город Омск |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А81-10902/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Брежневой О.Ю.
судей Аристовой Е.В., Дубок О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Титовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5496/2022) конкурсного управляющего Юрченко Бориса Владимировича на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2022 года по делу N А81-10902/2019 (судья Джанибекова Р.Б.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего Юрченко Бориса Владимировича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8904038130) о признании недействительной сделки и применении последствий ее недействительности, при участии в обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Новоуренгойское Управление Буровых Работ" (ИНН 8904049068, ОГРН 1068904016026),
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому округу (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилось 29.11.2019 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Новоуренгойское Управление Буровых Работ" (далее - ООО "НУБР", должник) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2019 заявление принято, возбуждено производство по делу N А81-10902/2019, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику.
В Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа из Арбитражного суда города Москвы по подсудности передано заявление общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" (далее - ООО "Промсервис") о признании ООО "НУБР" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.03.2020 заявление ООО "Промсервис" принято к производству как заявление о вступлении в дело о банкротстве ООО "НУБР".
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.07.2020 заявление ФНС России оставлено без рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.08.2020 (резолютивная часть от 30.07.2020) заявление ООО "Промсервис" признано обоснованным, в отношении ООО "НУБР" введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца, временным управляющим должника утвержден Юрченко Борис Владимирович.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 08.08.2020.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.11.2020 (резолютивная часть от 23.11.2020) ООО "НУБР" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден Юрченко Борис Владимирович.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 28.11.2020.
Конкурсный управляющий Юрченко Б.В. (далее - заявитель, податель жалобы) обратился 23.11.2021 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, в котором просил:
1. Признать недействительными сделки по перечислению ООО "НУБР" денежных средств в пользу МИФНС N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ФНС России, налоговый орган, ответчик) в размере 80 581 264 руб. 38 коп.;
2. Применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с ФНС России денежных средств в размере 80 581 264 руб. 38 коп.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым:
- признать недействительными сделки по перечислению ООО "НУБР" денежных средств в пользу ФНС России в размере 23 503 363 руб. 18 коп.;
- применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с ФНС России в пользу должника денежных средств в размере 23 503 363 руб. 18 коп.
В обоснование апелляционной жалобы подателем указано, что диспозиция пункта 2 статьи 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не требует от конкурсного управляющего предоставления доказательств, подтверждающих, что ответчик знал или должен был знать о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника. Оспариваемые платежи совершены с 04.12.2019, то есть в период за 1 месяц до возбуждения дела о банкротстве и после возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем конкурсный управляющий не должен доказывать осведомленность налогового органа о неплатежеспособности должника. Суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что сделка была совершена в рамках обычной хозяйственной деятельности должника.
Также апеллянт указывает, что конкурсным управляющим представлены доказательства того, что на даты списания денежных средств у должника имелась задолженность по заработной плате, ответчик знал о неплатежеспособности должника в силу наличия неисполненных обязательств по ранее возникшим обязательствам
ФНС России в отзыве на апелляционную жалобу опровергает изложенные в ней доводы, просит оставить принятый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое определение проверено лишь в части доводов апелляционной жалобы, в остальной части обжалуемое определение не проверяется.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.04.2022 по настоящему делу в обжалуемой части.
Как следует из материалов обособленного спора и установлено судом первой инстанции, должником осуществлялись операции по перечислению денежных средств в пользу налогового органа в период с 04.12.2019 по 27.07.2020 на общую сумму 80 581 264,38 руб.
Согласно доводам апелляционной жалобы оспариваемая сумма, за исключением платежей 2 очереди, составляет - 23 503 363,18 руб.
В результате совершения вышеуказанных платежей, по мнению конкурсного управляющего, было оказано предпочтение уполномоченному органу перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, при осведомленности уполномоченного органа о наличии просроченных обязательств должника перед иными конкурсными кредиторами.
Конкурсный управляющий должника полагает, что уполномоченный орган на момент совершения оспариваемых платежей знал о наличии просроченной задолженности должника перед иными кредиторами, поскольку в 2018 году в отношении должника уже возбуждалось дело о несостоятельности (банкротстве) (дело N А81-3989/2018); кроме того, в отношении ООО "НУБР" были неоднократно опубликованы сообщения о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом 11.05.2018, 22.11.2018, 22.11.2019, 27.11.2019, 02.12.2019 и другие. Соответствующие сведения являются общедоступными и могут быть известны всем лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Согласно данным бухгалтерского баланса ООО "НУБР" по результатам 2018 года, которые также размещаются в свободном доступе, имеется отраженный убыток, что свидетельствует о недостаточности имущества должника для покрытия существующих обязательств.
В том числе к дате совершения оспариваемых платежей в отношении должника были вынесены судебные акты о взыскании задолженности, которые не были погашены должником и включены в реестр требований кредиторов в настоящий момент.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявленного требования, коллегия судей отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
Статьей 61.9 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 63) под сделками, которые могут оспариваться по правилам главы III.1 этого Закона, понимаются, в том числе действия, являющиеся исполнением гражданско-правовых обязательств (в том числе наличный или безналичный платеж должником денежного долга кредитору, передача должником иного имущества в собственность кредитора), или иные действия, направленные на прекращение обязательств (заявление о зачете, соглашение о новации, предоставление отступного и т.п.); банковские операции, в том числе списание банком денежных средств со счета клиента банка в счет погашения задолженности клиента перед банком или другими лицами (как безакцептное, так и на основании распоряжения клиента).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве, сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в частности при наличии одного из следующих условий:
сделка направлена на обеспечение исполнения обязательства должника или третьего лица перед отдельным кредитором, возникшего до совершения оспариваемой сделки;
сделка привела или может привести к изменению очередности удовлетворения требований кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки;
сделка привела или может привести к удовлетворению требований, срок исполнения которых к моменту совершения сделки не наступил, одних кредиторов при наличии не исполненных в установленный срок обязательств перед другими кредиторами;
сделка привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве сделка, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Бремя доказывания того, что сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения, лежит на оспаривающем ее лице.
Дело о банкротстве должника возбуждено определением от 08.12.2019, спорные платежи подпадают под период регулирования, установленный пунктом 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве.
По общему правилу, в случае если сделка должника, совершенная в этот период, является преференциальной, недобросовестность контрагента (осведомленность контрагента об ущемлении законных интересов других кредиторов), правового значения не имеет.
По сути заявления конкурсный управляющий оспаривает уплату налогов за период с 04.12.2019 по 27.07.2020 при наличии иных кредиторов, то есть с даты принятия судом заявления уполномоченного органа о признании ООО "НУБР" несостоятельным (банкротом) по дату введения в отношении должника процедуры наблюдения по заявлению ООО "Промсервис".
Вместе с тем, в отношении исполнения налоговых обязательств общее правило действует с оговоркой, предусмотренной пунктом 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве, сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора не могут быть оспорены на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора известных соответствующему конкурсному кредитору денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.
Принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений в силу статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является ординарным способом погашения задолженности, применяемым при нежелании налогоплательщика (налогового агента) погасить долг перед бюджетом в добровольном порядке по различным причинам, в том числе не связанным с фактической несостоятельностью.
Поэтому, само по себе выставление к расчетному счету инкассовых поручений налоговой инспекцией не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа по отношению к иным кредиторам должника.
Согласно абзацу 10 пункта 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), судам также следует учитывать, что в силу пункта 10 статьи 13 Закона N 222-ФЗ при рассмотрении заявлений об оспаривании сделок (действий) по уплате (взысканию) обязательных платежей, поданных после 01.09.2016, такие действия могут быть признаны недействительными на основании пунктов 1 и 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве, если в соответствии с пунктом 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве будет установлено, что органы, осуществляющие взыскание обязательных платежей, действительно обладали сведениями о наличии у должника просроченных денежных обязательств перед конкурсными кредиторами, что позволяло сделать однозначный вывод о получении предпочтения при удовлетворении публичных требований.
При этом с момента официального опубликования сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается, что органы, осуществляющие взыскание обязательных платежей, обладают информацией о наличии у должника неисполненных в установленный срок требований по денежным обязательствам.
Таким образом, в отношении обязательных платежей установлен специальный критерий недобросовестности.
В Налоговом кодексе отсутствует норма, предоставляющая налоговому органу право отказать в принятии налоговых платежей от налогоплательщика, отвечающего признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества, или не принимать мер к принудительному взысканию с него недоимки (статьи 46 и 47 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей, не могут быть оспорены на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора или законодательства Российской Федерации, известных соответствующему конкурсному кредитору (уполномоченному органу) денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.
В пункте 15 Обзора от 20.12.2016 указано, что по себе выставление инкассовых поручений налоговой инспекцией не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа по отношению к иным кредиторам должника. Таким образом, как платежи, совершенные должником в рамках добровольного исполнения им обязанности по уплате обязательных платежей, так и платежи, совершенные в результате выставления уполномоченным органом инкассовых поручений (безакцептное списание), являются ординарными способами исполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей в том их смысле, который придается им пунктом 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве.
При этом, как следует из пункта 15 Обзора от 20.12.2016, исполнение обязанности по уплате обязательных платежей в принудительном внесудебном порядке само по себе не является основанием для признания данных действий недействительными на основании пункта 3 статьи 61.3 Закона о банкротстве, поскольку не означает, что органу, осуществляющему взыскание платежей, было известно о неплатежеспособности (недостаточности имущества) должника.
Как было указано, пунктом 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 222-ФЗ) установлен специальный критерий недобросовестности, который применяется в отношении обязательных платежей.
В соответствии с новой редакцией данной нормы в том случае, когда органом, осуществляющим взыскание обязательных платежей, не допущено нарушение требований законодательства (обязательные платежи начислены в соответствии с законом, действия по их взысканию совершены в установленные сроки и т.п.), предусмотренные статьей 61.3 Закона о банкротстве неблагоприятные для органа последствия наступают при условии, что на момент исполнения обязанности по уплате обязательных платежей в его распоряжении действительно имелись сведения о наличии у должника уже просроченных денежных обязательств перед конкурсными кредиторами, которые не были погашены до возбуждения дела о банкротстве, что позволяло сделать однозначный вывод о получении предпочтения при удовлетворении публичных требований.
В настоящем случае налоговым органом в рамках своих полномочий на основании документов должника выявлялись недоимки по конкретным налогам, сборам, выставлялось требование об их уплате, по истечении установленного в требованиях срока уплаты, принимались меры для принудительного взыскания в бесспорном порядке в соответствии с нормами Налогового кодекса.
В абзацах пятом и шестом пункта 12 Постановления N 63 разъяснено, что получение кредитором платежа в ходе исполнительного производства, или со значительной просрочкой, или от третьего лица за должника, или после подачи этим или другим кредитором заявления о признании должника банкротом само по себе еще не означает, что кредитор должен был знать о неплатежеспособности должника.
Если платеж был получен после того, как кредитор подал заявление о признании должника банкротом или узнал о подаче такого заявления другим кредитором, то при решении вопроса о добросовестности такого кредитора следует, в частности, учитывать, свидетельствовали ли обстоятельства подачи такого заявления о том, что имеет место действительно неплатежеспособность должника, либо инициатор банкротства рассматривает возбуждение такого дела как ординарный вариант принудительного исполнения судебного решения, а также были ли поданы в рамках возбужденного дела о банкротстве заявления других кредиторов.
При этом, высшими судебными инстанциями неоднократно излагалась правовая позиция о недопустимости отождествления неплатежеспособности с неоплатой конкретного долга отдельному кредитору (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 18245/12, определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2016 N 310-ЭС15-12396).
Поскольку кредитор всегда осведомлен о факте непогашения долга перед ним, это, безусловно, не свидетельствует о том, что он должен одновременно располагать и информацией о наличии признаков объективного банкротства должника. Выяснение добросовестности кредитора, чьи требования удовлетворяются должником непосредственно до или после обращения кредиторов в суд с заявлением о признании должника банкротом, является существенным для рассмотрения подобного рода споров.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 18245/12, а также в абзацах пятом и шестом пункта 12 Постановления N 63, для квалификации полученного кредитором-заявителем в счет погашения его требования платежа, произведенного должником, в качестве преференциальной сделки необходимо учитывать добросовестность кредитора-заявителя.
Если кредитор-заявитель рассматривал инициирование возбуждения дела о банкротстве должника в качестве ординарного (обычного) варианта принудительного исполнения судебного решения о взыскании с должника денежных средств, то погашение его требования после возбуждения производства по делу само по себе не является достаточным основанием для признания его недействительной сделкой по пунктам 1, 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве.
Сам же механизм удовлетворения требований кредиторов только после обращения их с заявлениями о банкротстве может быть обусловлен стремлением должника получить отсрочку исполнения обязательств для преодоления преходящего дефицита денежных средств.
Для признания подобного платежа недействительной сделкой должна быть доказана явная направленность воли кредитора-заявителя на преодоление установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов должника, то есть, прежде всего, субъективная осведомленность кредитора-заявителя о том, что неплатежеспособность должника имеет не краткосрочный, а глубокий характер, и полный дефолт, переходящий в юридическое банкротство, в ближайшее время неизбежен.
Иными словами, кредитор в момент получения исполнения должен быть осведомлен о неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов (объективное банкротство).
Для признания спорных платежей в пользу ответчика недействительными конкурсному управляющему следовало доказать осведомленность ответчика о том, что на момент совершения таких платежей должник имел неисполненные денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей перед конкретными иными конкурсными кредиторами, срок исполнения которых наступил, однако несмотря на указанное обстоятельство принял от должника денежные средства в общей сумме 23 503 363,18 руб.
Причем наличие неисполненных и просроченных обязательств по уплате обязательных платежей и естественная осведомленность об этом ответчика правового значения не имеют.
Между тем в материалах дела, как правильно указал суд первой инстанции, такие доказательства отсутствуют.
Конкурсный управляющий не раскрыл и не доказал, о каких именно просроченных обязательствах (перед какими именно кредиторами) было известно ответчику.
Вопреки норме статьи 65 АПК РФ конкурсным управляющим не представлены доказательства осведомленности уполномоченного органа о неплатежеспособности должника.
При этом характер оспариваемых сделок не предполагал проверку сведений о должнике и его имущественном положении, доказательств неправомерного начисления налоговым органом обязательных платежей также не представлено.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства осведомленности уполномоченного органа о наличии у должника просроченных денежных обязательств перед конкурсными кредиторами на дату погашения задолженности перед бюджетом.,
При этом само по себе наличие исковых требований к должнику не свидетельствует о его неудовлетворительном финансовом состоянии, и не налагает на уполномоченный орган, не являющийся стороной в спорах, обязанности по отслеживанию судебных споров налогоплательщика.
Кроме того, наличие судебного акта о взыскании с должника задолженности не означает, что должник является неплатежеспособным, поскольку из этого не следует, что взыскание задолженности в судебном порядке было вызвано исключительно недостаточностью денежных средств.
Сведения бухгалтерского баланса также не позволяли уполномоченному органу сделать однозначный вывод о наличии у ООО "НУБР" признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества. В то же время закон не обязывает налоговый орган анализировать содержание бухгалтерского баланса налогоплательщика на предмет несостоятельности должника перед взысканием задолженности по уплате обязательных платежей в безакцептном порядке, принятием денежных средств по платежным поручениям, поскольку ФНС России является получателем денежных средств в силу установленной НК РФ обязанности юридического лица уплачивать налоги при осуществлении им хозяйственной деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, формальное превышение размера кредиторской задолженности над размером активов, отраженное в бухгалтерском балансе должника, не является свидетельством невозможности общества исполнить свои обязательства, такое превышение не может рассматриваться как единственный критерий, характеризующий финансовое состояние должника.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, на момент совершения спорных платежей какая-либо процедура банкротства в отношении должника открыта не была, соответственно, официальная публикация сведений об открытии процедуры банкротства не производилась.
Более того, в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации уплата налога является публичной обязанностью, а не правом налогоплательщика, на содержание которой он не может повлиять своим волеизъявлением.
Соответственно, уплата налога в целях причинения вреда кредиторам может иметь место только в случаях, когда такая уплата имела место в размере большем, чем это установлено законом (переплата), либо такая обязанность исполнена со значительным опережением сроков исполнения при наличии иных обязательств должника (заведомо предпочтительное исполнение). Кроме того, спорные платежи были направлены на исполнение денежных обязательств должника перед бюджетом, существование которых конкурсным управляющим не оспорено и не опровергнуто.
В данном случае судом первой инстанции не установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогового органа, который, в частности, согласился принять исполнение без учета принципов очередности и пропорциональности, располагая информацией о недостаточности имущества должника для проведения расчетов с другими кредиторами.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства осведомленности уполномоченного органа о наличии у должника просроченных денежных обязательств перед конкурсными кредиторами, позволяющие сделать однозначный вывод о получении предпочтения удовлетворения требований.
Удовлетворяя требования кредитора в рамках своей обычной хозяйственной деятельности, должник не дает такому лицу разумных оснований сомневаться в правомерности своих действий.
В связи с этим на добросовестного кредитора, которому не должно было быть известно о получении им предпочтения перед иными кредиторами, не возлагаются негативные последствия, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве.
Исходя из буквального толкования нормы пункта 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве, а также с учетом положений Обзора от 20.12.2016, суд первой инстанции обоснованно заключил, что конкурсным управляющим в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не предоставлено совокупности доказательств, необходимых для признания оспариваемых сделок недействительными; признаки недобросовестности в действиях налогового органа по получению от должника оспариваемых платежей отсутствуют.
При этом доводы конкурсного управляющего о наличии у должника по состоянию на 2019 год задолженности по заработной плате судом отклонены как неподтвержденные надлежащими доказательствами.
Согласно приложенной справке от 20.08.2020 исх. N 327 ООО "НУБР" по состоянию на 20.08.2020 имеет задолженность по заработной плате в размере 49 032,90 руб., в том числе за июль 2020 года - 49 032,90 руб.
С учетом дат оспариваемых платежей и размера задолженности по заработной плате указанная справка не отвечают признакам относимости доказательства по делу. Кроме того, как следует из обжалуемого определения, в судебном заседании представитель уполномоченного органа указал, что у ООО "НУБР" никогда не было задолженности по заработной плате; данная информация также не отражена конкурсным управляющим ни в одном отчете.
Данные обстоятельства подателем жалобы документально не опровергнуты.
Иные доводы апелляционной жалобы отмену обжалуемого судебного акта не влекут.
С учетом изложенного, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований, не может быть признан необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2022 года по делу N А81-10902/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Брежнева |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10902/2019
Должник: ООО "Новоуренгойское Управление Буровых Работ"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ ТЮМЕНЬ", АО "ГрандМоторс", АО "Почта России", АО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "СПЕЦМОНТАЖ-2", АО "РН-Няганьнефтегаз", АО "Сибирская Сервисная компания", АО "Сибнефтегаз", Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ассоциация арбитражных управляющих "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", Восьмой арбитражный апелляционный суд, Гаврилова Гульнара Глюсовна, ГУП Ямало-Ненецкого автономного округа "Аварийно-спасательное формирование "Ямальская военизированная противофонтанная часть", Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой, ИП Масюк Владимир Владимирович, Конкурсный управляющий Юрченко Борис Владимирович, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ, Мер Дамир Залимович, Михайлов Константин Георгиевич, МУП "УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ, Новоуренгойский городской суд, ОАО "Всероссийский банк развития регионов", ОАО "Сибирская нефтегазовая компания", Общество с ограинченной ответственностью "НьюТек Сервисез", Общество с ограниченной отвыетственностью "Ай Ди Эс Дриллинг", ООО "Автоматикасервис", ООО "Ай Ди Эс навигатор", ООО "Альянс-Энерджи", ООО "Газпром недра", ООО "Градорика", ООО "Инновационные технологии", ООО "Интеллект Дриллинг Сервисиз", ООО "ИЭТ-ИНЖИНИРИНГ", ООО Корпорация "Роснефтегаз", ООО "МТК", ООО "Невада-ДСТ", ООО "Нефтесервисные технологии", ООО "Нижневартовсктранспродукт", ООО "Ойл Линк", ООО предприятие повышения нефтеотдачи "Сиббурмаш", ООО Производственно-коммерческая фирма "Энергосфера", ООО "Промбурсервис", ООО "ПромКомплектЦентр", ООО "ПромСервис", ООО "Ресурс-Комплект", ООО "Роснефтегаз-Харп", ООО "Северспецстрой", ООО "СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР СБМ", ООО "Служба скорой медецинской помощи", ООО "Служба скорой помощи", ООО "СпецГеоСервис", ООО "ТехАльянс", ООО "Трансмил", ООО "Энерго Инжиниринг", ООО "ЮниТрейд", ООО "ЯМАЛНЕФТЬ", Отдел судебных приставов, ПАО "Сбербанк", ПАО "Сбербанк России", Руин Кирилл Германович, Саморегулируемая организация "Союз "Строители Ямало-Ненецкого автономного округа", САУ "Авангард", Служба судебных приставов, Суд общей юрисдикции, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление по вопросам миграции Управление Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Юрченко Борис Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2025 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12565/2024
07.02.2025 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3258/2023
13.12.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10967/2024
28.11.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
20.11.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
08.08.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-161/2024
02.08.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-499/2024
22.07.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
11.06.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
27.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9245/2023
26.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12976/2023
11.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
21.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4880/2023
31.05.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
31.05.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3258/2023
09.02.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9466/2022
10.01.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15281/2022
18.10.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8911/2022
12.10.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9906/2022
01.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
04.07.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5199/2022
04.07.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5496/2022
30.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5205/2022
30.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5202/2022
30.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5204/2022
30.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5203/2022
02.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
18.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15011/2021
05.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15052/2021
01.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-127/2022
25.01.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14848/2021
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7597/2021
14.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10919/2021
04.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7500/2021
21.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-110/2021
23.11.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-10902/19