания его недействительным.
Между тем, проведение контроля и направление акта за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил N 255, не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за НВОС за 2019 год со стороны Общества и об освобождении Общества от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В Правилах N 255 не предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока результаты контроля признаются недействительными.
Нарушение данного срока не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, как основанное на неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Ссылка подателя жалобы на не рассмотрение судом фактического состояния расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду между Обществом и бюджетом подлежит отклонению, поскольку Общество в своем заявлении в обоснование заявленных требований не ссылалась на неправильно произведенные Управлением расчеты, указывая только на несоблюдение Управлением срока проведения проверки. Кроме того, заявитель не лишен права обратиться в суд с заявлением об оспаривании требования, выставленного по результатам проверки, либо приводить свои доводы при обращении Управления с иском в суд о взыскании задолженности, в рамках которого судом и будет дана надлежащая оценка правомерности начисления соответствующих сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 февраля 2022 года по делу N А56-18803/2021 отменить.
В удовлетворении заявления акционерному обществу "Почта России" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18803/2021
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования